Когтеточка и Surgooting: Федор Лапшин испытал тюнинговый самосвал Scania Black Claw

Фото: компания Scania | Федор Лапшин

Шведский дизайнер Свемпа, который подготовил уникальный тюнингованный самосвал Scania Black Claw, «Черный коготь», вряд ли представлял, в каких условиях окажется его машина! Зеркала и стекла забрызганы грязью доверху, свемповский шильдик отвалился на второй день эксплуатации... Вместе с представителями Скании я побывал в Сургуте, куда для испытаний прибыл этот самосвал и другая новинка, с колесной формулой 8х8. Когтеточка получилась знатной!

Проходит лето, веники увяли,
Не прыскают кузнечики в траве,
Не слышно ничего о Сенегале,
Не пишет нам никто из Зимбабве.
Весь мир давно в кошмарной дисгармонии,
Который год все кризисы подряд.
Америка в истерике,  Япония в агонии,
В Сургуте — потихонечку бурят.

Эти строки из песни барда Владимира Туриянского я уже цитировал в 2003 году, когда с колонной автокранов проехал из Москвы до Сургута. Тогда я написал: «Сургут — некрасивый и невероятно дорогой город...»

Сейчас, 13 лет спустя, он заметно похорошел. Новые многоэтажки — цветные или даже необычной формы, скошенные сверху. Аккурат в день моего приезда открылся дворец искусств Нефтяник — как пишут в интернете, «мощнейшая культурно-просветительская площадка Ханты-Мансийского автономного округа». Здоровенный торговый центр, около которого мы гоняли самосвалы, не уступает московским.

В прошлом году на въезде в Сургут была установлена стальная стела
Разноцветные дома делают город ярче
0 / 0

Но город и впрямь дорогой: две с половиной ночи (я прилетел ранним утром) в гостинице посреди промзоны — с бесплатным Wi-Fi, но отваливающейся дверной ручкой в ванной — обошлись в 12640 рублей.

На прицепе везут снегоболотоход — еще на маленьких технологических колесах

Кстати, о промзоне. Прямо в городе — настоящая зона с вышками и колючкой, а неподалеку автобусный парк, на территории которого и базируется сканиевский дилер ТюменьСкан. На площадке автобусного парка стоят (уже большей частью на приколе) древние пассажирские Скании: последний раз я видел такие под Мурманском лет пятнадцать назад! Судя по табличке в одном из автобусов, это модель Scania N112, которая выпускалась до 1988 года.

На площадке — уже списанные автобусы Scania моделей N112 из Швеции (красно-белые) и OmniLink питерского производства (желтые)

Рядом — более современные, но тоже в основном списанные автобусы Scania OmniLink: в двухтысячных их производили в Санкт-Петербурге, но потом предприятие перепрофилировали на выпуск самосвальных кузовов (благо сами самосвалы делает местный завод Скания-Питер).

Однако машины, о которых пойдет речь, сделаны не в Питере: шасси — шведские, кузов Черного когтя выпущен польским филиалом норвежской фирмы Istrail, самосвала 8х8 — подмосковным заводом Бецема. Дело в том, что Скания-Питер производит стандартную продукцию, а эти машины — уж очень необычные.

Конечно, полноприводные сканиевские самосвалы 6х6 у нас продавались и раньше — но на обычных колесах, то есть с двускатной ошиновкой сзади и «лысой», как говорят водители (то есть универсальной), резиной. А в прошлом году роcсийское подразделение Скании решило создать конкурента знаменитым Татрам — односкатный самосвал 6х6 на «злобных» шинах 16.00 R20. Первый экземпляр был показан год назад на выставке Комтранс, а нынешний Черный коготь доработали, да еще и подвергли тюнингу. Самосвалов Scania 8x8 у нас раньше вообще не было — только 8х4.

Слева Scania 8x8 по прозвищу Голубой вагон, а справа Черный коготь, он же Желток

Но вот что интересно: если не принимать во внимание разницу в количестве осей и специфические моменты наподобие кузовов, по набору агрегатов обе машины (опять же водители прозвали их Желтком и Голубым вагоном) прямо-таки однояйцевые близнецы!

Двигатели — 13-литровые DC13, только у Желтка это 400-сильный Евро-5, а у Голубого вагона — 440-сильный Евро-4. Коробки передач — заслуженные сканиевские «роботы» Opticruise, мосты идентичны (спереди — девятитонные, сзади — 16-тонные), главные передачи и даже топливные баки одинаковые. Не зря сканиевцы говорят, что их машины сделаны словно из наборов Лего: сложишь так — получится Желток, эдак — Голубой вагон.

За Черным когтем — Scania 8х8 по прозвищу Голубой вагон. Кузова, несмотря на разницу в конструкции и происхождении, сделаны из стали Hardox и оснащены подогревом

Любопытно, что, несмотря на разные страны происхождения кузовов, идентичен даже их материал: это сталь Hardox с толщиной стенок 5—6 мм, пола — 8 мм. Кстати, «северный» кузов Бецемы на машине 8х8 носит имя собственное, Формат: такими кузовами уже оснащена сотня МАНов, работающих в Сургуте, а вот на Сканию его установили впервые.

• Гидроцилиндры подъема двойные и крепятся под кузовом. Над ними виден электровибратор
• Воздухозаборник с фильтром-циклоном и гидробак для подъемника кузова

А заводским тюнингом Сканий не первый год занимается придворный дизайнер Свен-Эрик Бергендаль, и многие из этих машин побывали в нашей стране. В 2003 году Scania демонстрировала на выставке в Москве свемповский тягач Акула с заниженной посадкой, в 2­008-м — Голубой грифон с домашним кинотеатром в удлиненной кабине, в 2010-м — тягач-кабриолет Красная жемчужина.

Некоторые из работ Свемпы: Red Pearl, «Красная жемчужина» (2010 год)...
...тягач лимитированной серии Black Amber, «Черный янтарь» (2011 год)...
...и хот-род Chimera с двигателем мощностью 1460 л.с. (2015 год)
0 / 0

Позже питерская транспортная компания Нордленд купила два тягача из свемповских спецсерий с внешним тюнингом — Черный янтарь и Темный бриллиант, — и мы рассказывали о поездках на них в Скандинавию (АР №15—16, 2012 и АР №2, 2014).

А вот хот-род Свемпы Химера не добрался до выставки Комтранс-2015: прямо перед салоном на одном из заграничных шоу ему раскололи бампер.

Черный коготь перед отправкой в Россию. На переднем плане — создатели облика машины из тюнингового ателье Svempas, 77-летний Свен-Эрик «Свемпа» Бергендаль (справа) и его главный дизайнер Ян Рихтер (слева)

Но все это тягачи или переделки на их базе, а вот Черный коготь — единственный в своем роде: других таких эксклюзивных самосвалов еще не было. Собственно, тюнинг здесь тоже только декоративный: наклейки-надписи-когти (даже на козырьке самосвального кузова), логотип Scania «под карбон», табличка на задней стенке кабины, обтяжка руля, дверей и сидушек кожей с желтой прострочкой да шильдики — один из которых, повторю, отвалился на второй день эксплуатации. Ведь до этого машины, переделанные Свемпой, ездили исключительно по гладкому асфальту!
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи