Брандмейстеры: рассказываем о пожарных олдтаймерах в автомобильных музеях Европы

Фото: компании-производители | Федор Лапшин

Автомобильных музеев в Европе полным-полно, и во многих есть старые пожарные автомобили. Я решил рассказать о некоторых экспонатах, которые фотографировал в разные годы, — история получилась любопытной!

Все началось с цветной открытки, которую отец привез мне году этак в 1973-м из своей единственной командировки в страну развитого капитализма — Данию. Представляете, что для советского человека значила поездка в капстрану? Оттуда для меня приехали еще пистолетик и полицейская машинка, но их давно и след простыл, а вот открытка сохранилась. На ней — старый пожарный автомобиль с подписью: «Daimler 1920 года в техническом музее Копенгагена».

Позже, в восьмидесятых, мне купили в магазине социалистической книги на улице Горького гэдээровский альманах «Пожарные музеи мира», на обложке которого красовался старинный пожарный Руссо-Балт в Рижском мотормузее. Теперь-то я знаю, что эта машина лишь отчасти соответствует оригиналу, поскольку в свое время была практически построена заново.

Руссо-Балт в рижском Мотормузее

Но речь о другом: за годы работы в ­Авторевю я побывал — и зачастую не по одному разу — во многих автомобильных музеях Европы. И лишь недавно сообразил, что везде, где мог, фотографировал старые пожарки! А их, к счастью, сохранилось немало: пробеги невелики, парк обновляли редко — и потому многие машины дожили до наших дней в отличном состоянии. Причем обычно они служили в тех же городах, где находятся сами автомобильные компании, что облегчало задачу.

Коллекция пожарных автомобилей, принадлежащих компании Scania

Конечно, намного больше такой техники хранится в специальных пожарных музеях. В АР №14—15, 2010 подробно рассказывалось о коллекции на Аландских островах близ Швеции, а в Германии можно порекомендовать, например, Feuerwehr-Museum в Фульде. У нас целая шеренга исторических машин стоит (увы, даже без навеса) в Иваново около П­ожарно-спасательной академии, еще одну очень неплохую экспозицию недавно открыло МЧС в московском парке Фили. А в Питере два автомобиля и копию конного хода разместили прямо в вестибюле станции метро «Проспект Славы», за стеклом. Богаты такими машинами и общетехнические музеи — скажем, в подмосковной Черноголовке или немецком Зинсхайме (немцы вообще задвинуты на пожарных автомобилях). Но сейчас я ограничусь в основном музеями производителей, а начну с самого старого экспоната. Причем это еще не автомобиль — и покрашен он не в красный цвет, а в темно-синий.

Daimler, 1892 год

Когда впервые попадаешь в музей Мерседеса в Штутгарте, захватывает дух. Семь ярусов-этажей закручены гигантской улиткой, на них — 160 единиц техники, а осмотр начинается с самого верха, куда посетителей возносит бесшумный лифт. Там среди «самобеглых колясок доисторической эпохи» стоит, например, первый автобус Benz, похожий на карету, — ему в нынешнем марте исполнилось 125 лет. А пожарный насос Daimler старше еще на три года: его сделали в 1892-м. Ездить он самостоятельно не умел, только в конной упряжке, а примечателен тем, что впервые в мире был оснащен бензиновым приводом вместо парового. Существует и патент, выданный Готтлибу Даймлеру на Feuerspritze mit Motorbetrieb, «пожарный насос, работающий от мотора». C припиской: «Запатентовано в Германском рейхе 29 июля 1888 года». Сам мотор (два цилиндра, рабочий объем аж три литра) развивал семь лошадиных сил, что позволяло насосу качать 300 л воды в минуту — это всего 5 л/сек. Однако для своего времени машина была чудом инженерной мысли: чтобы подавать воду с таким напором вручную, требовалось 32 человека!
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи