«В тяжелых условиях роботы»: смотр суровых самосвалов

Фото: Федор Лапшин

Именно так, с опечаткой, — «роботы» вместо «работы» — значится в листовке, которую на выставке карьерной техники MiningWorld Russia (она прошла в Москве) раздавал польский производитель самосвальных кузовов KH-Kipper. Какие самосвалы предлагаются у нас для вывоза угля и скальной породы?

Самым необычным самосвалом выставки стал сочлененный GHH MK-35 из Германии, предназначенный для работы под землей. Его двигатель — 400-сильный Deutz с водяным охлаждением (есть и «воздушные» варианты), коробка передач — автоматическая Clark с гидротрансформатором, мосты — известного производителя Kessler, грузоподъемность — 35 т. Цена (держитесь крепче!) — 700 тысяч евро, и такие машины есть в нашей стране.

Подземную технику выпускают и в Китае: на выставке был стенд фирмы Yantai Xingue Machinery, которая производит даже автобусы-вахтовки для работы под землей. Но каталог оказался на китайском, а на вопрос о ценах девушка-стендист, неважно говорящая по-английски, ничего ответить не могла...

Тем временем становятся все более популярными самосвалы для скальной породы и угля на шасси европейских производителей грузовиков: между представительствами MAN и Scania развернулась настоящая битва за клиентов!

Scania не первый год поставляет и «скальники», и углевозы: в 2016-м было продано примерно 120 таких машин, причем только в Кузбасс ежегодно отправляется по 70 углевозов.

Кузова польские: на двух показанных машинах («скальник» 8х4 и самосвал 8х8, собрат «Голубого вагона», о котором мы рассказывали недавно) стояли платформы KH-Kipper, на углевозе 8х4 — Wielton, причем гигантский, объемом 31 кубометр! По словам представителей Скании, это не страшно: плотность угля близка к единице, а грузоподъемность машины — как раз 32 т.

Цены таковы: за «скальник» и машину 8х8 просят до 12 млн рублей, за углевоз — до 11 млн.

Для МАНа углевозный рынок в новинку, но мановцы включились в игру по полной — и если до сих пор их карьерные самосвалы для России оснащались импортными кузовами, то на выставке было объявлено о начале трехгодичного сотрудничества с подмосковным производителем кузовов Бецема. На выставке были показаны два экземпляра: оранжевый «карьерник» 8х8 и красный углевоз 8х4, оба с коробками-«роботами».

«Карьерник» стоит 190 тысяч евро (около 11 млн 800 тысяч руб.), то есть примерно столько же, сколько аналогичная Scania, а вот углевоз дешевле — 145 тысяч евро (около 9 млн рублей). Но и его самосвальная платформа ощутимо меньше — 25 кубометров.

Новый коммерческий директор МАНа Павел Селев (слева) и заместитель генерального директора Бецемы Рустам Аляутдинов объявили о начале партнерства

Кузова Бецемы называются Формат, поскольку имеют формованную конструкцию без боковых ребер-усилителей: это позволяет сэкономить 400—500 кг, сохранив конструкцию максимально прочной. В свою очередь, днище выполнено с контрпрогибом — оно слегка выпуклое посередине.

«Задача карьерного самосвала — прожить 12—15 лет в жутких условиях, — комментируют представители Бецемы. — За рубежом нет перегруза, все берегут машины, а у нас нагрузка всегда превышается и к самосвалам относятся примерно как к легковым такси. Многие даже не знают, что масло в гидросистеме надо менять!».

На Бецеме особое внимание уделили оси кузова и ее креплению («Бесполезно рассказывать о том, что при разгрузке угол наклона к горизонту не должен превышать два процента, разгружают и при семи—восьми!»), заднему борту («Его задача — открыться в любых условиях. Тем более что водители после разгрузки разгоняются и бьют полутонной крышкой по кузову, а такой пинок выдерживает не всякая иностранная конструкция») и лесенке, по которой водитель залезает на кузов.

Неожиданностью стало появление на выставке чешского карьерника Tatra Phoenix — с кабиной и двигателем марки DAF, но традиционными хребтовой рамой-трубой и «косолапыми» колесами. Две такие машины с колесной формулой 8х8 и 24-кубовыми кузовами заказало Добрятинское карьероуправление под Владимиром: цена самосвала — 170 тысяч евро.

Завершим обзор чудесными табличкой и надписями из «чайна-тауна» — выставочных рядов, где располагались китайские компании. Нам особенно понравился «район мира» в адресе одной из фирм...

Рекомендованные статьи