Путь cамураев: из Голландии в Японию через пять стран
Праворульные тягачи в европейской части России — редчайшее явление! Тем более марки Scania. Но этот случай, о котором мы уже вкратце рассказывали, особый...
Если посадить в Голландии трех японских водителей в две фуры и отправить их к себе на родину через пять стран, получится — правильно, трансконтинентальный пробег длиной 13 тысяч километров, только не совсем обычный. Потому что японцы, по сути, просто перегоняли новые автопоезда для своей компании TransWeb. Она перевозит дорогие, в том числе гоночные, легковушки, концертную аппаратуру, а в эти фуры будут грузить соевый соус и зеленый чай. Мы же поймали их на сервисной станции в Рязани, где мини-колонна сделала остановку и куда прибыл шеф TransWeb Такеши Маесава.
Он давно мечтал совершить автопробег по огромной России, а тут и случай подвернулся — поставка машин нового поколения. Всего у Маесавы сотня грузовиков (46 Сканий, остальные в основном Fuso) и 60 полуприцепов, а этот пробег направлен еще и на привлечение водителей. В Японии их катастрофически не хватает: средний возраст увеличивается, молодые в профессию не идут... Хотя рабочий график, с точки зрения наших дальнобойщиков, весьма щадящий: водитель TransWeb едет, скажем, из Осаки в Токио (около 500 км), потом после перерыва возвращается и день отдыхает. Кстати, за последнее время законодательство в плане труда и отдыха ужесточилось (раньше японский водитель грузовика работал по 500 часов в месяц, сейчас максимум 293 часа), но и зарплата снизилась: лет двадцать назад — около 500 тысяч йен в месяц (примерно 4000 евро), сейчас — 400 тысяч йен (3000 евро). Для нас и то и другое — огромные деньги!
По словам Маесавы, Scania — мечта японских водителей: шведская компания пришла в Японию в начале двухтысячных, но до 2011 года продавала свои тягачи через местного производителя Hino и даже с его эмблемами.
Тягачи S410, которые участвовали в пробеге, выпущены в голландском Зволле, полуприцепы-шторники Van Eck тоже из Голландии. Бросаются в глаза топливные баки — не алюминиевые, а стальные, черного цвета и небольшие по европейским меркам (450 л). А поскольку особых холодов в Японии не бывает, то аккумуляторы не столь емкие, как у российских версий, а автономки менее мощные. Зато есть стояночные кондиционеры, непривычные нам. Подвеска кабины пневматическая — такая для России тоже не подходит, поскольку не рассчитана на температуры ниже минус 25°С.
Интерьер кажется отзеркаленным, да еще в противоположном от водителя углу — экран видеокамеры, которая заменяет переднее подкатное зеркало. Тахограф по японским стандартам, на борткомпьютере — сплошные иероглифы. Однако удалось выяснить, что за три тысячи с лишним километров от Зволле до Рязани негруженый автопоезд расходовал всего 22,8 л/100 км. А вот оценки, которые сканиевская электроника проставляет за вождение, оказались на удивление низкими: за разные дисциплины 34—55% из ста возможных. Неужели стиль вождения настолько плох или японцам так непривычны наши дороги?
Кстати, на мой вопрос о том, как водители поедут через чужую страну, не зная ни русского, ни английского языка, Маесава пожал плечами: мол, это их задача. Конечно, слегка лукавил, поскольку перед пробегом послал по маршруту две арендованные легковушки навстречу друг другу, и в одной ехал сам. В кафе, говорит, заказывал только борщ и пирожки, потому что других названий блюд не знал... Кстати, в дороге японские перегонщики питались частично за свои: компания оплачивала им лишь ужин. А общались с населением при помощи программ-переводчиков в смартфонах.
А почему оценки за вождение такие низкие?
После Рязани перегонщики делали крупную остановку в Новосибирске: говорят, были безмерно рады канистрам с незамерзайкой, презентованной местным дилером Скании — да и вообще были тронуты радушием россиян.
Мы долго ждали известий из Страны восходящего солнца: как там наши японцы-марафонцы, с какими приключениями столкнулись по дороге? Но оказалось, что ничего непредвиденного не произошло: перегонщики без особых проблем пересекли Россию — «и на Тихом океане свой закончили поход», как поется в давней песне.