Особая цель: на новом Спринтере по Голландии
«Привет, Mercedes!» — говорю я, а женский голос из динамиков интересуется: «Чем могу помочь?» Следом на экране коммуникатора появляется вопрос: «Особая цель?» Мне предлагают в качестве примера произнести «Большой театр», но это уж слишком далеко. Потому что моя цель — проехать от Амстердама до Роттердама и обратно. На малотоннажниках Mercedes Sprinter нового поколения!
Анекдот. Сельская глубинка, кукурузник на бреющем полете цепляет крышу сарая. Оттуда летит сено, разбегаются испуганные коровы. А пастух, глядя на это, вздыхает: «Яка страна, такие и террористы!»
Так вот, какая страна — такие и Спринтеры. У нас Mercedes отрапортовал, что Sprinter Classic нижегородского производства (по сути, старый немецкий Sprinter уже позапозапрошлого поколения) наконец-то получил, помимо прочего, серийные электрические стеклоподъемники — вместо стеклоподъемников типа «ручка мясорубки», а еще электрорегулировку и подогрев зеркал. В общем, то, чем Газель Next (которую делают на соседнем конвейере с Классиками) изначально оснащалась еще в 2013 году. Справедливости ради надо заметить, что на Classic начали устанавливать еще и шестиступенчатую коробку, которой пока нет у Газелей. Но вот магнитола у Классика до сих пор отсутствует даже в списке опций — хотя у Некста она входит в стандартное оснащение.
Ну а в Европе — два мира, два детства! — стартовало очередное поколение Спринтеров, о котором и пойдет речь. Кузов сделан на основе прежнего, однако творчески переработан. А вот интерьер кабины полностью новый! Вариантов привода отныне целых три, как у конкурентов Ford и Volkswagen: задний — для более грузоподъемных версий, передний — для тех, кому важна низкая погрузочная высота, и полный.
Главный элемент в новом интерьере — здоровенный коммуникатор посреди панели
Турбодизели — Евро-6 (естественно, с мочевинной нейтрализацией выхлопа), причем сервисные интервалы прямо-таки фантастические, с нашей точки зрения, — до 60 тысяч километров в европейских условиях. Для переднеприводных вариантов предлагаются новые «механика»-шестиступка и девятиступенчатый «автомат». Еще появились телематика в версии 4.0, масса электронных ассистентов, заимствованных из легкового сектора, и коммуникатор во всю ширину центральной консоли — похоже, такой же, как у нового А-класса. Даже дефлекторы тут как у А-класса — Mercedes решил максимально унифицировать коммерческую линейку с легковой.
Собственно, на этом вступительную лекцию можно закончить: по машинам! Рядом со мной сел приятель-чех — я думал, что в дороге мы будем меняться, но он заявил, что прилетел рано, спал мало и вообще за руль не сядет... И мы погнали, следуя указаниям навигатора. А чтобы разнообразить поездку, я стал общаться с русифицированным навигатором-коммуникатором. Ведь мерседесовцы заявили, что создали нечто подобное женщине-роботу Сири или нашей Алисе из Яндекса!
Однако, в отличие от них, безымянная женщина «Эй, Mercedes!» оказалась не то чтобы тупенькой, но ограниченной. Как ее звать — не знает, поговорить с ней на отвлеченные темы невозможно. Да и навигация специфическая: то барышня стала советовать «воспользоваться поворотом под тупым углом» (ну-ка, быстро вспоминаем геометрию), а то я не разобрался в показанной на экране мешанине дорог и проскочил поворот.
Кончилось тем, что я стал троллить коммуникатор, — даже попросил его отвезти меня к Путину. И знаете, что он предложил? Отправиться к пруду Путин в Дергачёвском районе Саратовской области. «Все, до свидания», — говорю я коммуникатору. А тот в ответ выдает на экране адрес: «село Приятное Свидание, Бахчисарайский район, Крым». Вот и поговорили.
Однако сам факт показательный: малотоннажники вслед за легковушками начали обзаводиться хоть примитивным, но искусственным интеллектом. Кстати, новый Sprinter и сам по себе очень умный: на светофорах послушно отключает двигатель с помощью системы старт-стоп, а если хочешь перестроиться, однако рядом едет другая машина — тревожно пищит и мигает сигнализатором в зеркале. Знакомый по большим грузовикам адаптивный круиз-контроль позволяет ехать со скоростью впередиидущего транспорта. Если пересекаешь сплошную без поворотника, электроника притормаживает колеса с противоположной стороны — ощущение, будто на гребенку наехал!
Ручник выполнен в виде маленькой клавиши рядом с переключателем света
Похоже, в желании сделать Sprinter продвинутым конструкторы даже переборщили: сперва я не мог найти ручник. Шарю и справа от сиденья, и слева — нету. Оказалось, здесь даже не ручник, а ручничок в виде малюсенькой клавиши в одном блоке с выключателем света.
В свою очередь, запуск двигателя — не ключом, а кнопкой на панели, при этом дверной ключ-брелок в походном положении можно вставить в прорезь в самом низу панели, где он подзаряжается.
Электрорегулировка водительского кресла на фургоне — приятная вещь!
Что еще сказать про Sprinter? С одной стороны, он и так был очень хорош в прежнем поколении, а стал еще современнее. Плюс всевозможные приятности наподобие электрорегулировки водительского сиденья.
Но почему, скажите мне, у этого роскошного кресла нет правого подлокотника? В Газели Next, которую я вожу, он есть, причем «в базе», а тут не было ни на одном из Спринтеров, которые нам предлагались. Слева место для локтя тоже компромиссное: подлокотник расположен низко, на подоконник руку класть неудобно. Места для левой ноги тоже меньше, чем в Газели Next. Отсека в панели для бутылки-полторашки не предусмотрено, куда класть смартфон — непонятно. В трехместной кабине поперек не ляжешь, чтобы отдохнуть: между сиденьями торчит могучий стальной поручень. В общем, те же проблемы, что и у нового фургона VW Crafter/MAN TGE: что русскому хорошо — немец нихт ферштеен!
Уже после поездки нас повели на ужин в Амстердаме, и я шел рядом с дизайнером Кайем Зибером, который традиционно занимается коммерческими Мерседесами — и Спринтером в том числе. Зибер поинтересовался, как мне новая машина, а потом улыбнулся: «Я сам сегодня на ней проехал впервые». Мне сразу вспомнился давний разговор с ведущим конструктором газовского Валдая, который признался, что никогда не ездил на своем детище...
А еще Спринтеры (во всяком случае, заднеприводные, которые я водил) не назовешь тихонями: при разгоне хорошо слышно двигатель, а в кабину передаются легкие вибрации. Поэтому наш с зарубежными коллегами вердикт был таким: «Sprinter, по сравнению с новым Крафтером, шумнее, но умнее!»
А знаете, что покорило? Микроавтобус со 190-сильным турбодизелем и «автоматом». На обратном пути мы с коллегами набились в него и буквально вырывали друг у друга баранку, чтобы прохватить по автобану, — благо мощи хоть отбавляй. Конечно, при таких агрегатах и темпе езды расход топлива ощутимо выше: если у 143-сильных фургонов полной массой 3,5 т, груженных наполовину, я получил 8,2—8,4 л/100 км, то тут борткомпьютер на финише выдал все 11,8 л/100 км.
В Западной Европе новый Sprinter уже продается: в Германии фургон в самом дешевом исполнении Worker с низкой крышей стоит с НДС от 26 тысяч евро, а вот «полноценные» фургоны — уже от 35 тысяч евро (передний привод) и от 41 тысячи евро (задний привод). То есть на наши деньги примерно от двух—трех миллионов рублей. Для нас при таких ценах вообще не вариант. «Разве что в виде микроавтобусов сопровождения кортежей!» — пошутил я, глядя на черные пассажирские Спринтеры, которые были в нашей колонне.
Пока были показаны только компоненты будущего электро-Спринтера — аккумуляторы немецкой марки Accumotive и мотор, который развивает 84 кВт и 300 Нм
Тем временем мерседесовцы вслед за электрогрузовиком Actros и электробусом Citaro готовятся выкатить и электрофургон Sprinter. Он будет предлагаться в двух основных вариантах: с батареей на 41 кВт·ч (запас хода — 115 км, грузоподъемность — 1040 кг) либо с батареей на 55 кВт·ч (150 км и 900 кг). Но сколько будет стоить электро-Спринтер — боимся даже предположить.
Один из символов Голландии — деревянные ботинки (кломпы). В цветочном магазине, который был на маршруте, всем желающим предлагают примерить кломпы-гиганты