На гоночной трассе Нижегородское кольцо прошло знакомство с новинками фирмы Самотлор-НН
Услышав приближающийся вой сирены, строители-гастарбайтеры, которые возводили трибуну на гоночной трассе Нижегородское кольцо, бросились врассыпную, побросав ведра и мастерки. Честное слово, мы не хотели их пугать! Просто здесь прошло знакомство с новинками фирмы Самотлор-НН, в числе которых — «скорая помощь» нового, модульного образца.
«Через четыре года здесь будет город-сад», — с этих слов начиналась наша статья в АР №1, 2008 об открытии совместного предприятия Савеко: тогда Iveco и нижегородский кузовостроитель Самотлор-НН решили выпускать в Семенове под Нижним Новгородом малотоннажники Iveco Daily. Во время открытия звучали фантастические заявления: к 2015 году (по словам итальянцев — к 2010 году) предприятие должно было выйти на полную мощность: 25 тысяч Daily в год, да еще с локализацией 60—70%.
А что в итоге? Когда грянул финансовый кризис, Самотлор-НН обанкротился и арбитражный суд вынес решение о ликвидации совместного предприятия. Как в голливудских фильмах про скорую помощь: «Доктор, доктор, мы его теряем!»
Но теперь — реанимация и в прямом, и в переносном смыслах. Правда, о выпуске Daily уже нет и речи, но группа по-прежнему называется Самотлор-НН, и в нее входят два завода: основной Промтех (Промышленные технологии) в Нижнем Новгороде и дочерний СаваСпецавто в Минске.
Владелец Самотлора-НН Николай Сандугей вновь полон планов: в прошлом году компания переделала 1600 автомобилей, в первой половине нынешнего — уже 1592 машины, а план на 2013 год — больше трех тысяч единиц. Это и традиционные маршрутки, сделанные из фургонов, и спецмашины, выпуск которых растет за счет госзаказов.
Среди последних поставок — «скорые» для Кировска, Апатитов и Кандалакши, машины для МЧС Самары и кинологов Новосибирска (все на шасси Ford Transit), микроавтобусы для школьников и инвалидов.
А главная новинка — «скорые помощи» класса «С» (проще говоря, реанимобили) с кузовами модульного типа. Такие машины давно выпускают и в Европе, и в США, поскольку кузова просторны, удобны и долговечны: их можно переставлять с одного шасси на другое. Самотлор будет самостоятельно изготавливать не только кузова из сэндвич-панелей на алюминиевом каркасе, но и часть их начинки (например, сиденья по польской лицензии), а также оснащать заднюю ось «скорых» пневмоподвеской.
Ну что, погоняем на таком реанимобиле VW Crafter по спортивному кольцу? Конечно, «погоняем» — сильно сказано: управлять громоздким фургоном, да еще с пневмоподвеской сзади, непросто. Если по прямой машина идет спокойно, слегка покачиваясь, то в поворотах крены пугают: не ровен час, перевернемся! Да и ширина «будки», выступающей за габариты кабины велика, что будет неудобно и в пробках, и в тесных дворах. Хорошо хоть, обзор назад через боковые зеркала серьезно не пострадал.
Конечно, короткая поездка по замкнутому кольцу не показательна в плане расхода топлива, но, обнулив борткомпьютер, мы получили через несколько кругов показатель 9,8 л/100 км.
А сколько будет расходовать Ford Transit — тоже с модульным, но грузовым кузовом? Этот вариант обязан своим появлением сорванному контракту Самотлора с одной из фирм по доставке товаров. На территории завода осталось несколько десятков фордовских шасси — и нижегородцы предлагают оснащать их модульными кузовами, например, для почтальонов. В отличие от реанимобиля, крены в поворотах здесь уже не критичные: кузов-то пустой, да еще на полностью рессорном шасси! Так что «модуль» за спиной напоминал о себе только свистом ветра на высоких скоростях да поскрипываниями в поворотах. И расход на кольцевой трассе ниже, чем у «реанимации»: 9,4 л/100 км.
Напоследок — «полубагажный» микроавтобус Cara Bella, переделанный из цельнометаллического фургона Citroen Jumper: у него всего восемь пассажирских мест (два спереди и шесть в салоне), зато сзади — большой отсек для багажа. Разработчики считают, что Cara Bella может пригодиться либо для встречи делегаций, либо для большой семьи. Поскольку и кузов, и ходовая часть остались «родными», машина едет без сюрпризов, а расход скромнее, нежели у модульных вариантов: 8,7 л/100 км. И цена не пугает — 1 млн 300 рублей после всех переделок.
Модульный фургон Ford Transit лишь немногим дороже, 1 млн 340 тысяч рублей. А вот за реанимационный VW Crafter, с которым мы знакомились, просят 4 млн рублей — на полтора миллиона больше, нежели за аналог с цельнометаллическим кузовом! Найдутся ли заказчики? Впрочем, модульная «реанимация» Peugeot Boxer стоит лишь 1 млн 850 тысяч рублей: наверняка аналогичная Газель Next, уже показанная на различных выставках, еще дешевле.
Так что не удивляйтесь, если в скором времени вас, гудя и мигая, сгонит с левого ряда желтый реанимобиль с широким модульным кузовом. Главное — держаться от него подальше в крутых поворотах.