Standard-bus: почему Mercedes и MAN выпускали одинаковые автобусы?
Помните наш советский общественный транспорт? В мирные 1970-е годы, в эпоху всеобщего планирования и стандартизации, с автобусами все было просто: за городом - округлый пазик или «львовик» с теплым задним диваном, в городе - желтый бренькающий ЛиАЗ-677. Мало кто знает, но в Европе в то время также хотели стандартизировать городской автобус: выпуск фактически одной и той же машины освоили сразу несколько разных производителей.
Наш ЛиАЗ-677 знаменит первым гидромеханическим «автоматом», обилием прозвищ и массовостью выпуска: всего было произведено чуть меньше 200 тысяч штук
Проект по созданию этого автобуса родился в 1966 году по инициативе немецкой Ассоциации общественного транспорта (VÖV). Сама машина получила название Standard-Linienbus-I («стандартный городской автобус первого поколения»). Задачей было унифицировать городские автобусы разных земель для удобства ремонта и технического обслуживания.
В результате появился автобус с регламентированными параметрами: длиной 11 м, с колесной базой 5,6 м и высотой пола 725 мм. Были предусмотрены две двухсекционные двери шириной 1250 мм с пневматическим приводом. Унифицировали и рабочее место водителя, а также размеры окон, схему расположения кресел (2+2 для пригородного и 2+1 для городского). Одинаковыми были даже специальные места для размещения рекламы в салоне.
А вот выбор силового агрегата и коробки передач оставался за производителем (капитализм все же!), но оговорена минимальная энерговооруженность: 8,8 кВт на тонну. Кроме того, производитель волен был разрабатывать свой облик передней маски, при том что лобовое должно было быть раздельным.
Прототипы для испытаний были изготовлены в 1967 году фирмами Büssing, Magirus-Deutz и Mercedes. Первые две потом исчезли с рынка, а основными производителями «стандартного автобуса» стали MAN и Mercedes.
Постепенно модель стали осваивать и другие марки, сначала для поставок на немецкий рынок, а затем и для своих стран. Автобусы SL-I были в программе у французских Saviem и Berliet, немецкой Setra и австрийского ÖAF, венгерского Ikarus и даже австралийского Ansair.
Разумеется, интерьер «стандартных автобусов» был тоже одинаковым, что было удобно пассажирам
Постепенно они обросли модификациями: выпустили укороченные и «хвостатые» версии, а для Берлина были разработаны даже двухэтажные. Производство автобусов SL-1 продлилось до середины 1980-х, когда появилось второе поколение этих машин.
Известны те машины были и в современной России, куда они хлынули бурным потоком в начале девяностых. Про один такой неплохо сохранившийся автобус мы рассказывали. А в отдельных местах нашей необъятной родины такие машины работают по сей день, пользуясь заслуженной любовью эксплуатационщиков.