Ежегодная выставка грузовиков в английском Бирмингеме ряд «общеевропейских» дебютов

Фото: Максим Чернявский

Ежегодная выставка грузовиков в английском Бирмингеме настолько невелика и далека от континентальной Европы, что о ней знают не все специалисты. Однако в нынешнем году там должен был состояться ряд «общеевропейских» дебютов! И я отправился в Англию.

Англичане, как известно, люди необычные: все у них не как у других. В Евросоюз вошли, но визы оставили собственные. Вместо евро и центов — фунты стерлингов и пенсы. Едешь, а на дороге знак: «Ремонтные работы через 100 ярдов». Это через сколько? Ах да, ярд приблизительно равен одному метру... И «грузовик» в Великобритании — не «трак» или «камион», как в других странах, а «лорри». Прямо как попугайчик лори.

Кроме того, британцы отменно вежливы. Объявление «Курить запрещено» у них выглядит так: «Курение в этом месте противоречит закону». В обменнике деньги, прежде чем отдать вам в руки, сначала аккуратно упакуют в специальный пакетик. А когда я, гуляя, забрел в неблагополучный пакистанский пригород Бирмингема, меня долго провожал негр совершенно босяцкого вида — но не угрожая, а умоляя: «Сэр, будьте осторожнее!»

Обновив модели LF (слева) и CF (справа), DAF завершил создание гаммы Euro 6
Volvo FM обновлен в стиле флагмана FH, но кабина здесь прежняя
0 / 0

А еще в Великобритании давно существует собственная выставка грузовиков и фургонов. В этом году там сразу три компании — DAF, Volvo и Mercedes — заявили о завершении создания гаммы Euro 6!

DAF по этому случаю привез обновленные модели CF (она может быть компактным тягачом, тяжелым грузовиком или, скажем, самосвалом) и LF (легкий развозной грузовик).

Причина, по которой дебют состоялся именно здесь, понятна. Во-первых, в Англии, на заводе Leyland, выпускают все машины DAF LF (а также «праворульные» CF и XF105), во-вторых, DAF держит лидерство на местном «грузовом» рынке. Впрочем, в остальных странах дела идут не хуже: как заявили боссы компании, по продажам тягачей DAF вышел в Европе на первое место, а по продажам грузовиков в целом — на второе, уступив только Мерседесу.

«Сделано в Британии»: тягачи ERF семидесятых годов с кабинами собственного производства
Англию невозможно представить без двухэтажных автобусов местного производства: они есть и в Бирмингеме. Слева — Wright Eclipse Gemini на шасси Volvo, справа — Dennis Trident с двигателем Cummins
0 / 0

Что касается самих новинок, то они под стать флагману XF получили новые двигатели Euro 6 (это компактные PX-5, PX-7 и 11-литровый MX-11, о котором подробно рассказывалось в АР №8, 2013), новые же шасси и подверглись рестайлингу. Могу сказать, что пластик внутренней отделки очень качественный на ощупь и приятного цвета — жаль только, оценить удобство кабин было сложно. Первая причина — «праворукость», из-за которой все, кроме руля (тоже, кстати, нового), кажется неправильным. Вторая — бурный интерес посетителей: к машинам стояла длинная очередь. Какой-то ирландец, засидевшийся в кабине, даже начал ворчать про захватчиков-англичан, когда его попросили наружу!

Концерн Volvo, в свою очередь, показал обновленную модель FM: у нее — «мордочка» и интерьер в стиле старшего брата FH, двигатели Euro 6 (куда же без них?) и электрогидравлический усилитель руля, как у самосвала FMX, о котором рассказывается в этом же выпуске рубрики.

Машина немного потеряла в весе (по словам стендистов, на шесть процентов), а среди «интеллектуальных» опций — круиз-контроль I-See, запоминающий рельеф местности, и программа My Truck, позволяющая управлять разными функциями грузовика с айфона. Третьим дебютантом стал легкий развозной Mercedes Atego, на модернизацию которого (если не считать двигателей) потрачено 300 млн евро. Среди многочисленных нововведений — джойстик вместо рычага коробки передач. Жаль только, грузовик поставили вплотную к столикам кафе, так, что даже подойти к нему, не задев тарелки с супом, было непросто.

А почему бок о бок с обычными МАНами стоят ветераны уже несуществующей местной марки ERF? Оказывается, эта компания, которую в свое время купил MAN, празднует 80-летие. Узнав, откуда я, благообразный джентльмен-стендист оживился:

— Пару лет назад здесь уже был какой-то сумасшедший русский! Тоже добрый час провел у нас с фотоаппаратом, сделал кучу снимков...

Узнав, что это был наш редактор Федор Лапшин, для меня создали «режим наибольшего благоприятствования» — разрешили открывать двери и даже оттащили таблички, мешающие съемке.

Если верить англичанам, это — самый первый грузовик ERF, выпущенный в 1933 году. Двигатель — Gardner мощностью 65 л.с., грузоподъемность — восемь тонн, цена — 1250 еще тех, довоенных фунтов стерлингов (для сравнения — скромный четырехместный легковой фордик стоил тогда примерно сотню фунтов)

Наиболее интересный экспонат — самый первый экземпляр 1933 года выпуска, еще с ручным «кривым стартером». На эмблеме  надпись: «E. R. Foden & Son Diesel». «Э. Р. Фоден и сын»? Он имеет отношение к другому знаменитому британскому производителю грузовиков Foden? Самое прямое!

Дело было так: Эдвин Фоден (отец того, чье имя на эмблеме, и основатель фирмы Foden) с начала XX века помимо жаток-сеялок начал выпускать паровые грузовики, став главнейшим в Британии производителем такого транспорта. Однако один из его сыновей, Эдвин Ричард (тот самый Э. Р. Фоден), понял, что будущее не за паровыми, а за дизельными двигателями. Но остальные члены семейства с этим не соглашались, и тогда уже сын Э. Р. Фодена Деннис в 1933 году открыл собственную фирму по производству дизельных грузовиков, назвав ее инициалами отца — ERF.

Кончилось все для родственников-конкурентов одинаково грустно: Foden в 1980 году был куплен американским концерном Paccar (в него входят DAF, Kenworth и Peterbilt) и закрыт в 2005-м. А ERF в 2000 году вошел в немецкий концерн MAN — и перестал существовать в 2007 году.

У выставленной машины есть любопытная особенность: ее порядковый заводской номер — 63. Как же так, ведь она считается самой первой? Оказывается, Деннис был хитрым рекламщиком: чтобы покупателя не смутила молодость марки, он присвоил первой машине порядковый номер по числу тогдашних лет своего отца — мол, мы уже больше полусотни грузовиков сделали!

Будущий Ford Transit Connect. Что-то он страшноват... Привыкнем?
Фирма Leyland Eco Vehicles, где делают такие электрогрузовички, расположена на площадях завода Leyland
0 / 0

Сегодня шансы встретить грузовики и тягачи местных марок на английских дорогах уменьшаются с каждым годом. Среди сотен увиденных мной грузовиков — лишь несколько ERF, пара Фоденов и один Seddon-Atkinson. Правда, еще существует «последний из могикан» — Dennis. Но он выпускает лишь мусоровозы: даже производство знаменитых в прошлом «пожарок» Dennis прекратилось пару лет назад.

На все это я и посетовал полисменам, которые подъехали поинтересоваться, зачем это я, сидя в кустах около выставочных павильонов, фотографирую грузовики, проходящие по автостраде. Узнав, что опасности для Британии я не представляю, полицейские решили подискутировать.

— Ну как же британского автопрома больше нет? Вот мы ездим на Воксхоллах!

— Так это, — говорю, — немецкие Опели, только с другими эмблемами...

И англичане, погрустнев, согласились.

Последним производителем оригинальных грузовиков в Англии остался Dennis, но он выпускает только мусоровозы
Mercedes Atego в версии Euro 6 — и с «глубоким рестайлингом»
0 / 0

Рекомендованные статьи