Как строят автобусы-вахтовки в разных странах мира

Фото: Из архивов автора | фирма-производитель

Если речь заходит о вахтовках, сразу же представляется полноприводный Урал или КАМАЗ где-то в сибирских снегах. И это неудивительно, ведь в производстве таких машин Россия уверенно лидирует среди всех стран мира. Однако география этой техники гораздо шире. Как только появляется необходимость перевезти людей по бездорожью, на помощь приходят вахтовки. Но ниша их очень мала, и строить полноприводные автобусы крупные производители давно перестали.

Принцип постройки подобных автобусов несложный и почти одинаковый во всем мире. Берется обычное грузовое шасси — как правило, с полным приводом. За кабиной устанавливается пассажирский кузов разной степени комфорта по выбору клиента. К бортовой сети подключается освещение и кондиционер. Именно так вахтовки строит наш НефАЗ, а также — десятки фирм по всему миру. Вахтовки перевозят нефтяников в канадской тайге, туристов в африканской пустыне, сезонных рабочих в южноамериканской пампе.

IVECO Tonto рассчитан на езду по Сахаре, поэтому у него такие широкие «батоны»

Но наибольшая концентрация таких автобусов сосредоточена на острове Северной Европы, в Исландии. Один из главных видов бизнеса там туристический: путешественников привлекают природные достопримечательности — вулканы и гейзеры. Добраться туда затруднительно, дорог нет, и возят туристов как раз на вахтовках.

«Полудорожная» исландская вахтовка на шасси Scania 4x4

Такие машины появились на острове еще в 1960-х годах и с тех пор активно развивались. Исландцы не только сами собирали их, но и обращались к именитым производителям. В частности, известный и у нас Jonckheere адаптировал к грузовым шасси свою туристическую модель Bermuda.

Исландские вахтовки имеют и свои особенности. Помимо усиленного отопления (страна-то северная), они часто несут интегрированный кузов, соединенный с кабиной. А поскольку транспорт этот туристический, интерьер обычно современный, как у люксовых европейских автобусов. И, в отличие от наших вахтовок, пассажировместимость у исландских больше — около пятидесяти человек.

А на заглавном фото красуется чемпион среди исландских вахтовок полной массой 27 тонн. Огромный четырехосный автобус построен в 2017 году в одном экземпляре и носит имя собственное Sleipnir. Он назван так в честь восьминогого коня бога Одина из скандинавского эпоса.

Этот гигант в четыре метра шириной и около пяти высотой построен на шасси аэродромного огнеборца. В движение его приводит 750-сильный дизель Volvo, самый мощный в Европе. Ту же марку носит автоматизированная коробка I-Shift. В оформлении экстерьера используются элементы модели FMX. Салон оснащен кожаными самолетными креслами Recaro. Стоимость Слейпнира соответствует параметрам: в переводе на привычные рубли это почти 35 млн. Еще бы, ведь только каждая из его восьми двухметровых шин размера 900/65 R32 стоит 400 000 рублей.

Забавно, что даже такой монстр имеет предел проходимости в Исландии: во время одной из поездок автобус застрял в снежно-водяной каше. Правда, ее глубина достигала пары метров…

Рекомендованные статьи