IAA-2016: автобусы
Привычные нам автобусы на выставке IAA в Ганновере можно было пересчитать по пальцам. Куда ни глянь — сплошь гибриды да электробусы. Да что уж там, победителем международного конкурса Bus of the year 2017 впервые стал полностью электрический польский Solaris Urbino 12 electric (на заглавном фото).
Впервые его показали еще в прошлом году в Бельгии выставке Busworld, а затем весь год испытывали в разных европейских городах. 200 кВт·ч емкости батареи должно хватать на 150—200 километров пробега. Но автобус еще и оснащен мачтой-пантографом и может подзаряжаться на остановках (мощность таких зарядных станций — 450 кВт). Несмотря на космические цены (около 400 тысяч евро), электробусы Solaris начинают потихоньку появляться в разных европейских городах.
Другой электробус, на этот раз из Дании. Его построила фирма с запоминающимся названием Ebusco. Кузов здесь полностью алюминиевый. Общая емкость размещенных на крыше четырех батарей — 311 кВт·ч. По расчетам, этого должно хватить больше чем на 300 км пробега. Есть возможность подзаряжаться как от стационарной зарядной станции, так и от контактной сети в дороге. А по городам Европы уже ходят около десятка таких электробусов. Стоимость — около трех сотен тысяч евро.
Широким электрофронтом выступили и китайцы. Компания BYD привезла на выставку не только городской, но и туристический электробус С9. Внешне он напоминает корейские Hyundai Universe. Салон рассчитан на 51 пассажира. Батареи суммарной емкостью 280 кВт·ч здесь также размещены на крыше. Китайцы радостно заявляют, что пробег на одной зарядке составляет целых 305 км. Но в каком режиме получена эта цифра, не говорят, а ведь туристические автобусы обычно живут на более высоких скоростях, чем городские.
Совсем экзотическая китайская продукция компании CRRC. Это, на минуточку, один из крупнейших в мире производителей электрического транспорта. В их активах троллейбусы, скоростные электропоезда и даже поезд метро на магнитной подушке! А теперь вот еще и электробус. Сделан он несколько топорно и не особо отличается по качеству отделки от обычных китайских автобусов. Также позабавила табличка в салоне: мол, не мыть! Но паспортный пробег на одной зарядке оптимистичен — до 250 км, — а заряжаться можно не только от розетки, но и с помощью пантографа на крыше.
На стенде компании MAN был показан прототип целой транспортной системы E-Mobility. Электробус-гармошка, созданный на базе серийного сочлененного автобуса MAN Lion`s City, показывает, каким в зависимости от пожеланий заказчика окажется в будущем пассажирский транспорт.
Такая гармошка по ночам может подзаряжаться от розетки мощностью до 100 кВт в течение 4—7 часов. В таком случае запаса хода должно хватить на 200 км. А еще доступна «заправка» пантографом на остановках. Такой короткой (5—10 минут) зарядки мощностью до 450 кВт должно хватать на 20 км пробега. Ну а если с зарядками «на районе» туго, можно установить и резервный дизельный двигатель — тогда электробус превратится в дизель-электрический гибрид. Пока такая «гармошка» не более чем прототип. Серийный электробус MAN должен появиться в 2018 году.
Рядом с этой выставкой электрогибридных технологий стоял вполне серийный, но не менее экзотический экспонат. Речь о бразильском городском автобусе Volksbus. Он построен на агрегатах местных грузовиков Volkswagen и оснащен двигателем MAN, работающим на биотопливе (его получают из сахарного тростника), мощностью 280 л.с. Коробка передач — «автомат» ZF.
Автобусная премьера выставки — Neoplan Tourliner нового поколения. Это младший и самый простой автобус в линейке компании. Производиться он будет на заводе MAN в Турции. По сравнению с предшественником аэродинамические характеристики его кузова улучшены на 20%, коэффициент аэродинамического сопротивления составляет 0,36. Изменилось «выражение лица», в фары теперь добавлены кольца ходовых огней — почти как у BMW. В корме установлен двигатель MAN мощностью 420 л.с. Он работает в паре с двенадцатиступенчатым «роботом» TripMatic. В салоне 44 сиденья. Из удобств — столики в спинках и гнезда USB для подзарядки гаджетов.
Главной автобусной звездой на стенде концерна Daimler стал концептуальный электрический Future Bus с автоматическим управлением и камерами вместо боковых зеркал, про который мы подробно рассказывали.
А в соседнем зале стоял автобус попроще — индийский школьный BharatBenz Wright. Построен он на агрегатах Mitsubishi Fuso Canter и оснащен четырехлитровым дизелем мощностью 140 л.с. и шестиступенчатой механической коробкой передач. Подвеска всех колес рессорная. В самой Индии такие автобусики популярны — существуют исполнения для перевозки рабочих или туристов.
Очередной гибрид, на этот раз от фирмы Scania. Двенадцатиметровый автобус рассчитан на электромотор мощностью 130 кВт и работает в паре с двигателем мощностью 320 л.с. Он функционирует как на солярке, так и на биотопливе.
Новый голландский VDL Citea LLE-99 — вполне обычный городской автобус с мерседесовским дизелем, отвечающим нормам Евро-6. За одним исключением. У него тоже существует электрический вариант, который взяли за основу студенты технического университета Эйндховена, чтобы сделать автобус, работающий на муравьиной кислоте.
И напоследок — парочка забавных экспонатов.
Как вам, например, такой турецкий Otokar с передней панелью «под красное дерево»? Интересно, как быстро у водителя начнет рябить в глазах от подобной «роскоши»?
А в самом дальнем углу одного из павильонов примостился украинский пригородный автобус Etalon Tulip. Он оснащен двигателем DAF мощностью 210 л.с., который, судя по пресс-релизу, может отвечать даже нормам Евро-6. Коробка передач — шестиступенчатая «механика». В салоне 37 сидячих мест, есть даже кондиционер.