Чижик на рельсах: как работает новая трамвайная сеть Санкт-Петербурга

Фото: Максим Чернявский

«Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил» — этот стишок знает каждый питерец. А теперь в Санкт-Петербурге появились и трамваи по имени Чижик: их движение открылось 7 марта. И это не только новейшая, но и первая ­частно-государственная трамвайная сеть в нашей стране!

Мало кто знает, что «чижик-пыжик» не детская песенка, а напоминание об истории полуторавековой давности. Это прозвище носили студенты училища правоведения, что располагалось в доме №6 по набережной Фонтанки. Их так прозвали за зеленые мундиры с желтыми петлицами, напоминавшие раскраской эту птичку. А зимой форма включала пыжиковую шапку — дешевую и теплую. А поскольку эти студенты, как и другие студенты всех времен и народов, предпочитали учебе кабаки и трактиры, которых там же было во множестве, то чижик «водку пил».

Сейчас на Фонтанке есть и знаменитый памятник чижику — маленькая бронзовая птичка над водой, на постамент которой туристы кидают монетки (на снимке выше).

А Чижик, о котором пойдет речь, — название не просто трамваев, а целой негосударственной концессии по развитию трамвайного движения на Ржевке. Она рассчитана аж на тридцать лет — невероятный для нашей страны срок планирования! По согласованию с властями Питера в течение этого срока концессионер, частная питерская компания ТКК, обязуется построить, содержать, развивать и эксплуатировать трамвайную сеть в ­Красногвардейском районе. Пока по линиям ходят девять трамваев, а в перспективе их количество доведут до 23.

Так в пер­спективе будет выглядеть сеть маршрутов Чижика: строительство в полном разгаре

По данным ТКК, будет выпущено облигаций почти на 12 млрд рублей (срок их погашения — с 2033 до 2046 года), а государство предоставило грант в размере 1,3 млрд.

«Мы хотели подобрать трамваю имя доброе и связанное с Питером, — говорят представители ТКК. — А поскольку наш «старший брат», РЖД, уже вовсю использует «птичьи» имена: Сапсан, Ласточка, Стриж, — то мы остановились на Чижике».

Во время разработки проекта чижиководы изучали опыт крупных европейских городов, в числе которых Лондон, Берлин, Хельсинки, Париж. А потому трамваи (про их устройство чуть позже) движутся по выделенной полосе и, как в Европе, напоминают маленькие электрички: длина каждого трехсекционного состава больше 33 метров! Еще Чижик роднят с электричками кабины на каждом торце и двери по обеим сторонам. Это было специально оговорено при заказе — чтобы вагоновожатые не теряли время, разворачиваясь на конечной.

Вообще, вся идея здесь крутится вокруг времени, точнее его поминутной экономии. К примеру, Чижик идет от Ладожского вокзала до конечной на Хасанской улице 15 минут, задача — сократить время следования до 13. Жаль только, революционных изменений в этом плане пока не ожидается: весь процесс приходится пошагово согласовывать с государственными инстанциями. Скажем, создателям хотелось бы, чтобы светофор давал зеленый свет трамваю автоматически при подъезде к перекрестку. Но для этого требуются разрешения многих структур, включая комитет по транспорту и ГИБДД.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи