КАМАЗ против всех, или Новинки и рекорды в астраханских песках

Фото: Андрей Клещев | Антон Родионов | команды-участницы | Сергей Беляков

Астраханский ралли-рейд «Золото Кагана» давно занимает особое место в программе чемпионата России. Трехдневная гонка на просторах Нижнего Поволжья уникальна своей трассой — таких жестких степных дорог и коварных песков не встретишь ни в одном другом регионе нашей страны. Да что там страны! Даже завсегдатаи Дакара и этапов Кубка мира признают, что астраханские спецучастки не уступают по сложности трассам крупнейших международных соревнований. Неслучайно сюда любит приезжать наша легендарная команда КАМАЗ-Мастер, чтобы протрясти новинки, опробовать в деле молодых членов экипажей и лучше подготовиться к главным стартам сезона. Не стал исключением и этот раз: «синяя армада» выставила на старт «Золота Кагана» сразу семь автомобилей! Когда такое было? А всего на трассу этапа чемпионата России из-под стен величественного астраханского кремля отправился 51 экипаж — рекорд по числу участников для национального первенства с 2013 года!

По доброй астраханской традиции сервисный парк ралли-рейда располагался прямо на набережной Волги в центре города

Жаль только, что реальных конкурентов у челнинцев в грузовом зачете в этот раз не оказалось. Заглянув в Астрахань на тренировку в марте и быстро выявив тут слабые места своего нового капотного грузовика, заводская команда МАЗа предпочла в апреле отправиться на ралли Марокко, где Сергей Вязович благополучно стал победителем в категории тяжеловесов. Но камазовцы недолго грустили (если вообще грустили) по поводу отсутствия в Астрахани закадычных соперников из Беларуси. Ведь состав «синей армады» настолько ровный, что выиграть сегодня может любой из пятерки заводчан — Эдуард Николаев, Андрей Каргинов, Дмитрий Сотников, Антон Шибалов или Айрат Мардеев. В этой гонке первая четверка из них пилотировала грузовики КАМАЗ-43509 с 13-литровыми двигателями Cummins, уже прошедшие в январе горнило южноамериканского Дакара. Ну а Мардеев оседлал машину капотной компоновки, которую челнинская команда рассматривает в качестве одной из перспектив на будущее. У этого грузовика лучше развесовка, да и с точки зрения комфорта экипажа он более хорош по сравнению с бескапотными 980-сильными КАМАЗами.

Оставшиеся две машины «синей армады» тоже пилотировали незаурядные гонщики. Официальный спикер Газпрома Сергей Куприянов вновь вывел на старт газодизельный КАМАЗ-4326, а для 16-кратного чемпиона России по ралли, трековым и кольцевым гонкам Сергея Успенского выступление на грузовике стало своеобразным подарком на 60-летие. Забегая вперед, скажу, что столичный ветеран благополучно завершил гонку 12-м в общем зачете, а вот Куприянов сошел во второй день из-за поломки коробки передач и с 35-часовым штрафом за отсутствие финиша на спецучастке оказался в самом «подвале» финишного протокола.

Сергей Куприянов (справа) осматривает коробку передач, которая подвела его во второй день соревнований

Ну а что же главные силы «синей армады»? Помимо борьбы между собой, камазовцы нашли себе в Астрахани отличного спарринг-партнера в лице обладателя Кубка мира в «легковом» зачете Владимира Васильева. Петербуржец несколько лет не выступал на «Золоте Кагана», а тут решил воспользоваться паузой в международной программе из-за отмены майского ралли-рейда в Туркмении, приехал в Астрахань на топовом дизельном прототипе Mini Cooper Countryman и… сильно удивился! «Больше всего поразила сумасшедшая скорость КАМАЗов! — рассказывал Васильев, еле-еле унесший ноги от «синей армады». — Не знаю, что они сделали со своими машинами, но раньше грузовики так быстро не ездили. В последний раз, когда мы соревновались в Астрахани, я выиграл ту гонку, а позади меня, вторым, был как раз КАМАЗ, но только с отставанием в 27 минут!»

Любопытно, что на этой гонке Васильев не смог выиграть у пилотов грузовиков ни одного спецучастка: сильнейшим на прологе оказался Эдуард Николаев, во второй день отличился Айрат Мардеев, а в третий не было равных Дмитрию Сотникову. Однако по сумме трех СУ экипаж Mini за счет лучшего сочетания скорости, точности и стабильности все же оказался впереди. Хотя отрыв Васильева от КАМАЗов действительно был по ралли-рейдовым меркам мизерным: минута и 36 секунд от ставшего вторым Николаева и 1.48 — от замкнувшего тройку быстрейших Сотникова. А ведь Эдуард при этом заканчивал соревнования со сломанной рессорой!

Другие наши пилоты, а также гости из Беларуси, Финляндии и Туркмении, принимавшие участие в «легковом» зачете, поддержать темп камазовцев оказались не в состоянии. А еще нужно отметить, что у заводской дружины из Набережных Челнов, похоже, образуется своеобразная «скамейка запасных». Игорь Чагин, сын многократного победителя Дакара Владимира Чагина, очень быстро осваивается в мире ралли-рейдов за рулем легкого полноприводного мотовездехода Can-Am Maverick X3 с литровым турбодвигателем. В Астрахани Игорь показал лучшее время среди полутора десятков гонщиков на технике SSV, а на прологе Чагин-младший и вовсе уступил только Эдуарду Николаеву!

Фамилия Игоря Чагина первый раз появилась в официальных протоколах — до этого сын руководителя камазовской команды выступал на SSV под псевдонимом

Впрочем, интересные новости на «Золоте Кагана» были не только у «синей армады». Другая наша заводская команда, ГАЗ-Рейд-Спорт, выставила на старт обновленные полноприводные Газели Next. Причем только внешним видом (теперь эти машины, оснащенные турбодизелями Cummins ISF 2.8, больше напоминают не фургоны, а пикапы) дело не обошлось: на автомобиле Михаила Расторгуева была впервые установлена длинноходная пружинная подвеска на А-образных рычагах! Правда, справедливости ради отметим, что лучшего результата, несмотря на проблемы с трансмиссией, добились все же гонщики на Газелях с рессорами — челябинец Алексей Игнатов и ростовчанин Евгений Суховенко уступили в зачете Рейд-Спорт только реактивному финну Тапио Лауронену, который выступал на более мощном бензиновом Mitsubishi Pajero.

Главной новинкой в самом многочисленном «серийном» зачете Т2 стали пикапы Foton Tunland, подготовленные нижегородской командой ISF Racing. Эти машины были оснащены такими же китайскими 2,8-литровыми турбомоторами Cummins, что и Газели, а за руль «азиатов» сели наши быстрые раллисты Александр Русанов и Александр Зайцев. Старт в Астрахани для ISF Racing стал первым шагом на пути к участию в июльском ралли-марафоне «Шелковый путь», который в этом году, напомню, пройдет через Сибирь, Монголию и Китай. Так что за призовыми местами пилоты Фотонов не гнались — их главной целью было выявить слабые места и детские болезни пикапов. Тем не менее после трех дней испытаний астраханской «долбежкой» Русанов оказался в шаге от подиума, уступив в зачете Т2 только действующему чемпиону России Богдану Вавренюку на УАЗе Карго, гостю из Туркменистана Мердану Тойлыеву на внедорожнике Nissan Patrol и еще одному пилоту на ульяновской технике, Михаилу Алтухову.

Правда, в Т2 оказался и самый большой падеж железных коней. Только в стане претендентов на призы на финише недосчитались белгородца Максима Кирпилева (на его Porsche Cayenne перегрелась коробка передач), Леонида Петрова (Nissan Patrol москвича подкосила поломка двигателя) и его землячки Анастасии Нифонтовой, которую подвела турбина Тойоты LC 200. А вот другая представительница прекрасной половины человечества, стартовавшая в Астрахани на внедорожнике, Татьяна Елисеева, преодолела всю дистанцию за рулем Mitsubishi Pajero и заняла, несмотря на проблемы с техникой, 19-е место из 35 возможных.

Foton Tunland — новое слово в российских ралли-рейдах

Напоследок — об участниках в зачете Т3, где стартуют легкие мотовездеходы, подготовленные по требованиям Международной автомобильной федерации. Таких относительно доступных, но в то же время очень быстрых машин во всем мире становится все больше. И Россия не исключение. Если в прошлом сезоне в категории Т3 чемпионата страны соревновалось лишь пять экипажей, то в Астрахани на старт вышло уже девять дуэтов на технике от BRP и Ямахи! Быстрейшим из них оказался экипаж москвича Федора Воробьева, который совмещает старты в Кубке мира с участием в российских соревнованиях. Борьба в Т3 оказалась очень плотной: уралец Алексей Шмотьев уступил Воробьеву после 570 «боевых» километров меньше трех минут! А третьим, что интересно, финишировал Александр Потапов из Подмосковья, который дебютировал за рулем мотовездехода Can-Am Maverick X3 после успешных выступлений на Ниве, Газели и УАЗе.

В Кубке мира по ралли-рейдам Федор Воробьев и Кирилл Шубин пока идут вторыми, уступая в категории Т3 лишь экипажу бразильца Рейнальдо Варелы

Следующий этап чемпионата страны по ралли-рейдам запланирован на конец лета. А пока в календаре отечественных покорителей бездорожья значится этап Кубка мира в Казахстане и несколько гонок Кубка России, ближайшая из которых пройдет 18—19 мая в Тольятти.

Ралли-рейд «Золото Кагана»
Чемпионат России
Астрахань, 25—27 апреля
Стартовал 51 экипаж, классифицировано 35
Общая итоговая классификация:

Место Экипаж Город Автомобиль Зачет Время
1 В. Васильев/К. Жильцов Петровское Mini Cooper Countryman T1 7:06.58
2 Э. Николаев/Е. Яковлев/Б. Каримов Набережные Челны КАМАЗ-43509 Т4 +1.36
3 Д. Сотников/Р. Ахмадеев/И. Ахметзянов Набережные Челны КАМАЗ-43509 Т4 +1.48
4 А. Мардеев/Д. Свистунов/С. Вахрушев Набережные Челны КАМАЗ-43509 Т4 +6.03
5 "Андрей Н."/"Владимир Н." Москва G-Force BARS T1 +7.40
6 Д. Кротов/Д. Цыро Москва Mini John Cooper Works Rally Т1 +18.30
7 А. Каргинов/А. Мокеев/И. Леонов Набережные Челны КАМАЗ-43509 Т4 +21.21
8 А.Черкесов/А.Самарин Белгород Nissan NP300 Pick-Up Т1 +21.31
9 Т. Лауронен/М. Хурскайнен Иломантси Mitsubishi Pajero R +35.14
10 А. Голобородько/А. Рудницкий Борисов Toyota Hilux T1 +56.10
         
13 Ф. Воробьев/К. Шубин Москва Can-Am Maverick X3 Т3 +1:36.04
18 Б. Вавренюк/Р. Мосолов Коломна УАЗ Карго Т2 +2:03.25

Положение в абсолютном зачете чемпионата России среди пилотов

Место Пилот Город Автомобиль Очки
1 Владимир Васильев Петровское Mini Cooper Countryman 60
2 "Андрей Н." Москва G-Force BARS 42
3 Денис Кротов Москва Mini John Cooper Works Rally 28
4 Алексей Игнатов Челябинск Газель Next 28
5 Андрей Голобородько Борисов Toyota Hilux 18

Рекомендованные статьи