На ГАЗе торжественно открылось производство модели Mercedes Sprinter позапрошлого поколения

Фото: Петр Грибачев

Барабанщики, лазерное шоу, громкие речи: на ГАЗе торжественно открылось долгожданное производство модели Mercedes Sprinter. Правда, при этом скромно умалчивается, что сам Sprinter (он получил приставку Classic) — уже позапрошлого поколения, снятого с производства в Германии еще в 2006 году. Но главное не в этом. А в чем?

«Лицом» для «новой-старой» модели выбрали сурового Федора Емельяненко — чемпиона России по боям без правил. Мол, Sprinter Classic такой же мускулистый и выносливый. И предназначен для боев без правил? Впрочем, мерседесовцы не первыми начали «бои» на рынке фургонов и микроавтобусов.

Для импортеров легких коммерческих автомобилей в России настают тяжелые времена: по инициативе группы Sollers (которая, напомним, выпускает Fоrd Transit в Елабуге) введены драконовские антидемпинговые пошлины. Официальный повод — якобы занижение цены импортерами, и больше всего пострадали как раз «немцы» — Mercedes и Volkswagen: для них суммарная таможенная пошлина теперь равна 40% от стоимости машин! Понятно, что это сделано с одной целью — отсечь конкурентов. Пока импортеры сдерживают цены, но…

Мерседесовцам повезло: они заранее подготовили «запасной парашют» в виде производственной площадки на ГАЗе. При этом речь изначально шла не об отверточной сборке, а о производстве по полному циклу: сварке, окраске, сборке. Потому-то обе стороны и вложили в производство впечатляющие 190 млн евро. Для сравнения: сам ГАЗ потратил на создание Газели Next пять миллиардов рублей (это около 125 млн евро).

Оборудование для сварки доставили с завода в Аргентине («наш» Sprinter в последние годы выпускался именно там), а вот немецкий окрасочный комплекс Eisenmann (в нем будут красить и Газель Next) был куплен «с нуля» за 50 млн евро. Лучших сотрудников свозили на стажировку — опять же в Германию и Аргентину.

Фолькер Морнингвег, глава подразделения Mercedes-Benz Vans, символически крепит звезду

«Спринтерский» конвейер мы видели еще весной, когда стартовал выпуск Газели Next: линия начинается в цеху, смежном с основным сборочным корпусом ГАЗа, и продолжается в основном же корпусе. Так что Спринтеры сходят с линии бок о бок с Газелями, Соболями и «газонами». Первое, что бросается в глаза, — непривычная для наших заводов чистота. Чтобы почувствовать контраст, достаточно повернуть голову и взглянуть туда, где собирают Газели. Там тоже чисто, но на мерседесовской линии — почти стерильно!

Все комплектующие доставляются на линию «точно в срок» на электрокарах (снова бросаем взгляд на лежащие в разных углах цеха рамы, мосты и рессоры для Газелей). Над постами сборки — «светофоры качества»: любой рабочий, обнаружив брак, может включить желтый (если проблема незначительная) или красный (если проблема требует немедленного устранения) — и на пост тут же прибудут сотрудники отдела качества.

Интерьер кабины отлично знаком тем, кто ездит на Спринтерах
Салон маршрутки, переделанной фирмой Луидор: все кресла — с ремнями безопасности
0 / 0

Похоже, что внимание сборщиков к мелочам — самое пристальное. Здесь не будет незатянутых болтов и болтающихся проводов с разъемами? Но стоило открыть капот одного из выставочных фургонов, как в глаза бросилась кустарно проложенная и мес­тами столь же кустарно прорезанная шумоизоляция. Конечно, функцию свою она выполняет и так, но для Мерседеса — несолидно!

О локализации: пока представители Даймлера привлекли 11 отечественных поставщиков. При этом в России уже делают столь крупные узлы и агрегаты, как переднюю панель кабины и даже дизель OM 646 DE22LA (его сборка началась на Ярославском моторном заводе).

Мерседесовцы уверяют, что много сил и средств потратили для адаптации «нового-старого» Спринтера к российским условиям эксплуатации. Их особая гордость — наличие на всех версиях АБС (которой, кстати, нет в серийной комплектации у Газели Next) и системы адаптивной стабилизации ESP. Все сиденья пассажирских версий — с трехточечными ремнями безопасности. Специально для нас Mercedes поработал над качеством лакокрасочного покрытия: мол, и раньше машины не ржавели, а теперь совсем-совсем не будут!

Кузова — с высокой крышей, в двух вариантах по длине. Грузоподъемность — до 1435 кг
Мерседесовский 109-сильный турбодизель уже собирают на Ярославском моторном заводе
0 / 0

Пока с конвейера сходит всего пять автомобилей в день, но до конца года планируется собрать уже 5000 фургонов и автобусов Sprinter. Начало п­родаж — в сентябре. При этом Mercedes в России будет продавать как Sprinter Classic («для тех, кто перерос Газель»), так по-прежнему и немецкие Спринтеры, более современные (их позиционируют как «хай-тек»). Почем?

Начальная цена фургонов Sprinter немецкого производства — от 1 млн 255 тысяч рублей, аналогичный газовский Sprinter Classic — от 1 млн 177 тысяч руб­лей. Разница не особо велика: может, лучше доплатить и взять Sprinter из Германии?

Теперь внимание: маршрутка на базе «нового немецкого» Спринтера (она сертифицирована на 19 сидящих и семь стоящих пассажиров), которую производит официальный партнер Мерседеса Луидор, стоит 1 млн 830 тысяч рублей.

Шеренга Спринтеров — перед газовским автосалоном! Но торговать ими будет не ГАЗ, а Mercedes

А вот маршрутки на базе нижегородских Спринтеров Sprinter Classic, выпуском которых займется та же фирма Луидор, стоят 1 млн 458 тысяч рублей (17-местный вариант) и 1 млн 544 тысячи рублей (20-местный). Правда, стоящих пассажиров в них возить нельзя, но разве этот запрет будут соблюдать? Так что — налетайте, «маршрутчики», подешевело! Что и требовалось доказать: маршрутное такси Ford Transit главного конкурента и инициатора «боев без правил», компании Sollers, лишь чуть дешевле, 1 млн 430 тысяч рублей. Маршрутный Volkswagen Crafter (с тем же кузовом, что и у немецкого Спринтера: модели делают на одном заводе в Дюссельдорфе) и вовсе стоит 1 млн 870 тысяч рублей.

По смелым прогнозам представителей Мерседеса, теперь продажи Спринтеров в России могут увеличиться более чем вдвое — тем более что Sprinter Classic предлагается в лизинг, от 899 рублей в день, и аналогичных машин, выпущенных в свое время в Германии, полно на всей территории бывшего СССР. Мы тем временем поездили как на газовской модели, так и на немецкой, уже будущего поколения: она будет показана на выставке Комтранс в сентябре. И выяснили, что… Но об этом — в следующих выпусках рубрики.

Мерседесы из Челнов

Тем временем со сборочной линии другого российского производства Mercedes-Benz — «грузового», в Набережных Челнах, сошла пятитысячная машина, тягач Actros MP3. Производство в Набережных Челнах, в отличие от нижегородского, принадлежит не компании Мерседес-Бенц РУС, а совместному с КАМАЗом предприятию Мерседес-Бенц Тракс Восток (оно представляет «грузовое» подразделение Мерседеса в России). На территории челинского индустриального парка КИП Мастер освоена сборка крупноузловым методом моделей Actros, Axor, Atego, даже вездеходов Unimog. В 2011 году была сделана тысяча машин, в 2012 году — в два раза больше, план на 2013 год — три тысячи грузовиков.

Рекомендованные статьи