Львы на сороковом этаже: MAN подвел итоги года в центре Москва-Сити

Фото: Федор Лапшин

Российское подразделение «МАН Трак энд Бас РУС» стало первой грузовой компанией в стране, которая осмелилась провести годовую пресс-конференцию «живьем»: журналистов на нее пускали только после экспресс-теста на коронавирус. Место проведения было выбрано впечатляющее — сороковой этаж одного из небоскребов в центре Москва-Сити.

Российское подразделение МАНа уже год возглавляет новый директор, Ян Айхингер: он начинал в Германии с продаж автобусов Neoplan, затем работал на Мерседесе, а в 2014 году перешел в MAN. По его словам, на российский рынок повлияли три отрицательных фактора: повышение ставок утильсбора, пандемия и девальвация рубля.

 

За прошлый год MAN продал 3683 грузовика — больше, чем Mercedes, но меньше, нежели Scania и Volvo, — и третий год подряд занимает третье место (кругом тройки!) среди европейских производителей. В некоторых регионах MAN лидирует: если по России в целом он занимает 19% среди «большой семерки» грузовых компаний, то в Уральском, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах — более 30%.

Отлично продаются мановские строительные модели: среди «европейцев» они на первом месте (около 25% рынка), то же касается позиции в секторе 6х6. Есть спрос на специальные шасси для мусоровозов, бункеровозов: за год реализовано 140 единиц.

Автобусов марок MAN и Neoplan за год продано 134 экземпляра — конечно, для российского рынка (по мановским данным, 8862 единицы) это капля в море, но все равно никто из «европейцев» не продал больше. Интересно и то, что доля «китайцев» на этом рынке понемногу снижается, а европейских марок — так же понемногу растет.

Несмотря на удаленку и прочие трудности, за год открылось пять дилерских центров — от подмосковного Шереметьева до Комсомольска-на-Амуре. А еще почти на 50% выросли продажи фирменного мановского масла — по объемам его реализации наша страна вышла на второе место в мире после Германии.

Главным событием года станет приход на наш рынок тягачей TGX нового поколения: в конце апреля в Санкт-Петербурге стартует пробег таких машин до Владивостока (он продлится все лето), а в июне их начнет делать мановский сборочный завод под Питером.

Кстати, по словам Айхингера, за прошлый год этот завод обеспечил седьмую часть российских продаж МАНов — то есть там собрали около пятисот грузовиков. Из этого можно сделать вывод, что мановцы не делают ставку на российское производство — в отличие от Мерседеса и Volvo, которые выпускают в России гораздо больше грузовиков, причем с локализацией кабин.

Пресс-конференция завершилась торжественной церемонией: я как член международного жюри International Truck of the Year (ITOY), в которое входят 25 представителей разных стран, вручил Яну Айхингеру копию приза ITOY 2021. В прошлом году MAN выиграл этот престижный конкурс, опередив конкурента Volvo: президент жюри Джанэнрико Гриффини наградил победителя еще в декабре в Италии, а российское награждение приурочили к пресс-конференции в Москве.

Напомним, что звание Truck of the Year, «Грузовик года», присуждается по совокупности качеств — это инновации, вклад в эффективность и безопасность и т.д. Меня особенно впечатлило, что в процессе разработки мановцы приглашали к себе перевозчиков и водителей разных стран, советуясь с ними, что стоит изменить или улучшить. Именно так на водительской двери появилась дублирующая кнопка аварийки, которую можно включать, стоя на земле.

Зашла на конференции речь и о новых технологиях. Пример — концептуальный грузовик с электроприводом и без зеркал, показанный еще на выставке IAA 2018 в Ганновере. Поставки «машин будущего» к нам пока не планируются, но сам MAN собирается к 2040 году полностью перейти на продажу автомобилей с нулевым выхлопом — то есть без двигателей внутреннего сгорания.

Рекомендованные статьи