Гонки без капота: мы побывали на базе команды КАМАЗ-мастер

Фото: команда КАМАЗ-мастер | Петр Грибачев

Поднимите руку и быстро-быcтро потрясите кистью — так тряслась моя голова, когда меня катали на дакаровском грузовике под Набережными Челнами! Незадолго до ралли-рейда «Шелковый путь» я посетил команду КАМАЗ-мастер — и узнал, какие технические новинки там готовятся.

Не везет камазовцам с гоночным капотником! Его построили еще в конце 2015 года, явно глядя на конкурентов с капотными грузовиками IVECO Powerstar и Renault Sherpa. ­Челнинскую машину оснастили ­кабиной и оперением от модели Mercedes Zetros, а двигатель Gyrtech 12.5 (сильно тюнингованный Caterpillar) арендовали у чешского ателье Buggyra — поскольку немецкий Liebherr, который стоит на других гоночных ­КАМАЗах, не влезал под капот.

В прошлом году машина участвовала в паре российских ралли-рейдов, но на Дакар-2017 не поехала. Увы, к «Шелковому пути — 2017» машину тоже не успели подготовить, хотя перед гонкой ей активно занимались.

Капотный «КАМАЗетрос» в процессе переделки

Например, в связи с развесовкой: если раньше камазовцы добивались распределения массы «50 на 50», то по новому регламенту Дакара на переднюю ось должно приходиться не менее 4,6 т (при прежней полной массе 8,5 т). Говорят, это решение продвинула голландская команда Mammoet Rallysport с грузовиком Renault Sherpa, — в результате КАМАЗу пришлось менять расположение запасок, топливных баков и т.д.

Трубы защитного каркаса, воздуховоды, провода — интерьер «боевых» грузовиков аскетичен. Но посадка очень удобная!

Вместо двигателя Gyrtech на капотник поставили Cummins — благо КАМАЗ активно сотрудничает с этой компанией. Кстати, в перспективе и моторы Liebherr на бескапотных КАМАЗах тоже собираются заменить на Cummins: с 2019 года рабочий объем двигателей на Дакаре не должен превышать 13 л (похоже, этот пункт в регламент организаторы тоже ввели, чтобы вставить камазовцам палки в колеса).

На смену V-образным двигателям Liebherr (на снимке), которыми сейчас оснащены гоночные КАМАЗы, придет рядный Cummins

И если у моторов Liebherr этот объем равен 16,5 л, а мощность — 920 л.с., то у гоночной версии Камминза снимают даже больше — аккурат ­1050—1100 л.с. с 12,99 л. Вот только насколько надежным окажется двигатель при такой форсировке и меньшем литраже?

Как бы то ни было, на «Шелковый путь» уже отправилась одна машина с мотором Cummins, а вот другой грузовик, с Либхерром, оснащен автоматической коробкой ZF. Команда экспериментировала с «автоматом» этой марки еще в 2000 году: Владимир Чагин прошел с ним Дакар, победил — но опыт был признан неудачным. Масло в коробке грелось настолько, что выливалось наружу на остановках! Впрочем, за прошедшие годы технологии продвинулись вперед, и если «автомат» хорошо проявит себя на «Шелковом пути», то в будущем он может стать основным для боевых ­КАМАЗов. В качестве преимуществ такой трансмиссии спортсмены называют отсутствие разрыва потока мощности при переключениях и уменьшение физической нагрузки на пилотов. Но есть и минус: с этой трансмиссией машина хуже тормозит двигателем. Кстати, диапазоны здесь можно переключать и вручную: камазовцы выбирали между джойстиком и лепестками под рулем, но все же остановились на первом варианте.

Четырехосная техничка команды в процессе постройки: справа видна криокамера для оздоровительных процедур

Есть обновления среди машин поддержки. Если год назад команда представила трехосную техничку на шасси Sisu, то сейчас в придачу к ней появился четырехосник на камазовском шасси с кабиной Mercedes Axor. Он везет ­криокамеру для спортсменов, температура в которой понижается до минус 150°С. На первый взгляд — жуть, но аппарат охлаждает лишь поверхностные слои кожи человека, а сама ­процедура длится не больше трех минут. Пилотам криокамера нравится: говорят, бодрит не хуже нескольких чашек кофе.

Историческая машина команды — КАМАЗ-49252 (1994—2003 гг.)

В следующем году команда будет праздновать 30-летие — и планирует открыть экспозицию, где представит грузовики прошлых лет. Это, к примеру, горбатый КАМАЗ-49252 (первая ­по-настоящему подготовленная гоночная машина коллектива со среднемоторной компоновкой и стойками подвески от БМП) и ­КАМАЗ-4326 VK, на котором Чагин одержал свою последнюю победу на Дакаре.

И все-таки интересно: удастся ли камазовцам довести капотник до ума к Дакару-2018? А то конкуренты, включая Жерара де Роя и Алеша Лопрайса, уже который год успешно рассекают на «носатых». 

Рекомендованные статьи