Московская выставка строительной техники СТТ: что нового?
Московская выставка строительной техники СТТ намного меньше знаменитого немецкого аналога Bauma. Но для наших специалистов она куда актуальнее и интереснее, потому что здесь не только показывают последние новинки на отечественном рынке, но и объявляют их стоимость. На этот раз немало производителей удивило — кто габаритами, кто характеристиками, а кто и ценой.
Гиганты
Когда этот выпуск Авторевю готовился к печати, российская госкорпорация Ростех (бывшие Ростехнологии) получила предложение от Госкомимущества Беларуси приобрести 75% минус одну акцию знаменитого МЗКТ — Минского завода колесных тягачей! Впрочем, это неудивительно, поскольку, по данным Ростехнологий, 90% продукции завода уходит в Россию — в основном для установки различного вооружения. Если сделка состоится, то Ростехнологии станут ведущими акционерами не только КАМАЗа (там им принадлежит 49,9% акций), но и МЗКТ.
А пока минчане привезли на выставку два «гражданских» тягача-тяжеловеса — оба с колесными формулами 8х8, мощными стальными бамперами и кабинами почти на двухметровой высоте. Один — дорожный, с кабиной МАЗ новой серии и 600-сильной рядной «шестеркой» Cummins, другой — внедорожный, с собственной кабиной МЗКТ (но не стеклопластиковой, как мы думали вначале, а стальной) и тоже 600-сильным мотором, но из Тутаева.
На шасси МЗКТ базируются и автокраны Галичанин: на выставку прибыли 63-тонник с колесной формулой 8х8 и китайской кабиной и могучий 80-тонник — уже с колесной формулой 10х10 и кабиной МАЗ. Знаете, сколько он стоит? 22 млн 700 тысяч рублей!
Автокрановый завод Ивановец, в свою очередь, показал 60-тонник на армейском шасси БАЗ 8х8, причем песочного цвета. На лобовом стекле — надпись «Продано»: наверняка в одну из стран Ближнего Востока, где служат военные машины в такой окраске.
Но настоящий гигант в этом секторе — 400-тонный (!) автокран Grove, созданный международной корпорацией Manitovoc. Колесная формула — 12х8, двигатели шасси и крановой установки — Mercedes-Benz, масса самой машины — 72 тонны. Такую уже можно взять в аренду в Москве по «договорной» цене…
А вот первый шарнирно-сочлененный самосвал российского производства — 33-тонная Четра С-33 из Чебоксар. На ее борту написано «Концепт», но сам факт любопытен: до сих пор рынком «сочлененников» безраздельно владели именитые зарубежные компании. Впрочем, Четра тоже собрана из импортных компонентов: двигатель — 457-сильный Cummins, «автомат» и мосты — ZF, рулевое управление — Eaton, гидравлика — PMC Polarteknik из Финляндии, шины — Mitas из Чехии. Да и интерьер кабины вполне сравним с иностранными. Правда, сделана машина грубовато, ее «выражение лица» весьма специфично и с эргономикой не все гладко: стеклянная дверь кабины, открываясь против хода, занимает почти всю ширину лестничного пролета! Интересно, сколько будет стоить такая Четра, если удастся наладить ее выпуск?
Новейший аналог из США — шарнирно-сочлененный John Deere Е — дилеры предлагают от 22 млн 100 тысяч рублей. Главное отличие серии «Е» от предыдущей «D» в том, что это уже не совместная разработка с конкурентом Bell, а полностью оригинальная (кстати, и двигатель здесь марки John Deere). Среди особенностей — адаптивная пневмоподвеска, система контроля давления в шинах, встроенные электронные весы и даже трехцветный индикатор загрузки на кронштейне зеркала.
К гигантам (конечно, по сравнению с обычными самосвалами) можно отнести и впервые показанный у нас карьерный 32-тонный самосвал Astra RD32 из Италии — с ивековским двигателем Cursor 10 и «автоматом» Allison. Цена — 420 тысяч евро, но по сравнению с «сочлененником» это, согласитесь, немного…
«Европейцы» и «наши»
На входе в павильон посетителей встречал роскошный «носатый» Mercedes Zetros 6х6 — с лебедкой на носу, бортовой платформой и манипулятором. Красавец! Но знаете, почем? Только не падайте от ужаса: 280 тысяч евро.
В компании Мерседес-Бенц Тракс Восток, которая торгует грузовыми Мерседесами в России, — политические перемены: на смену главе фирмы Борису Биллиху пришел Карстен Ботманн, который до сих пор отвечал за сотрудничество с КАМАЗом. И это вряд ли случайно: до конца года Daimler может увеличить свою долю акций в КАМАЗе до 42—45%!
А пока КАМАЗ, как и в прошлые годы, решил «взять числом»: среди множества машин с привычными кабинами и надстройками разных заводов, стоящих вплотную друг к другу, затерялась даже относительная новинка — самосвал, работающий на метане. Хотя достаточно было привезти всего одну эффектную модель (скажем, самосвал с перспективной кабиной, который уже существует), поставить на подиум — и успех, причем с гораздо меньшими затратами, обеспечен!
Впрочем, КАМАЗу не до эффектов: до июля завод вовсю демпинговал, распродавая «остатки» самосвалов с двигателями Euro 3 по ценам от двух миллионов рублей. Поговаривают, что эти «остатки» — прямо с конвейера, только собраны под уже выписанные в прошлом году ПТС… А вот аналогичные машины Euro 4 стоят уже от 2 млн 380 тысяч рублей.
Разумеется, пришлось перейти на Euro 4 и МАЗу: показанный самосвал с кузовом типа «полутруба» и новым ярославским мотором ЯМЗ-536 стоит, по словам минчан, столько же, сколько предшественник Euro 3, — 2 млн 442 тысячи рублей. Правда, двигатель оснащен системой рециркуляции выхлопных газов EGR, которая, как показывает опыт, крайне чувствительна к качеству топлива. Представители МАНа, которые уже завозили грузовики с EGR в Россию, вздыхают: их моторы с этой системой «ходят» у нас не больше 300 тысяч километров.
Сам MAN не участвовал в выставке, зато уральский завод Iveco-АМТ (бывший Iveco-УралАЗ) показал массу новинок. Так, самосвал Trakker 8х4 местной сборки получил гидромеханическую трансмиссию Allison: сам самосвал стоит 136 тысяч евро, доплата за «автомат» — 17800 евро, зато такая коробка передач обеспечивает отличную проходимость с грузом и «порвать» ее невозможно.
Помимо тяжелых Траккеров завод с прошлого года собирает среднетоннажные Iveco Eurocargo, в основном полноприводные: на момент выставки было сделано 84 экземпляра. На этом шасси уже существуют «вахтовки» с кузовами разных заводов, по цене до 114 тысяч евро (за «вахтовку-люкс»).
Еще одна новинка уральцев — «золотая ручка», или, как ее называют строители, «удээска» — чешский экскаватор UDS-114, впервые поставленный на шасси Iveco Trakker. Правда, такая машина получается дороже привычной «удээски» на шасси Татры — 292 тысячи евро против 287 тысяч евро.
А как себя чувствует сама Tatra после банкротства? Судя по стенду дилера АТТ на выставке, неплохо! С прошлого марта по ноябрь завод стоял, зато его новые чешские владельцы начали финансирование еще до того, как выкупили завод — и возлагают большие надежды на российский рынок.
Так что на салон, помимо прочего, прибыли капотная Tatra Jamal 6х6 с чешским двигателем воздушного охлаждения, доведенным до норм Euro 5 (цена машины — 150—180 тысяч евро) и внушительный самосвал-вездеход 8х8 из новой серии Tatra Phoenix — с двигателем и кабиной DAF, односкатной ошиновкой, грузоподъемностью 33 т (цена — 205—210 тысяч евро). Поставки Фениксов в нашу страну понемногу начинаются: один экземпляр около полугода проходит испытания в Нижневартовске, два работают в Татарстане, три вскоре уйдут в Газпром.
Перегруз по плану
Давно не читали сообщения о страшных авариях с китайскими самосвалами, у которых отказали тормоза? Пожалуйста: 24 июня в Саратове Howo, груженный щебнем, смял на своем пути 37 автомобилей. Пострадало 20 человек. Одна из главных причин — кузова «китайцев» переразмерены, что автоматически провоцирует строителей на перегруз!
Воз и ныне там: скажем, на СТТ были впервые показаны самосвалы FAW новой серии J6 — с новыми же кабинами. Выглядят они эффектно, но… Объем кузова у модели 8х4 — 23 кубометра, и если посчитать массу самосвала с грузом (при объемном весе сухого песка 1,4—1,7 т/м3), получится, что груженая машина будет весить почти 56 тонн! При том, что максимально допустимая масса одиночного грузовика на наших дорогах — всего 32 т.
А сейчас по пути, проторенному китайцами, пошла и подмосковная фирма Тонар, известная самосвальными полуприцепами (в том числе «переразмеренными», аж с четырьмя осями сзади). Недавно Тонар начал строить мелкими партиями тягачи из китайских компонентов, включая кабину Shaanxi, но с двигателем ЯМЗ-650. Сейчас, после введения норм Euro 4, кабину заменили на другую, завода Qiхing (поскольку под прежней не помещается более крупный радиатор). Такая кабина стоит и на новом самосвале, за который просят 4,1 млн рублей. В салоне — едкий запах пластика, дизайн передней панели скопирован с Мерседеса, а руль — с Volvo… Но все это мелочи на фоне высоченного 24-кубового кузова, под которым — три китайских моста с пневморессорной подвеской!
Даже официально заявленная полная масса такой машины — 46,5 т, а поскольку кузов разгружается вбок, представители Тонара не скрывают, что новинка предназначена для работы с прицепом (например, той же марки Тонар, полной масой 40 т). В итоге на дорогу выезжает монстр, весящий с грузом около ста тонн!
От инспекторов ГИБДД его владелец, возможно, откупится. Но как будет поворачивать самосвал, если его задние колеса не «подруливают»? Выдержат ли нагрузку шины, китайские оси и тормоза, не говоря о пневмоподвеске? И что будет, если этот монстр попадет в аварию? Не говоря уже о дорожном покрытии...
Настораживает и новый самосвальный полуприцеп калиниградского завода Grunwald ценой 2,1 млн руб: он сделан из европейских комплектующих, включая оси BPW, но объем кузова, как и у четырехосного полуприцепа Тонар, — 40 кубометров! Значит, здесь поместится почти семьдесят тонн сухого песка. А если песок будет сырым?
«Азиаты»
Теперь посмотрим, как не надо делать самосвалы — точнее, их выхлопные системы. Вот японский Hino 6х4 с челнинским кузовом Автомастер за 3,8 млн рублей. Заглядываем под днище, а там на расстоянии всего 32 см от земли — выхлопная труба зигзагом, «глушак» и распределительная система для обогрева кузова. На бездорожье все это запросто оторвется, а привод системы обогрева кузова после первой же зимы закиснет.
У выставочных китайских самосвалов Shaanxi и JAC выхлоп устроен так, что газы выходят из глушителей вбок, прямо на уровне окна легковушки. То-то водителям в пробке будет радостно стоять рядом с такими «китайцами»! Утешает, что у Shaanxi уже есть «честные» двигатели Euro 4, причем их установка несильно увеличила цену (самосвалы 6х4 — до 2,8 млн рублей, 8х4 — до 3,3 млн рублей). Впрочем, к нам по-прежнему вовсю везут через Казахстан «левые» Shaanxi Euro 2, которые дешевле на 200—300 тысяч рублей…
Но если на Shaanxi стоят лицензионные кабины от старых МАНов, то JAC в открытую демонстрировал модели с «заимствованным», то есть ворованным дизайном. Cамосвал (за вариант 6х4 Euro 4 просят аж 3 млн 400 тысяч рублей) беззастенчиво скопирован со Скании, а новый развозной грузовик — с модели Nissan Cabstar. Забавно, что в рекламном проспекте заявлено, будто бы кабина разработана в Италии, и мы даже знаем почему: она такая же, как у грузовика Yuejin Chaoyue, которым торгует в Китае СП с Iveco (хотя итальянского у Chaoyue — только лицензионный мотор).
А вот несколько цитат из проспекта развозного грузовика JAC (орфография сохранена — Ф. Л.): «Законченный дизайн обеспечивает стабильное водение и успешную операцию при обстановкой морозной, дождливой и снеговой». То, что «двигадель приносит сильную движущую силу» — забавно, но хотя бы понятно, а вот что такое «пневматический тормоз 4-ногозамыкания» — даже представить не можем.
***
Завершим обзор двумя самыми удивительными объектами выставки. Как вы думаете, сколько может стоить автовышка на базе газовского Соболя 4х4, только с американскими «треугольными» гусеницами, которые установлены вместо колес? Держитесь крепче: фирма Рускомтранс из Балахны Нижегородской области просит за саму машину без гусениц 2,1 млн рублей, за комплект гусениц — еще 1,8 млн рублей. Итого — почти 4 млн рублей. Неужели найдутся желающие?
А в последний день работы выставки Scania устроила праздник для детей с родителями и привезла кенгуру. Самую настоящую, живую, только маленькую: сначала она чуть не опрокинула пустые бочки для фирменного масла, а потом регулярно упрыгивала со стенда — и ее дружно ловили под соседними самосвалами и бетономешалками…