Взяли у одного, отдали другому. Роль команды во внутрикомандной борьбе в Монако

Фото: команды-участницы

«Спасибо команде!» – так после финиша обязательно говорит любой победитель любой гонки. Но в Монако в устах Себастьяна Феттеля эти банальные слова имели несколько неожиданное значение…

Главной темой Гран При Монако стала командная тактика. Не могла не стать! Еще до старта на эту тему высказался Мартин Брандл, который гораздо больше знает о подводных течениях в паддоке, чем любой другой журналист и комментатор. Высказался однозначно, приравняв использование такой тактики к здравому смыслу. И в самом деле, ну не дураки же на капитанском мостике сидят, терять семь очков (разницу между первым и вторым местом) в борьбе за чемпионский титул? О том, что и Кими может считаться претендентом на победу в чемпионате, пожалуй, не будут говорить сегодня даже самые оптимистичные его болельщики.

Кто они, самые элегантные парни Формулы-1? Слева направо: Окон, Жене (не забыли такого пилота?), Квят, Вандорн, Эриксон, Верляйн и Леклер. Допустим, Шарль Леклер попал на фэшн-шоу во время презентации Гран При как уроженец Монако, который в перспективе еще может сказать свое слово в Формуле-1. Но как в этой компании оказался Марк Жене? Возраст у него слегка иной, карьера в F1 уже позади, да и вид не самый гламурный. У вас есть версии?

Гонка прошла, все в ней сложилось точно так, как и ожидалось. Блестяще выигравший квалификацию Райкконен не сплоховал и на старте, остался впереди. А команда пощадила его самолюбие, организовав рокировку не на трассе путем приказа из боксов, а на пит-стопах. Почему же многие до сих пор убеждены, что никакого замысла попридержать Кими у Скудерии не было? Дескать, просто две разные тактики, одна сработала, другая нет. Себу повезло, его партнеру – не очень. Даже в комментариях к дайджесту Гран При Монако на нашем сайте мнение о помощи Феттелю со стороны команды активно опровергается. Давайте разбираться.

Итак, поздний пит-стоп оказался выгоднее. Почему так – и возможно ли было это предвидеть? Причины просты и они были ясны еще до старта. «Красные» и «фиолетовые» шины сильно различались по скорости, UltraSoft намного быстрее – это раз. Прогреть SuperSoft и обеспечить нормальную работу этих шин в Монако оказалось непросто – это два. И, наконец, износ ультрамягких покрышек был так мал, что не составляло труда проехать на них гораздо больше половины дистанции – это три. Гонка подтвердила все три особенности поведения шин, в том числе и последнюю. Паскаль Верляйн поставил покрышки UltraSoft сразу после старта, проехал на них без каких-то проблем 56 кругов и мог бы, наверное, так и ехать до финиша – если бы не контакт с Баттоном.

Льюис Хэмилтон весь Гран При чувствовал себя не в своей тарелке и играл не в своей лиге

Все лидеры стартовали на Ультрасофте. И должны бы были по трем вышеуказанным причинам расставаться с ним как можно позже, когда стала бы заметна его явная деградация. Тем не менее, кого-то из лидирующей группы позвали в боксы раньше, кого-то позже. Можно ли поставить знак равенства между ранними пит-стопами Ферстаппена (который, вероятно, потерял из-за этого место на подиуме) и Райкконена? Нет, нельзя.

У команды Red Bull на единственную волну пит-стопов была серьезная задача – опередить (хотя бы одним гонщиком!) Валттери Боттаса и продвинуть своего представителя на подиум. У «быков» в группе лидеров было два пилота против одного у Мерседеса. Поэтому Red Bull совершенно правильно поступил, взяв соперника в тактическую «вилку» - один останавливается заведомо раньше, второй – позже. Причем абсолютно логично первым менять шины поехал Ферстаппен, который был ближе к Боттасу. После ухода партнера Риккьярдо получил возможность развить высокую скорость на пустой трассе – до Боттаса еще было расстояние, сам Валттери тоже прибавил, а потом и он поехал менять шины. Это и предопределило «двойной удар» Риккьярдо и его призовое место.

Говорят, в тактике лучше всего подкованы футбольные тренеры. Случайно ли в боксах Red Bull на столь тактически удачной для Риккьярдо гонке оказался знаменитый Жозе Моуриньо?

У Ferrari ситуация была совершенно иной. Опережать им было некого – гонщики Скудерии лидировали. Опасаться контрудара в спину со стороны Боттаса? Извините, как-то нереалистично. Если чего-то и следовало опасаться пилотам Ferrari, так это круговых, обходить которых на улицах Монте-Карло – непростая задача. Где-то в районе тридцатого круга Боттас приблизился к гонщикам Ferrari. И только за счет того, что они слегка сбросили темп, теряя время на преодолении первого барьера из отстающих коллег. То есть на капитанском мостике Скудерии воочию увидели, как тяжело лавировать в трафике сегодня, на «раздобревших» машинах и трассе прежней ширины.

У гонщиков Red Bull перед пит-стопом была четкая задача: пройти Валттери Боттаса

И что же делает Скудерия? Она зазывает лидера в боксы уже через пять кругов, заставляя его повторять занимательный аттракцион «пройди отстающего». Потом штаб Ferrari разводит руками: Кими потерял время за круговыми. Так вышло. А если принимать всерьез идею о том, что команда из Маранелло видела в Боттасе угрозу своим позициям… да нет, не получается у меня принять этот довод всерьез. В любом случае, если бы Скудерия опасалась Валттери, после его пит-стопа стоило бы отправлять переобуваться ближайшего к нему гонщика – то есть Феттеля, а не Райкконена.

Феттель празднует победу. Райкконен не спешит поздравлять партнера

Так что иначе как попыткой дирижировать своими собственными пилотами без оглядки на остальных я расписание пит-стопов «алых» назвать не могу. А вот как оценивать эти решения – тут уж каждый должен судить сам. В конце концов, командные стратегические построения сейчас не запрещены, поэтому бросать камень в Скудерию рука не поднимается.

Говорят, что Ferrari часто ошибается с тактикой и стратегией. Да, ошибается! Но иногда замыслы воплощаются блестяще. Знаете, у некоторых боксеров здорово получается боксировать с воображаемым соперником. Или отдельные шахматисты уверенно ставят мат только сами себе. Так и стратеги из Маранелло – эффектно добыли победу для своего гонщика за счет тактики! Взяв ее у другого своего пилота. Который, наверное, все-таки "менее свой", чем лидер чемпионата.

С моральной точки зрения, пожалуй, стоит оценить происходящее потом. После финиша чемпионата. Если Феттель станет чемпионом, любые действия команды будут радостно и безоговорочно признаны справедливыми большинством болельщиков Формулы-1. Поскольку за Ferrari болеет именно большинство. А беспристрастным наблюдателям останется лишь посетовать на то, что в Формуле-1 как-то негармонично сдвинулись границы между спортом, шоу и бизнесом. Хотелось бы побольше спорта, не правда ли?

Все эмоции налицо: они написаны на лице второго призера гонки

И еще один печальный вывод после Гран При Монако. Можно сочувствовать Квяту, Верляйну, обвинять и наказывать (что и сделали судьи) тех, кто пытался их обогнать и спровоцировал аварии. Но дело не в излишней оптимистичности Переса или Баттона. А в том, что для болидов-2017 трасса в Монте-Карло однозначно не подходит. Тесновата. Обогнать соперника практически невозможно. Ехать близко к нему, чтобы при случае воспользоваться ошибкой, тоже нельзя – будет перегреваться мотор. И что остается? Путешествие к финишу под лозунгом «соблюдай дистанцию»? Спасибо Кими за его победу в квалификации, давшую Скудерии возможность проявить свое стратегическое мастерство, а нам – пищу для размышлений.

Сегодня на улицах Монте-Карло тесно, как никогда. Нынешние машины Формулы-1 для них великоваты

Понятно, что Монако из календаря не уберут. Но очередная гонка в Монте-Карло будет иметь мало шансов на то, чтобы стать легендарной, как многие ее предшественницы.

Гран При Монако. 28 мая, городская трасса Монте-Карло

Место Гонщик Страна Команда Время/Причина схода Пит-стопы
1 Себастьян Феттель Германия Ferrari 1:44.340 1
2 Кими Райкконен Финляндия Ferrari +3.145 1
3 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull +3.745 1
4 Валттери Боттас Финляндия Mercedes +5.517 1
5 Макс Ферстаппен Нидерланды Red Bull +6.199 2
6 Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso +12.038 1
7 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes +15.801 1
8 Ромен .Грожан Франция Haas +18.150 1
9 Фелипе Масса Бразилия Williams +19.445 2
10 Кевин Магнуссен Дания Haas +21.443 2
11 Джолион Палмер Великобритания Renault +22.737 1
12 Эстебан Окон Франция Force India +23.725 3
13 Серхио Перес Мексика Force India +49.089 3
14 Даниил Квят Россия Toro Rosso авария 1
15 Лэнс Стролл Канада Williams тормоза 3
Сход Стоффель Вандорн Бельгия McLaren авария  
Сход Маркус Эриксон Швеция Sauber авария  
Сход Дженсон Баттон Великобритания МсLaren авария  
Сход Паскаль Верляйн Германия Sauber авария  
Сход Нико Хюлкенберг Германия Renault коробка передач  

Чемпионат мира

Место Гонщик Страна Команда Очки
1 Себастьян Феттель Германия Ferrari 129
2 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes 104
3 Валттери Боттас Финляндия Mercedes 75
4 Кими Райкконен Финляндия Ferrari 67
5 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull 52
6 Макс Ферстаппен Нидерланды Red Bull 45
7 Серхио Перес Мексика Force India 34
8 Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso 25
9 Фелипе Масса Бразилия Williams 20
10 Эстебан Окон Франция Force India 19
11 Нико Хюлкенберг Германия Renault 14
12 Ромен .Грожан Франция Haas 9
13 Кевин Магнуссен Дания Haas 5
14 Паскаль Верляйн Германия Sauber 4
15 Даниил Квят Россия Toro Rosso 4

Кубок конструкторов

Место Команда Мотор Очки
1 Scuderia Ferrari Ferrari 196
2 Mercedes AMG Petronas F1 Team Mercedes 179
3 Red Bull Racing TAG Heuer (Renault) 97
4 Sahara Force India F1 Team Mercedes 53
5 Scuderia Toro Rosso Renault 29
6 Williams Martini Racing Mercedes 20
7 Renault Sport Formula 1 Team Renault 14
8 Haas F1 Team Ferrari 14
9 Sauber F1 Team Ferrari 4

Рекомендованные статьи