Когтеточка и Surgooting: Федор Лапшин испытал тюнинговый самосвал Scania Black Claw
Шведский дизайнер Свемпа, который подготовил уникальный тюнингованный самосвал Scania Black Claw, «Черный коготь», вряд ли представлял, в каких условиях окажется его машина! Зеркала и стекла забрызганы грязью доверху, свемповский шильдик отвалился на второй день эксплуатации... Вместе с представителями Скании я побывал в Сургуте, куда для испытаний прибыл этот самосвал и другая новинка, с колесной формулой 8х8. Когтеточка получилась знатной!
Не прыскают кузнечики в траве,
Не слышно ничего о Сенегале,
Не пишет нам никто из Зимбабве.
Весь мир давно в кошмарной дисгармонии,
Который год все кризисы подряд.
Америка в истерике, Япония в агонии,
В Сургуте — потихонечку бурят.
Эти строки из песни барда Владимира Туриянского я уже цитировал в 2003 году, когда с колонной автокранов проехал из Москвы до Сургута. Тогда я написал: «Сургут — некрасивый и невероятно дорогой город...»
Сейчас, 13 лет спустя, он заметно похорошел. Новые многоэтажки — цветные или даже необычной формы, скошенные сверху. Аккурат в день моего приезда открылся дворец искусств Нефтяник — как пишут в интернете, «мощнейшая культурно-просветительская площадка Ханты-Мансийского автономного округа». Здоровенный торговый центр, около которого мы гоняли самосвалы, не уступает московским.
Но город и впрямь дорогой: две с половиной ночи (я прилетел ранним утром) в гостинице посреди промзоны — с бесплатным Wi-Fi, но отваливающейся дверной ручкой в ванной — обошлись в 12640 рублей.
На прицепе везут снегоболотоход — еще на маленьких технологических колесах
Кстати, о промзоне. Прямо в городе — настоящая зона с вышками и колючкой, а неподалеку автобусный парк, на территории которого и базируется сканиевский дилер ТюменьСкан. На площадке автобусного парка стоят (уже большей частью на приколе) древние пассажирские Скании: последний раз я видел такие под Мурманском лет пятнадцать назад! Судя по табличке в одном из автобусов, это модель Scania N112, которая выпускалась до 1988 года.
На площадке — уже списанные автобусы Scania моделей N112 из Швеции (красно-белые) и OmniLink питерского производства (желтые)
Рядом — более современные, но тоже в основном списанные автобусы Scania OmniLink: в двухтысячных их производили в Санкт-Петербурге, но потом предприятие перепрофилировали на выпуск самосвальных кузовов (благо сами самосвалы делает местный завод Скания-Питер).
Однако машины, о которых пойдет речь, сделаны не в Питере: шасси — шведские, кузов Черного когтя выпущен польским филиалом норвежской фирмы Istrail, самосвала 8х8 — подмосковным заводом Бецема. Дело в том, что Скания-Питер производит стандартную продукцию, а эти машины — уж очень необычные.
Конечно, полноприводные сканиевские самосвалы 6х6 у нас продавались и раньше — но на обычных колесах, то есть с двускатной ошиновкой сзади и «лысой», как говорят водители (то есть универсальной), резиной. А в прошлом году роcсийское подразделение Скании решило создать конкурента знаменитым Татрам — односкатный самосвал 6х6 на «злобных» шинах 16.00 R20. Первый экземпляр был показан год назад на выставке Комтранс, а нынешний Черный коготь доработали, да еще и подвергли тюнингу. Самосвалов Scania 8x8 у нас раньше вообще не было — только 8х4.
Слева Scania 8x8 по прозвищу Голубой вагон, а справа Черный коготь, он же Желток
Но вот что интересно: если не принимать во внимание разницу в количестве осей и специфические моменты наподобие кузовов, по набору агрегатов обе машины (опять же водители прозвали их Желтком и Голубым вагоном) прямо-таки однояйцевые близнецы!
Двигатели — 13-литровые DC13, только у Желтка это 400-сильный Евро-5, а у Голубого вагона — 440-сильный Евро-4. Коробки передач — заслуженные сканиевские «роботы» Opticruise, мосты идентичны (спереди — девятитонные, сзади — 16-тонные), главные передачи и даже топливные баки одинаковые. Не зря сканиевцы говорят, что их машины сделаны словно из наборов Лего: сложишь так — получится Желток, эдак — Голубой вагон.
За Черным когтем — Scania 8х8 по прозвищу Голубой вагон. Кузова, несмотря на разницу в конструкции и происхождении, сделаны из стали Hardox и оснащены подогревом
Любопытно, что, несмотря на разные страны происхождения кузовов, идентичен даже их материал: это сталь Hardox с толщиной стенок 5—6 мм, пола — 8 мм. Кстати, «северный» кузов Бецемы на машине 8х8 носит имя собственное, Формат: такими кузовами уже оснащена сотня МАНов, работающих в Сургуте, а вот на Сканию его установили впервые.
• Гидроцилиндры подъема двойные и крепятся под кузовом. Над ними виден электровибратор
• Воздухозаборник с фильтром-циклоном и гидробак для подъемника кузова
А заводским тюнингом Сканий не первый год занимается придворный дизайнер Свен-Эрик Бергендаль, и многие из этих машин побывали в нашей стране. В 2003 году Scania демонстрировала на выставке в Москве свемповский тягач Акула с заниженной посадкой, в 2008-м — Голубой грифон с домашним кинотеатром в удлиненной кабине, в 2010-м — тягач-кабриолет Красная жемчужина.
Позже питерская транспортная компания Нордленд купила два тягача из свемповских спецсерий с внешним тюнингом — Черный янтарь и Темный бриллиант, — и мы рассказывали о поездках на них в Скандинавию (АР №15—16, 2012 и АР №2, 2014).
А вот хот-род Свемпы Химера не добрался до выставки Комтранс-2015: прямо перед салоном на одном из заграничных шоу ему раскололи бампер.
Черный коготь перед отправкой в Россию. На переднем плане — создатели облика машины из тюнингового ателье Svempas, 77-летний Свен-Эрик «Свемпа» Бергендаль (справа) и его главный дизайнер Ян Рихтер (слева)