MANновер: электромобили и другие новинки компании

Фото: Максим Чернявский

MAN, как и другие европейские производители коммерческой техники, готовится к крупнейшей выставке IAA, которая пройдет осенью в Ганновере, — и в ее преддверии показал некоторые новинки, которые будут там представлены.

Показ техники MAN проходил в аэропорту Берлина, из которого не летают самолеты. И вряд ли будут летать: аэропорт был готов еще в 2006 году, но суд из-за жалоб местных жителей запретил здесь ночные полеты, а без них его эксплуатация нерентабельна. Вот они, реалии законопослушной Германии! Поэтому берлинцы продолжают пользоваться перегруженными до предела старыми аэропортами, которые местами напоминают наши провинциальные времен перестройки.

Зато для показа машин неработающий аэропорт подошел идеально: здесь огороженные со всех сторон бескрайние просторы, идеальное покрытие, отсутствие лишней публики. Правда, захватывающим катание по 500-метровому кругу на малых скоростях не назовешь — но все равно это на порядок интересней статического показа.

Судя по увиденному, пока MAN делает ставку на плавную эволюцию: никаких ­неожиданных решений представлено не было. В основном речь шла об улучшениях наподобие усовершенствованной стратегии переключения 14-ступенчатой коробки-«робота» TipMatic (которая на деле является коробкой Scania Opticruise, только адаптированной).

Но поскольку мановцы не собираются отставать от конкурентов, на полигоне были показаны сразу два электромобиля — большой развозной грузовик eTGM и фургон eTGE. И на обоих можно было проехать по кругу.

Запас хода в процентах (но не в километрах!) высвечивается на дисплее
Запас хода в процентах (но не в километрах!) высвечивается на дисплее
Электрический MAN eTGM внешне отличается от дизельных желтой наклейкой «Высоковольтная автомобильная техника» на носу и обтекателями шасси, за которыми расположены аккумуляторы
Электрический MAN eTGM внешне отличается от дизельных желтой наклейкой «Высоковольтная автомобильная техника» на носу и обтекателями шасси, за которыми расположены аккумуляторы
Электрический MAN eTGM внешне отличается от дизельных желтой наклейкой «Высоковольтная автомобильная техника» на носу и обтекателями шасси, за которыми расположены аккумуляторы
Электрический MAN eTGM внешне отличается от дизельных желтой наклейкой «Высоковольтная автомобильная техника» на носу и обтекателями шасси, за которыми расположены аккумуляторы
В кабине eTGM посреди панели — аварийная кнопка, отключающая высоковольтную электросистему
В кабине eTGM посреди панели — аварийная кнопка, отключающая высоковольтную электросистему
Запас хода в процентах (но не в километрах!) высвечивается на дисплее
Запас хода в процентах (но не в километрах!) высвечивается на дисплее
Электрический MAN eTGM внешне отличается от дизельных желтой наклейкой «Высоковольтная автомобильная техника» на носу и обтекателями шасси, за которыми расположены аккумуляторы
Электрический MAN eTGM внешне отличается от дизельных желтой наклейкой «Высоковольтная автомобильная техника» на носу и обтекателями шасси, за которыми расположены аккумуляторы
1 / 4

Полная масса этого eTGM — 26 т, электродвигатель в базе развивает 264 кВт и 3100 Нм, емкость аккумуляторов не сообщается. Разгон, как и полагается электромобилю, более чем динамичный, шумов в кабине гораздо меньше, чем у обычного грузовика: ­дизеля-то здесь нет! Только вентилятор охлаждения электросистемы напоминает работающий неподалеку промышленный кондиционер.

…и даже под машиной
…и даже под машиной
Компоненты электросистемы расположены по бокам шасси (аккумуляторы)…
Компоненты электросистемы расположены по бокам шасси (аккумуляторы)…
…за кабиной (судя по наклейке, это устройство охлаждения DC Airco из Нидерландов)...
…за кабиной (судя по наклейке, это устройство охлаждения DC Airco из Нидерландов)...
…и даже под машиной
…и даже под машиной
Компоненты электросистемы расположены по бокам шасси (аккумуляторы)…
Компоненты электросистемы расположены по бокам шасси (аккумуляторы)…
1 / 3

Так вот, запас хода этой модели, указанный в пресс-релизе, — 180 км, названный на презентации — 160 км. Ну а на практике машина, груженная до полной массы, за 30 км пробега по полигону (то есть в тепличных условиях, без маневров, остановок на светофорах, подъема-опускания гидроборта и т.д.) израсходовала те же 30%. Это значит, что реальный запас хода — сотня километров!

…а на дисплее мультимедиасистемы — запас хода
…а на дисплее мультимедиасистемы — запас хода
MAN TGE — брат-близнец модели Volkswagen Crafter. А этот вариант, электрический, — eTGE
MAN TGE — брат-близнец модели Volkswagen Crafter. А этот вариант, электрический, — eTGE
На щитке eTGE вместо тахометра — указатель заряда-разряда аккумуляторов…
На щитке eTGE вместо тахометра — указатель заряда-разряда аккумуляторов…
…а на дисплее мультимедиасистемы — запас хода
…а на дисплее мультимедиасистемы — запас хода
MAN TGE — брат-близнец модели Volkswagen Crafter. А этот вариант, электрический, — eTGE
MAN TGE — брат-близнец модели Volkswagen Crafter. А этот вариант, электрический, — eTGE
1 / 3

Ну а что покажет электрический фургон TGE, на этот раз без груза? Его полная масса — четыре тонны, грузоподъемность указана расплывчато: «1—1,75 т». Заявленный запас хода — те же 160 км, что и у грузовика. Однако дисплей выдал иное: «60 км пройдено, остаток — 68 км». Итого 128 км при невысокой средней скорости 19 км/ч. В общем, электрореволюции опять не случилось.

Длиннобазный 15-местный TGE
Длиннобазный 15-местный TGE
Длиннобазный 15-местный TGE
Длиннобазный 15-местный TGE
Длиннобазный 15-местный TGE
Длиннобазный 15-местный TGE
Длиннобазный 15-местный TGE
Длиннобазный 15-местный TGE
1 / 2

Тем временем в гамме TGE появились новинки и с традиционными дизелями: к цельнометаллическим фургонам прибавились микроавтобусы. Пока, судя по качеству изготовления, это опытные предсерийные экземпляры. Нас «бусами», переделанными из фургонов, не удивить: в России их выпускает масса ателье! Кстати, длиннобазный 15-местный TGE на полигоне был оснащен ручной коробкой передач, прямо как наши маршрутки, — хотя на других версиях уже появился восьмиступенчатый японский «автомат» Aisin.

Городские автобусы MAN Lion’s City нового поколения: у экземпляра на первом плане — «автомат» ZF, на заднем — Voith
Городские автобусы MAN Lion’s City нового поколения: у экземпляра на первом плане — «автомат» ZF, на заднем — Voith
Городские автобусы MAN Lion’s City нового поколения: у экземпляра на первом плане — «автомат» ZF, на заднем — Voith
Городские автобусы MAN Lion’s City нового поколения: у экземпляра на первом плане — «автомат» ZF, на заднем — Voith
Городские автобусы MAN Lion’s City нового поколения: у экземпляра на первом плане — «автомат» ZF, на заднем — Voith
Городские автобусы MAN Lion’s City нового поколения: у экземпляра на первом плане — «автомат» ZF, на заднем — Voith
Городские автобусы MAN Lion’s City нового поколения: у экземпляра на первом плане — «автомат» ZF, на заднем — Voith
Городские автобусы MAN Lion’s City нового поколения: у экземпляра на первом плане — «автомат» ZF, на заднем — Voith
1 / 2

Ну а что нового у больших автобусов? Например, газовый дизель рабочим объемом 9,5 л с двумя вариантами мощности: 280 и 320 л.с. Заодно у газовых автобусов увеличился объем баллонов в «горбу» на крыше до 1875 л. Также новая автобусная ­коробка-«робот» TipMatic Coach (видимо, это ZF TraXon) стала тише предыдущей модели на 2—3 дБ — не иначе как купили новый шлифовальный станок! Кроме того, эта КП теперь получает данные от гироскопа и, чувствуя изменения рельефа, точнее подбирает передачи. А ее ресурс составляет внушительные 1,6 млн километров — но, разумеется, лишь при эксплуатации в Европе.

Вариантов исполнения автобусного интерьера, включая обивку и расположение сидений, — множество
Вариантов исполнения автобусного интерьера, включая обивку и расположение сидений, — множество
А это 18-метровая «гармошка» Lion’s City для Франции
А это 18-метровая «гармошка» Lion’s City для Франции
Вариантов исполнения автобусного интерьера, включая обивку и расположение сидений, — множество
Вариантов исполнения автобусного интерьера, включая обивку и расположение сидений, — множество
А это 18-метровая «гармошка» Lion’s City для Франции
А это 18-метровая «гармошка» Lion’s City для Франции
1 / 2

На IAA обещают показать и электробус. Его заявленный запас хода — 200 км, одиночный вариант должен пойти в серию в 2020 году, сочлененная «гармошка» — на год позже. Ну а пока я проехал пассажиром по окрестным деревням на обычном дизельном городском автобусе MAN Lion’s City. Все бы хорошо, но удивил свист ветра в передней двери и сверчок ­где-то над лобовым стеклом. Что-то с качеством? Да нет, просто этот экземпляр прошел 3500 км всевозможных испытаний, где выявляли недочеты, — вот, видимо, элементы конструкции и разболтались.

Автобусы мановского бренда Neoplan теперь предлагаются в фирменной оклейке разноцветной пленкой

Напоследок я разговорился с милой девушкой, которая показывала журналистам презентации на экране, — и выяснилось, что в ее компьютере есть отдельный слайд, касающийся нашей страны. Ну-ка, ну-ка, любопытно! По моей просьбе девушка вывела картинку на монитор. Итак, у российской сети Магнит самый большой парк грузовиков MAN в мире (6000 машин), вслед за Магнитом у нас идут сети X5 (тысяча ­МАНов) и Лента (300 машин). За 2017 год компания реализовала у нас 4776 грузовиков (почти совпадает с данными Автостата, которые мы публиковали) и 57 автобусов, а цель мановцев — увеличить долю среди производителей «большой семерки» на российском грузовом рынке до 25% и сделать нашу страну вторым рынком МАНа после Германии.

И последнее. На предстоящей выставке IAA объявят, что объединение VW Truck and Bus, куда входят и MAN, и Scania, будет переименовано в Traton — от слов «трансформация», «транспорт», «традиции», «тоннаж». В общем, у нас Платон (система оплаты дорог для грузовиков), а у них — Traton. Не ровен час, так и грузовики переименуют. «На чем ты ездишь?» — «На Трито... Тьфу, на Тратоне!» 

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий
  • А что такое газовый дизель?

  • Максим, что за чушь про аэропорт? Бранденбург начали строить в 2006, причем расположен он там же, где действующий щёнефельд, по сути, сейчас новая полоса нового аэропорта используется старым. Какие протесты, какая законопослушная Германия? Этот распил и коррупция жупел всей Германии. Не Зенит-Арена, конечно, но тоже трешак знатный. )) А катали вас, скорее всего, по старой полосе, которая официально на ремонте и должна быть второй полосой нового аэропорта.

  • Очень жаль, что белорусский МАЗ не стал развивать сотрудничество с МАНом - а стал работать с китайцами.

  • Как-то необычно было прочитать про коробку-"робот", применительно к газовому городскому автобусу. На городских же гидротранформатор у АКПП. Жаль, что не выложены фото рабочего места водителя автобуса. Литье на городских смотрится великолепно.

  • Man вообще не умеет делать ни автобусы, ни грузовики. То ли Пазы и Газели. Вот это транспорт, куда там немцам с их новым шлифовальный станком. Насмешила статья. Хотя чего еще ожидать от Лапшина и Чернявского. Патриоты...

  • Как по мне - грузовик с запасом хода максимум в 100км - это позор для производителя. Они такие тупые или любят посрамиться на людях?

  • в аэропорту Берлина, из которого не летают самолеты. И вряд ли будут летать: аэропорт был готов еще в 2006 году,

    Позвольте поинтересоваться, это какой аэропорт в Берлине был построен в 2006-м году? Я знаю только Берлин-Бранденбург, но он начал строится в 2006... А другой аэропорт, который связан с XXI веком, Берлин-Темпельхоф, был закрыт в 2008-м... Все, остальные 2 аэропорта Берлина с 21 веком никак не связаны.

    • А я читал, что Бранденбург не смогли запустить из-за претензий со стороны органов, отвечающих за безопасность - дескать, множество недоделок.

      • Да, официальные причины переноса- множество недостатков, особенно в плане пожарной безопасности. А корень проблемы- коррупция. Тадам!
        А вот называть причиной- жалобы на шум... это точно не причина, т.к. одна из 2-х ВПП аэропорта Берлин-Бранденбург, является единственной ВПП аэропорта Берлин-Шёнефельд. Но даже если эту ВПП закрыть, то вторая все-равно будет мешать, т.к. расположена в 1900 метрах по оси от действующей ВПП аэропорта Берлин-Шёнефельд.
        Но это все не стыкуется со словами про аэропорт, готовый в 2006 году.

  • Мы привыкли что статьи в электронном виде выходит позже печатной,но это уже перебор!

    • Нет, все очень просто. Мы живые люди (представляете)? И в течение отпуска просто не пишем статей (ну это совсем возмутительно). А чтобы заполнить медиа-пространство, статьи, опубликованые в предотпускном номере, растягиваются в интернете на период отпуска. Бессмертных пони, которые пишут ежедневно без передыха, в редакции пока не изобрели...

      • При этом делать паузу на 5 недель в выпуске бумажного издания 25 лет ничего не мешало (да и сейчас не мешает). Про заполнение медиапространства - это к главному редактору, ничего не мешает нанять отдельного сотрудника для этого (даже и временного), если это вообще нужно (трафика не будет, да? можно подумать сейчас он есть), а выкладывать оплаченные читателями статьи, вышедшие на бумаге 3 недели назад, действительно идиотизм на мой взгляд. К счастью, легковая часть редакции чуть адекватнее к читателям, хотя там тоже было несколько задержек

      • Про пони не скажу, но похоже Газели в редакции уже "бессмертны" ). Когда же будет краш-тест Газели Некст?

    • Наверное "сканер сломался".

Рекомендованные статьи