КразоМАЗы: как в Кременчуге бескапотники строили
Наверняка многие помнят бескапотные круглолобые МАЗы-500. А знаете ли вы, что в шестидесятых годах существовали и КрАЗы с такими кабинами? Правда, они были опытными — и дальше экспериментов дело не пошло...
Когда речь заходит о советских КрАЗах, сразу вспоминается образ армейского капотного «лаптежника». Действительно, все серийные КрАЗы в то время были длинноносыми и в большинстве своем военными. Только в последние лет десять в заводской программе появились бескапотные дорожные грузовики, изумляющие разнообразием кабин. А ведь история могла пойти по-другому еще полвека назад!
В шестидесятых годах стало ясно, что будущее грузовиков, особенно дорожных, за бескапотной компоновкой, — как раз тогда МАЗ готовил к производству семейство бескапотных «пятисотых».
Серийный МАЗ-503 из «пятисотого» семейства, у которого кразовцы позаимствовали кабину
Вот и на КрАЗе задумались о том же, тем более что выпускавшиеся модели вели свой род от уже устаревших ярославских капотников. Инициаторами разработки стали, как часто в СССР, военные. Доктрина с упором на ракетостроение потребовала создания новых транспортных средств — колесных, более дешевых, нежели гусеничные. Тактико-технические характеристики были утверждены в 1961 году Госкомитетом по оборонной технике и Госкомитетом автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения, а выполнение задачи поручили — правильно, Кременчугскому заводу.
Требовалось создать модель «высокой проходимости и повышенной мобильности» в двух исполнениях — бортовой грузовик и автопоезд, который состоял бы из седельного тягача и активного полуприцепа, то есть с ведущими колесами.