По улицам столицы на старом троллейбусе: репортаж Петра Грибачева
Каждый год в один из осенних дней на дорогах Москвы можно наблюдать уникальный парад. На маршрут, проложенный по центральным улицам (от троллейбусного парка на Кутузовском проспекте до Фрунзенской набережной) выходит колонна старых троллейбусов. Повод - очередная (на этот раз 83-я) годовщина пуска первой троллейбусной линии в столице осенью 1933 года. В этот раз мне удалось познакомиться со старичками поближе и проехать в одном из них вместе с парадом.
Открывал колонну самый старый из сохранившихся советских троллейбусов — довоенный ЯТБ-1 (Ярославский троллейбус) 1936 года выпуска, который трудился на ленинградских маршрутах. История этого конкретного экземпляра во многом уникальна. После списания он долгое время работал сараем на одном из дачных участков Ленинградской области. Там в 1996 году его обнаружили, после чего восстановили питерские энтузиасты. В основе его конструкции — рама из стальных прокатных швеллеров. На ней — деревянный кузов, снаружи обшитый стальными листами. В салоне — уютный аскетизм: низкий потолок, круглые светильники и обшитые дерматином мягкие кресла.
В послевоенные годы была разработана целая линейка унифицированного городского транспорта. Схожие цельнометаллические кузова получили автобус ЗиС-154, трамвай МТВ-82 и вот такой троллейбус МТБ-82Д. Он выпускался сначала в Москве, а затем в Энгельсе с 1946 по 1961 год. За это время было построено более пяти тысяч таких машин. Внутри МТБ более просторный и светлый, чем старичок ЯТБ, но, увы, холодный. Единственный обогреватель здесь располагался в кабине, дул на стекло и часто ломался. Иногда зимой водители руками размораживали маленькую амбразуру и смотрели через нее на дорогу. И этими же руками они буквально наматывались на огромную баранку, ведь усилителя здесь не было. Кстати, именно о таком МТБ-82Б написал свою песню «Синий троллейбус» Булат Окуджава.
А сейчас по столице ездит его наследник — музыкальный «Синий троллейбус». Чтобы на нем прокатиться и послушать живое исполнение песен современных бардов, надо записываться заранее.
Знаете ли вы, что на территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, ныне — ВДНХ) была своя экскурсионная троллейбусная линия длиной 9,5 км? Она открылась в 1954 году. Более того, специально для нее на московском заводе СВАРЗ с 1955 по 1957 год выпускали специальные троллейбусы ТБЭС-ВСХВ. У них были огромные боковые окна и дополнительные окошечки на крыше — из-за этого появлялись проблемы с жесткостью кузовов. Спереди красовалась эмблема ВСХВ. После закрытия линии в 1970 году некоторые такие троллейбусы какое-то время работали и на обычных московских маршрутах.
Идеи, заложенные в выставочные троллейбусы, воплотились в серийной городской машине СВАРЗ МТБЭС. В этой модели были учтены и исправлены их основные недостатки. Кузов дополнительно усилили, а площадь остекления, наоборот, уменьшили. Выпускались такие троллейбусы с 1958 по 1964 год. За это время их было произведено 524. В салоне здесь 37 мягких раздельных кресел, общая вместимость — 97 человек.
А вот и уникальные машины — грузовые троллейбусы. Красно-кофейный ТГ-3 — по сути, гибрид, а точнее дуобус. Помимо того что он может передвигаться как обычный троллейбус на электрической тяге, здесь есть еще и бензиновый двигатель от ГАЗ-51. Всего с 1963 по 1970 год было построено 450 таких машин.
Желтый КТГ-1 — младший брат предыдущей машины, выпускавшийся Киевским заводом электротранспорта с 1970 по 1993 год. Здесь также имеется дополнительный ДВС. А представленный экземпляр и вовсе уникален. Сверху на его кабине установлена вторая кабина от грузовика ГАЗ-53 — такой дуобус предназначен для контроля за состоянием контактных путей.
Ехали в колонне и относительно свежие троллейбусы. К примеру, знакомый всем ЗиУ-9 производства завода имени Урицкого в Энгельсе. На минуточку, это самый массовый в мире троллейбус: включая различные модификации, с 1972 года было выпущено больше 50 тысяч таких машин. Они работали в СССР, Восточной Европе и даже в странах Латинской Америки. Главное новшество — наличие третьей двери, облегчающей посадку и высадку пассажиров. Увы, ЗиУ-9 были пусть и массовыми, но крайне ненадежными. Главной бедой стал кузов, который со временем проседал посередине.
Победили «кузовную» проблему ЗиУ-9 белорусы с завода Белкоммунмаш. Их АКСМ-101ПС (по сути — ЗиУ-9 с другим выражением лица) получил более мощную раму. А электрооборудование, которое у прародителя располагалось под днищем, в белорусском троллейбусе переехало на крышу. Выпускались такие машины с 1997 по 2003 год.
Участвовали в параде и представители «молодого поколения». Белорусский сочлененный троллейбус БКМ-43303А Vitovt производства все того же завода Белкоммунмаш — дальний родственник грузовых дуобусов. В свое время белорусы слизали его дизайн с голландского гибридного троллейбуса VDL Phileas. Помимо электромотора, он оснащен еще и дизельным двигателем мощностью 150 л.с. Сейчас машина проходит испытания в Москве. Они продлятся до конца года, после чего будет принято решение о дальнейшей целесообразности использования подобных гибридов.
Другой гость из будущего — электробус КАМАЗ-6282. Он также испытывается на одном из московских маршрутов. Аккумуляторы здесь расположены на крыше. Заявленный запас хода в 100 км вызывает сомнения, но по крайней мере реальные 12,5 км парадного маршрута электробус одолел. Однако собран он топорно. В салоне — дешевые материалы и неприкрытые болты крепления фурнитуры. Зато люки в салоне управляются кнопками. За такими машинами будущее?
Не уверен. Поэтому сам я проехал весь маршрут в другом троллейбусе. Это ЗиУ-5Г. Его предшественника, ЗиУ-5, начали выпускать в 1959 году. Из особенностей — просторный салон и широкие двери, а также пневматический усилитель рулевого управления. В 1966 году появился и модернизированный вариант 5Г с более мощным тяговым двигателем и модифицированным электрическим оборудованием. А внешние отличия — бездисковые колеса и задний маршрутный указатель. Последний экземпляр семейства ЗиУ-5 ушел со столичных улиц в 1987 году.
На ходу троллейбус резковат и шумноват. Но как все-таки здорово, что старые троллейбусы живы и способны передвигаться самостоятельно! Ведь только прокатившись на таком, можно представить, каким был столичный общественный транспорт много лет назад.