День зенитчика: Федор Лапшин побывал в роли водителя зенитки Панцирь-С
Почти тридцать лет назад, весной 1987 года, немец Матиас Руст на легком самолетике беспрепятственно пересек границу СССР и приземлился на Красной площади... Сегодня такой номер не пройдет — еще и потому, что на охрану московского неба только что встали зенитки Панцирь-С на шасси КАМАЗов. В канун дня войск противовоздушной обороны (его отмечают 10 апреля) я познакомился с ними вблизи и даже побывал в роли водителя.
Фотографировать — так, чтобы не было никаких привязок к местности. Военнослужащих в фас не снимать. Любые таблички с номерами оборудования не должны попадать в кадр.
Строго? Но воинская часть, где я побывал, охраняет небо Москвы и Подмосковья! Зато на ее столовой — шутливая надпись: «Военнослужащие, не способные закрывать за собой дверь, будут назначены ее доводчиками, несущими службу в тамбуре». Я аккуратно закрыл за собой эту дверь: после учений по развертыванию новейших комплексов Панцирь-С на пронизывающем мартовском ветру — отчего бы и солдатского чайку с пряниками не попить?
По шарам из пушек
Наверняка многие помнят советский фильм Бумбараш с Валерием Золотухиным в главной роли: он начинается с того, что во время Первой мировой воздушный шар с Бумбарашем уносит в сторону вражеских позиций, а немцы стреляют по нему.
Первые самоходные зенитки как раз были немецкими и предназначались для борьбы с аэростатами — а потому носили аббревиатуру BAK (Ballon-Abwehr Kanone, «пушка для борьбы с воздушными шарами»). Самая ранняя такая самоходка, сведения о которой дошли до наших дней, базировалась не на автомобиле, а на телеге — поскольку ее создали еще в 1870 году, во время франко-прусской войны.
• Одна из первых автозениток — Ehrhardt BAK (1906 г.)
Автомобильные зенитки появились уже в начале XX века, но тоже в Германии: как уверяет коллега-историк Станислав Кирилец, первой такой машиной стал легковой Ehrhardt-Decauville 1905 года с небольшой короткоствольной пушкой в открытом кузове. Годом позже был создан еще один Ehrhardt — броневик с башенкой. Вот что писал о нем создатель, Генрих Эрхардт (он, кстати, основал концерн Rheinmetall): «В 1906 году я показал на Берлинской автомобильной выставке автомобиль с противоаэростатной пушкой, защищенный от стрелкового оружия и осколков гранат. Но мой проект сочли детской забавой».
Это было не совсем так: просто конструкция оказалась неудачной. Углы обстрела и динамика были недостаточными, из-за высоко расположенного центра тяжести машина получилась валкой — и Эрхардту пришлось сразу переделывать ее, демонтировав «панцирь».
Последующие годы и Первая мировая стали настоящим катализатором для создания таких автомобилей: в Германии их строили и Эрхардт, и конкурент Крупп, во Франции существовал зенитный De Dion-Bouton, англичане устанавливали пушки в кузова итальянских грузовичков Fiat 15 Ter — тех, что позже послужили основой для советских АМО-Ф-15.
Перед конструкторами таких машин стояло немало дилемм: как лучше вести огонь — на ходу, гоняясь за шарами по полям, или с места, оперевшись на откидные «лапы»? Максимально облегчить конструкцию, установив пушку на открытую платформу, или хотя бы частично бронировать кузов от ружейного огня? Обойтись обычным задним (да еще и цепным) приводом или же заказать дорогое шасси 4х4, которым мог похвастаться, например, Daimler с пушкой Krupp?
В России нашлись и собственная пушка — трехдюймовая противоаэростатная конструкции Лендера—Тарновского, — и шасси для нее, Руссо-Балт Т. Зенитка получилась вполне современной по тем меркам: кабину бронировали, платформу снабдили мощными откидными «лапами» для устойчивости при стрельбе.
•...выпущенная, судя по табличке, уже в СССР, в 1931 г.
Пушки Лендера—Тарновского монтировали и на массовые американские грузовики White: всего было построено 36 передвижных зениток (12 на Руссо-Балтах, 24 на White), и доподлинно известно, что из таких машин сбивали немецкие самолеты.
Более того, одна из пушек Лендера—Тарновского сейчас хранится в артиллерийском музее Санкт-Петербурга — правда, рядом с ней впору писать «Не верь глазам своим!». Дело в том, что табличка рядом с экспонатом гласит: «Пушка изготовлена в 1917 году на Путиловском заводе. Является усовершенствованным образцом трехдюймовой противосамолетной пушки образца 1914 года». Однако на станине мы обнаружили шильдик с гербом СССР и выбитой датой «1931 г.». Значит, этот экземпляр изготовлен уже в советское время, в тридцатых. Что, в общем, не является отклонением от истины: такие пушки воевали и в Великой Отечественной, причем их ставили на грузовики ЗИС-5.
Но если во время Первой мировой автозенитки были настоящими произведениями инженерной мысли — на полноприводных шасси, с бронезащитой, откидными упорами и т. д., — то в «сороковых роковых» на это не было ни средств, ни времени. Те же пушки Лендера или популярные установки из счетверенных пулеметов Максим просто крепили в кузовах серийных грузовиков. А как устроены современные наследники тех «зенитных тачанок»?
Небо под Панцирем
Пофыркивая сизым дымом (ведь моторы, стоящие на этих КАМАЗах, отвечают нормам Евро-2!), колонна Панцирей-С въезжает в подмосковную воинскую часть: новенькие машины вернулись со стрельб на полигоне Ашулук под Астраханью и встают на боевое дежурство.
Рядом, за земляными валами, скрывающими технику от глаз, стоят тягачи-тяжеловозы БАЗ с полуприцепами, пусковые установки на шасси ракетоносцев МАЗ-543М... Это комплекс С-400 Триумф, «закрывающий небо» в радиусе 400 км, — то есть от Подмосковья вплоть до западных границ страны.
А ЗРПК (зенитные ракетно-пушечные комплексы) Панцирь-С — это, говоря простым языком, зенитки ближнего прикрытия. Кстати, на сайте производителя, тульского Конструкторского бюро приборостроения, машины называются Панцирь-С1. Но, судя по информации в прессе, с начала нынешнего года в войска поступает модель С2 — которая отличается усовершенствованными радаром и вооружением. Видимо, ее-то мне и показали, но, повторю, у военных комплекс именуется просто Панцирь-С, без цифрового индекса.
Проблемы, стоявшие перед конструкторами таких машин сто лет назад, давно решены: шасси не просто полноприводное, но с колесной формулой 8х8, кабина и отсек боевого расчета бронированы, огонь можно вести как с места, оперевшись на «лапы» (только теперь они с гидроприводом), так и на ходу.
Дальность полета ракет — до 20 км, спаренные пушки бьют на 4 км, при этом, судя по официальному пресс-релизу Минобороны, комплекс способен поражать цели с отражающей поверхностью от 2—3 см² и скоростью до 1000 м/с. То есть крылатые ракеты и тем более беспилотники Панцирь сбивает на раз. Да еще и электроника сама определяет, на каком расстоянии какое оружие применять, но выбирать можно и вручную.
Время развертывания комплекса — пять минут, время реакции на цель — 4—6 секунд, одна установка может стрелять одновременно по четырем объектам, а пушки бьют с дикой скорострельностью: более 60 выстрелов в секунду! Зенитчикам былых войн такое и не снилось, равно как и то, что каждая машина сама себе радар.
• Вход в отсек боевого расчета — с обеих сторон машины