Янгтаймеры, дизайн и Автокультура: фоторепортаж и видеолекция Сергея Знаемского
Лучше поздно. И вообще, чем позже — тем лучше. Ведь речь пойдет про автомобили, которые время только украшает. Так что фоторепортаж с фестиваля Автокультура-2019 двухнедельной давности предлагаю считать не запоздалым, а благородно выдержанным: за время, прошедшее после выставки, эти машины не устарели, а стали только элегантнее и дороже.
Автокультура — это такая Автоэкзотика здорового человека. Минус тюнинг и колхоз, плюс стиль и харизма. Миссия выглядит очень простой — показать автомобильную красоту. Ту же цель вроде бы преследуют конкурсы элегантности или разнообразные ретроралли, но они часто перегружены пафосом и тщеславием, а за культурными добродетелями обязательно маячит какая-нибудь бизнес-модель.
Автокультура, как мне показалось, выбивается из этого ряда. Машины здесь не продавались, не покупались и не участвовали в бессмысленных конкурсах с раздачей статуэток, якобы влияющих на цену будущей перепродажи. Проще говоря, Автокультура не ездила по ушам и не впаривала зрителям то, за чем они и так туда пришли. Это был, по сути, музей под открытым небом, куда стоило заглянуть, чтобы просто насладиться красивыми автомобилями. И узнать что-то новое, потому что на все два дня работы фестиваля Автокультура зарядила марафон из лекций, кинопоказов и хорошей музыки.
Впрочем, у такого формата есть и очевидные минусы: без крупнокалиберного промоушена и бездонных бюджетов Автокультура оказалась скорее кулуарным мероприятием, чем массовым. Зрителей хотелось бы побольше. С другой стороны, отсутствие толпы соответствовало общему темпераменту мероприятия — непринужденное созерцание. И с этой точки зрения идеально было выбрано место проведения — музей Архангельское, где машины были расставлены по дорожкам и лужайкам усадьбы. Концентрация и расположение экспонатов были рассчитаны как раз на темп неспешной прогулки по парку. Однако при цене билета 500 рублей Автокультура как развлечение выходного дня конкурировала не с парками и музеями, а с кинотеатрами — и на их фоне по градусу зрелищности, увы, недотягивала до действа блокбастерного порядка.
Но это я говорю про массовую публику. А для тех, у кого бензин в крови, фестиваль оказался просто именинами сердца. Дело в том, что клуб Ветерок, который организовал выставку, продвигает культ янгтаймеров, то есть автомобилей последней четверти ХХ века. Грубо говоря, и люди, и автомобили на выставке были ровесниками. Экспонаты как будто сошли со страниц журналов, которыми мы все зачитывались в детстве, и с плакатов, которые вешали над кроватью.
По правилам автоклуба машины должны быть выпущены между 1970 и 2000 годами, комплектация — «сток». То есть тюнинг запрещен, а состояние почти идеал. Впрочем, во всех правилах возможны некоторые исключения, а для участников фестиваля поля допуска были серьезно расширены. И не было никаких ограничений по маркам, моделям и ценам, так что в Архангельском можно было увидеть вместе Jaguar E-Type и Land Rover Defender, Audi RS2 и Saab 99, Ferrari 550 Maranello и Citroen 2CV, BMW M3 E30 и Volkswagen Golf II GTI. Настоящий carporn на фоне нашего серо-черного будничного потока, из которого почти исчезли все яркие машины. Просто посмотрите фотографии.
Лично мне такой формат выставки по душе, поэтому, когда организаторы пригласили и меня рассказать на Автокультуре что-нибудь интересное, я долго не думал. Что из этого получилось, вы можете посмотреть сами: я решил еще раз поговорить про автомобильный дизайн и свод его принципов, которые когда-то сформулировал в статье «Лирика твердых тел». Тема эта, как выяснилось, вечная, а на Автокультуре прямо под носом было столько образцов выдающегося дизайна, что сам автомобильный бог велел поговорить именно об эталонах автомобильной красоты. В общем, запускайте видео, наслаждайтесь фотогалереей — и увидимся на Автокультуре-2020.