Урал Next CNG-LNG и КАМАЗ на пропане: грузовые новинки Газового форума в Санкт-Петербурге
О том, что на Газовом форуме в Санкт-Петербурге можно будет увидеть Урал Next, двигатель которого работает не только на сжатом, но и на сжиженном газе, было известно заранее. Но на выставке он появился буквально в последний день ее работы: Урал приехал сюда вместе с трансъевропейским пробегом газовых машин «Голубой коридор». После торжественного финиша мне удалось познакомиться с новым Уралом поближе. Также я приметил КАМАЗ, двигатель которого работает на пропане. Но обо всем по порядку.
Газовый Урал питается метаном не только в сжатом (CNG), но и в сжиженном (LNG) виде
Представленный на выставке Урал Next можно называть дважды газовым. Это звание он заслуживает за оригинальную идею комбинированного питания. Его двигатель (переделанный ЯМЗ-536), как уже говорилось, потребляет метан в двух видах сразу — привычном сжатом и сжиженном. Принцип работы мотора на сжиженном газе (LNG) мы подробно описывали в материале про Iveco Stralis NP, а теперь новая технология дошла и до отечественного грузового производителя.
Переключатель видов топлива выведен на приборную панель
За кабиной размещается короб с девятью баллонами сжатого газа суммарным объемом 892 л, а на раме слева закреплен криогенный бак (китайской марки CIMC), в котором хранится 450 литров охлажденного до минус 162°С сжиженного метана. Суммарного запаса хватает на тысячу километров «с хвостиком» — уральцы проверили это во время пробега.
Мне тоже удалось немного прокатиться на газовом Урале. И я отметил, что двигатель работает тише, чем у дизельной версии, а вибраций на порядок меньше: воспламенение-то теперь искровое. Но зато стали слышней шумы от трансмиссии, особенно — от «зубастых» внедорожных шин.
Теперь полностью газовым стало и семейство «больших» двигателей ЯМЗ-536
Задумка конструкторов заключается в том, что радиус действия бигазового Урала гораздо выше: заправляться можно тем видом газа, что есть в округе. Из минусов — больше тонны веса съедают заправленные баллоны и газовое оборудование. Впрочем, в случае когда машина используется в качестве технички, потеря грузоподъемности не очень важна.
Новинкой форума стал пропановый КАМАЗ-65116
Из прочих газовых машин наибольший интерес вызвал одиноко стоявший в углу павильона КАМАЗ-65116. Его особенность — в применяемом топливе: это не метан, а пропан. Опытный тягач собран одним из главных газовых игроков грузового рынка компанией РариТЭК, о заводе которой мы писали. На этом КАМАЗе установлен новый, полностью газовый двигатель семейства 820, разработанный в кооперации с американской фирмой EControls.
Идея прекрасная: пропановых заправок в России — море, технологии отработаны еще с советских времен, давление в баллоне ниже, а потому их вес меньше. Баллонов, кстати, здесь три, по 210 л каждый, однако в целях безопасности объем пропана ограничен 504 литрами. Но даже с таким запасом КАМАЗ сможет проехать тысячу километров.
Почему же до сих пор на подобных выставках не встречалось тяжелых грузовиков на пропане? Дело в том, что государственная программа субсидий на них не распространяется. Соответственно, и желающих приобретать такую технику немного.