Король умер! Что будет с кузовным чемпионатом мира после этого сезона?
То, что кузовной чемпионат мира WTCC переживает сложные времена, было понятно давно: отсутствие притока новой «крови» в серию делали разговоры о будущем непростым испытанием для промоутера Туринга Франсуа Рибейро. События этого сезона и вовсе намекали на возможный мрачный исход. Заводская команда Volvo заявила о том, что свернет гоночные активности в конце года, а японцы из Хонды занимались созданием нового Сивика TCR, пропуская вопросы о новой машине по требованиям «мирового» класса TC1 мимо ушей. Других заводских команд в WTCC не было и не ожидалось. Да и идея с возможным переходом на требования а-ля DTM не нашла поддержки среди участников процесса — слишком дорого! В общем, казалось, что в следующем сезоне мы вообще останемся без кузовного чемпионата мира — как это в свое время было с гонками в классе GT. Однако организаторы WTCC все же нашли выход из ситуации, договорившись с промоутером международной серии TCR Марчелло Лотти.
Идея возможного объединения чемпионата WTCC и серии DTM (на фото) пока так и осталась только идеей
Переговоры между владельцами двух самых известных международных кузовных турниров начались в начале осени и, несмотря на смелые заявления Франсуа Рибейро об их быстром положительном исходе, его первые предложения были отвергнуты. В итоге дискуссии затянулись до середины ноября, и можно предположить, что закончились они все же на условиях Лотти. В итоге все же умер чемпионат WTCC. Но только лишь для того, чтобы на два года переродиться в FIA WTCR — кузовной Кубок мира! Для этого Лотти на тот же срок передал Рибейро право пользования интеллектуальной собственностью TCR.
Отживающий свой век регламент TC1 был введен под приход заводской команды Citroen и действовал всего четыре года. Машины получились очень дорогими и очень быстрыми: к примеру, на трассе Moscow Raceway техника WTCC выигрывала у автомобилей TCR около пяти секунд с круга
На первый взгляд кажется, что Марчелло не было смысла договариваться с компанией Discovery (которая владеет организатором WTCC, каналом Eurosport) — в TCR и так все было нормально. Однако на деле, несмотря на отличный набор техники и интерес со стороны почти десятка автопроизводителей, промоутеру TCR International Series тоже приходилось достаточно сложно. До идеальной ситуации — полной стартовой решетки с автомобилями от сателлитов заводских команд — было далеко. А без них в чемпионате нельзя было рассчитывать на корпоративные бюджеты. В итоге Лотти, как и Рибейро, также приходилось поддерживать своих участников финансово. Ну а в новой ситуации итальянец сохранит полный контроль над миром TCR (технический регламент серии, к слову, заморожен до конца 2019 года) и через два года, когда промоутеры Кубка мира выберут новый путь, Марчелло сможет воспользовался плодами их работы.
В теории должны остаться довольны все: FIA сохранила роль спортивного регулятора, Рибейро и компания — возможность заниматься маркетингом и «рубить» звонкую монету, ну а Лотти остался при чемпионате в роли контролера лицензиата. Кубок мира 2018 года будет закрыт для автопроизводителей — в него будут допускаться только частные команды. Системы баланса производительности и весовых гандикапов автомобилей останутся такими же, как и в TCR International Series. Предварительный календарь WTCR, состоящий из десяти этапов на четырех континентах, практически полностью совпадает с программой WTCC этого года и включает в себя, в том числе, гонки в Марракеше, Венгрии и на северной петле Нюрбургринга. Ну а закончится сезон после азиатского турне в Макао.
Главным нововведением станет формат с тремя зачетными гонками за уик-энд: одна пройдет в субботу и две — в воскресенье. Стартовая решетка будет ограничена 28 машинами, две из которых будут отдаваться специально приглашенным участникам — обладателям так называемых уайлд-кард. А к соревнованиям будут допущены только автомобили TCR, получившие технический паспорт для участия в Кубке мира.
Судьба команд из TCR International Series - главная интрига межсезонья. Кто решит остаться в чемпионатах от Лотти, а кто решил искать счастья в новом Кубке мира?
Столь позднее объявление планов на будущее прилично спутало карты потенциальным участникам Кубка мира из обоих чемпионатов. Командам из TCR International Series приходится срочно искать дополнительное финансирование: другой календарь, другие расходы — поводов для головной боли более, чем достаточно. Ну а участникам последнего чемпионата FIA WTCC придется искать новых гонщиков и покупать другую технику.
Главная сложность, которую предстоит преодолеть всем командам — увеличение расходов. И это несмотря на то, что новая серия станет технически проще — для машин TCR не надо брать в аренду моторы, а стоимость их обслуживания должна быть ниже, чем у TC1. Но увеличение количества гонок потянет за собой больший расход покрышек, а это — один из самых важных пунктов в расходной части бюджета. Да и стартовые взносы прилично вырастут: 50 тысяч евро в WTCR против 39 тысяч в WTCC и 40 тысяч в TCR образца 2017 года. Добавьте сюда 50 тысяч евро командного взноса, плюс дополнительные 25 тысяч за каждую следующую машину. Конечно, промоутер серии обещает участникам компенсацию расходов на удаленных от Европы гонках — такая система была в ходу в обоих чемпионатах и раньше. Ну а главным плюсом новой серии, конечно же, будет медийное присутствие на телеканале Eurosport, что может стать решающим фактором для «околозаводских» коллективов. Ведь, несмотря на доступные трансляции в интернете, организаторы TCR International Series так и не смогли за прошедшие три года вывести освещение своих соревнований на глобальный уровень.
Ожидается, что в WTCR остается большинство частников WTCC, а из TCR в Кубок мира перейдут команды с самыми солидными бюджетами. Ну а «придворная» мировая серия Марчелло Лотти трансформируется в шестиэтапную TCR Europe Series, которая должна прирасти участниками закрытого Еврокубка FIA ETCC.
На ближайшие два года главной серией в мире TCR должен стать новый турнир TCR Europe Series
До первой гонки в Марракеше, которая откроет сезон 8 апреля, остается всего четыре месяца, но можно не сомневаться, что команды и участники для WTCR найдутся. Правда, желаемая планка в 28 машин может и не быть достигнута. Но, как мы помним, Кубок мира на технике TCR — решение временное. Так что, начав новый сезон, организаторам WTCR придется опять думать о будущем. Как мне кажется, вариантов у них всего два — переход на «электротягу» или объединение сил с DTM для создания нового международного чемпионата. С другой стороны, не даром говорят, что нет ничего более постоянного, чем временное…