Международный конкурс механиков Top Team: мы побывали на одном из этапов, где участвовала российская «сборная»

Фото: компания Scania | Максим Чернявский

Помнится, была такая популярная передача во времена моего детства А ну-ка, парни! А теперь этого названия вполне заслуживает международный конкурс механиков Top Team, который Scania провела уже в девятый раз. Правда, среди участников были и девушки, но парни все же преобладали... Я побывал в немецком Кобленце на одном из этапов, где участвовала российская «сборная».

Scania любит устраивать международные конкурсы. Мы не раз рассказывали о соревнованиях на звание лучшего молодого водителя (причем в прошлом году россиянин чуть не выиграл всемирный финал и взял «серебро»), но, оказывается, есть еще и соревнования среди механиков. Они начались в 1989 году со скромного внутришведского конкурса, а в нынешнем году в этих «олимпийских играх» участвовали восемь тысяч механиков из 63 стран, включая азиатские, африканские и Австралию. Идея хорошая, ведь квалифицированные механики ценятся не меньше, чем квалифицированные водители грузовиков!

Конкурс проходил в пять «квинтафиналов»: в каждой из пяти групп по десять команд и только две из них могли отправиться на финал. Отборочный российский тур выиграли мои земляки из санкт-петербургской компании Пет­роскан: в команде — семь человек, среди них три электрика и «агрегатчик», то есть специалист по ремонту агрегатов. Их соперники по «квинтафиналу» — немцы, швейцарцы, венгры, болгары.

А вот журналистов-наблюдателей практически не было: кроме меня присутствовали еще два человека. Впрочем, и фотографировать можно было «без деталей»: если бы подробные снимки с соревнований появились, скажем, в фейсбуке, другим группам было бы легче справляться с заданиями. К тому же нам, свидетелям, пришлось наблюдать за ходом конкурса молча — и не подсказывать, хотя иногда очень хотелось!

Дело в том, что наши ребята-механики, увы, почти не говорят на английском — это серьезный минус, который сказался и на времени, и на качестве выполнения заданий. Правда, и перевод заданий на русский был так себе. Например, требовалось оценить некие последствия, которые были переведены как «последовательность». Разумеется, наши ответили неверно.

Первый тест был сугубо теоретическим, этакий Scania-ЕГЭ: на пятьдесят вопросов — двадцать минут. И тут помимо языковых проблем сказались идеологические. Ведь тест составлялся без учета специфики рынков! Неудивительно, что к вопросам, к примеру, о биотопливе, которым бредит Западная Европа, наши ребята оказались не готовы.

Да и два последующих практических этапа прошли неважно. В тягаче не сразу удалось обнаружить неисправность (отказ управления вентилятором), и на ремонт уже не хватило времени. Некий блок, вышедший из строя в редком для нас автобусе OmniExpress, наши механики вообще не нашли.

Зато они неожиданно легко справились с самым трудным для европейцев этапом — починкой дизель-генератора. Ведь в нашей стране дизель-генераторы — зачастую главные помощники и спасители геологов, нефтяников, газовиков... В итоге неисправность обратного клапана насоса ручной подкачки питерцы нашли всего за одиннадцать минут, изумив видавших виды инструкторов.

Потом были задания на «работу в к­оманде» типа запуска бумажных самолетиков или ловли воздушных шаров: они забавны, но не имеют отношения к реальной работе механиков.

А насколько огромен разрыв мировоззрений между нами и европейцами, показало задание «Собери нужные вещи для выезда к сломавшемуся клиенту». Помимо инструментов, одежды и запасных частей ребята не задумываясь положили к ногам манекена банан и бутылку с водой, имитировавшие запас еды. Очаровательная девушка-инструктор из Швеции недоуменно подняла брови: «Вы берете с собой ланч на выезд?»

Механик Сергей, которому недавно довелось сгонять из Питера в Сыктывкар к клиенту-лесовознику (три дня на дорогу, четыре дня там и три дня обратно), только грустно усмехнулся. О каком ланче речь, если с собой нужно брать ящик тушенки и газовую горелку! Условия жизни по дороге — как на Марсе. Но как это объяснить европейцам?

Итог — пятое место в десятке «квинтафиналистов», и дальше этапа в Германии россияне, увы, не про­шли, равно как венгры и болгары (они набрали еще меньше баллов).

Что же касается финала, который прошел в шведском Седертелье, то его выиграли не сами шведы или, скажем, немцы. А австралийцы! Притом что «грузовой» рынок Австралии весьма скромен. Но, видимо, это тот случай, когда берут не числом, а умением...

Рекомендованные статьи