Аўтастанцыя: изучаем общественный транспорт белорусского города Витебск
О пассажирском транспорте в крупных городах России мы рассказываем часто. А на чем передвигаются по городским улицам жители областных центров соседней Белоруссии? Мне стало интересно и, оказавшись в Витебске, я не смог отказать себе в удовольствии познакомиться с местным общественным транспортом.
По белорусским меркам расположенный на северо-востоке страны Витебск — город большой. В нем проживает чуть меньше 400 тысяч человек. И кроме личных автомобилей горожане передвигаются на автобусах, трамваях, троллейбусах и маршрутках.
Еще несколько лет назад на местных трамвайных рельсах можно было встретить раритетные вагоны Рижского вагоностроительного завода, выпуск которых начался еще в шестидесятых годах прошлого века. Их отличительной особенностью была одна фара в центре передней части. Увы, таких трамваев на маршрутах Витебска сейчас уже не осталось.
На сегодняшний день трамваи КТМ-5 в Витебске - самые старые
В восьмидесятых рижские трамваи потихоньку начали вытеснять Усть-Катавскими КТМ-5: они до сих пор ходят в разных городах постсоветского пространства. В Витебске, правда, и их осталось уже мало, но встретить парочку мне все-таки удалось.
А правят трамвайный бал на местных улицах более современные вагоны АКСМ, произведенные белорусским заводом Белкоммунмаш уже в двухтысячных. Сделаны они, кстати, на основе все тех же трамваев КТМ, пусть и основательно переработанных.
Самым старым встреченным мной троллейбусом стал этот АКСМ-201, выпущенный в начале двухтысячных
С витебскими троллейбусами ситуация проще. Все они выпущены заводом Белкоммунмаш, правда, в разное время. На улицах мне удалось встретить и относительно старые «рогатые» модели 201, и более свежие троллейбусы модели 321.
Кстати, в отличие от Москвы, троллейбусное движение в Витебске развивается: в середине лета здесь даже открыли новую линию.
Как вы думаете, автобусы какой марки ездят по улицам крупного белорусского города? Конечно, это МАЗы всех мастей. Здесь и «старички» сотой серии, и современные низкопольники «двухсотых» моделей. А на пригородных маршрутах встречаются и малыши МАЗ-241 — замена древним ПАЗикам.
Но все же самый необычный вид общественного транспорта в Витебске — это маршрутки. В потоке их легко определить по желтым номерам с серией «TAX». Да, здесь встречаются новенькие каркасные Газели Next. Можно увидеть и современные Mercedes-Benz Sprinter Classic и Ford Transit.
Но в рядовом порядке к остановке может подкатить, к примеру, тот же Transit, только выпущенный в начале 90-х, или Iveco Turbo Daily образца в лучшем случае 1999 года. Интересно, кстати, что даже такие старички пребывают в неплохом техническом состоянии и ржавчины на их кузовах не видно.
Ну и как апофеоз — маршрутный Mercedes-Benz T1. Пару лет назад в Германии я ездил за рулем этого старичка в рамках ретро-теста фургонов. Но, оказывается, на таком ретро-автобусе можно прокатиться пассажиром, заплатив около 20 российских рублей за проезд по улицам Витебска.
P.S. Побывать в Белоруссии и не увидеть хотя бы одного аиста – невозможно. Такой вот красавец бродил по полю в окрестностях Витебска.