Мотоблогеры: какова истинная цена лайков?

Фото: архив редакции | Владимир Здоров

Помните декларации Владимира Ильича о том, что любая кухарка может управлять государством? Они таки стали реальностью: гуру личностного роста, новоиспеченные магистры всех мыслимых наук, автоэксперты с едва заметно пробивающимся пушком над губой и прочие диванные специалисты нынче собирают перед мониторами изрядную долю заблудшей паствы. Но в мотомире это грозит смертельной опасностью.

Информационная интернет-свобода дала интересный эффект: нынче куда ни плюнь, обязательно попадешь в знатока. Нет, есть и в этом океане мусора единичные специалисты высокого уровня. Но если говорить о действительно продвинутых мотоблогерах, то почему-то все они используют исключительно язык Байрона и Гете. А вот наши...

Да, у них нет миллионов подписчиков, как у их коллег из автомобильного мира. Но у самых популярных ребят количество «фолловеров» (какое отвратительное, однако, словечко в русской транскрипции) подтягивается к 300 тысячам. Кто эти люди? Один только слегка научился дергать мотоцикл газом (естественно, «не в угол» и коряво), а второй перемещается по треку со скоростью беременной черепахи. Но богемская рапсодия, их это ничуть не смущает! Причем вся информация подается безапелляционно — и обязательно безграмотным русским языком.

Однако аудитория внимает, на время отложив важные компьютерные баталии. Казалось бы, какое мне дело? Но цена неграмотного просвещения в этом вопросе крайне высока. Представьте, что вы попали на операцию к хирургу, который учился своей профессии исключительно по ­YouTube-роликам. Доверите ему свою жизнь?

А ведь то же самое происходит и с человеком, который пытается всерьез внимать советам мотоблогера. Это вам не курицу запекать. Кто дал всем этим гуру сертификаты для ведения преподавательской деятельности? Но этот риторический вопрос вы вряд ли увидите в восторженных комментариях к очередному ролику на тему «Как правильно сваливать от дэпов».

Учить вождению мотоцикла — колоссальная ответственность. Например, я работаю всего с одним учеником — и мне обязательно требуется обратная связь, ведь каждый человек может воспринимать одну и ту же информацию совершенно ­по-разному. Но кого это смущает, если у «эксперта» четвертьмиллионная аудитория? О, как меня радуют все эти милые люди, надевающие наколенники поверх обычных джинсов, бесцеремонно бросающие сцепление на торможении и выжимающие 250 км/ч в городе со словами, что медленнее ездят только неудачники. И ведь где-то десятки тысяч людей искренне ставят им лайки и после, уже на дорогах, пытаются подражать, «научившись» делать one o’clock wheelie по семиминутному ролику. И хорошо, если дело обойдется легким падением и переломами. А сколько соотечественников, возомнивших себя мотоциклетными богами после YouTube-просмотров, забирает с собой Марена, отправляя их вместе с заблуждениями в мрачные дали Аида?

Как хорошо было раньше, до интернет-революции: принес такой «эксперт» свои труды в редакцию — и «осыпался» еще на пути к главному редактору, ибо был отправлен неким условным Леонидом Головановым в… Скажем, в школу, на уроки русского языка и физики за шестой—седьмой класс. Прекрасный барьер, иначе читатели узнали бы, что такое «задний угол проходимости», и обогатились термином «козление».

Но на «трубе» нет редактуры. ­Поэтому вдумчивому читателю и зрителю (да, именно в такой последовательности) остаются небольшие заповедники грамотного русского языка и настоящих профессионалов своего дела, которые никогда не будут вас учить всему и вся. И если на видео спидометр тестируемого аппарата показывает 250 км/ч, вы будете априори уверены, что дело происходит на закрытом треке. Но кому сейчас нужны эти слегка занудные журналисты, которые оперируют столь тяжелыми для слуха сложноподчиненными предложениями с неизвестными существительными? Где «хайп», молодежные «бро», «топчик», «ё» и прочие искусственно пристроенные англицизмы? Ты не «в теме»? Не делаешь 300 км/ч в городе и, похоже, не материшься даже в обычной жизни? Дружище, ты безнадежен — такое, как сейчас принято говорить, «не заходит».

Мораль? Ее не будет. Просто помните, что пытаться кого-то учить — большая ответственность. А имеющий уши да услышит. 

Рекомендованные статьи