Внуки Магируса: как в России делают внедорожные Iveco
Вопрос на засыпку: какие грузовики выпускают в Миассе? Правильно, Уралы, о которых подробно рассказывалось в АР №22, 2016. А еще — внедорожные Iveco! Их уже 22 года производит российско-итальянское предприятие Iveco-АМТ, и я побывал там.
Bначале СП Iveco-АМТ называлось Iveco-УралАЗ: оно было основано совместно с Газпромом в декабре 1994 года для сборки носатых машин Iveco 330.30 — наследников знаменитых на северах бамовских Магирусов. Правда, наша поездка к нефтяникам в Новый Уренгой в 1997 году показала, что водители называли те Iveco пародией на Magirus: и качество не такое, и шасси (машина была очень валкой).
Это не легендарный Magirus, а его наследник Iveco 330.30 — одна из первых машин, собранных на Iveco-УралАЗе
Впрочем, уже тогда СП перешло на выпуск более удачных, бескапотных моделей с кабиной от древних моделей Iveco TurboStar/TurboTech (сейчас ее использует сам автозавод Урал). В двухтысячных стали устанавливаться более современные ивековские кабины, произошли и политические перемены: сперва из состава учредителей вышел Газпром, затем, в 2008 году, и УралАЗ. А еще через год предприятие получило приставку АМТ — «Автомобили-Миасс-Турин».
Сейчас уральские Iveco на первый взгляд схожи с европейскими: кабины современного образца, двигатели тоже, подавляющее большинство агрегатов и компонентов приходит из Европы. Но так как уральские Iveco по-прежнему предназначены в основном для северов и бездорожья, шасси очень мощные. Рамы усилены, а поскольку длина шасси машин Iveco-АМТ обычно не совпадает со стандартными европейскими, здесь отказались от готовых итальянских рам — и изготавливают свои вместе с усилителями и траверсами. Установка «российско-внедорожных» шин размерности 16R20 потребовала увеличения расстояния между задними осями: пришлось менять карданы, рессоры, реактивные штанги.
Самосвальные кузова тоже оригинальные: за основу взяты итальянские Cantoni, но они «творчески переработаны». Например, каналы обогрева выхлопными газами проложены не только вдоль кузова, но и поперек, а сами кузова смещены назад (это уменьшает нагрузку на переднюю ось) и имеют укороченный задний свес (чтобы машина не опрокинулась при разгрузке, если груз все же примерз).
Наконец, миасские Iveco оснащаются северным пакетом, который, в отличие от европейского, рассчитан не на –30 С°, а на –45 С°. В этот пакет входят (загибайте пальцы): предпусковой подогреватель и печка-автономка, морозоустойчивые шланги, подогрев топливозаборника, фильтра-сепара, радиатора, аккумуляторов и даже утепленный чехол, в который укутывают двигатель.
Есть ли локализация? Да, но очень осторожная, чтобы не испортить имидж марки: помимо рам, это рессоры чусовского производства, карданные валы и топливный бак с увеличенным до 600 литров объемом.
При этом в Миассе регулярно вносят изменения в конструкцию: скажем, здесь начали устанавливать по заказам «автомат» Allison и отключаемый десятитонный передний мост венгерской марки Raba вместо девятитонного родного (последнее решение переняли и сами итальянцы). А еще здесь первыми в концерне Iveco построили два тягача Trakker с двигателями, работающими на метане, — оба экземпляра отправились на испытания в компанию Алроса.
Наконец, тут разрабатывают всевозможные специсполнения — такие, как гигантский Trakker 10x10 для нефтяников или маленькие вездеходы Eurocargo, но с колесной формулой не только 4х4, как у самой компании Iveco, а еще и 6х6. По словам разработчиков, последняя модель ценится в Сибири: снаряженная масса невелика, проходимость роскошная, а компактная кабина быстро прогревается. Еще одно направление — пожарные машины, среди которых есть даже уникальный «тяни-толкай» с кабинами спереди и сзади: его построили для защиты тоннелей в Сочи.
Пожарная цистерна тоже полностью сделана на Iveco-AMT. Емкость для воды — 6000 л
Кстати, о кабинах. Несмотря на полное родство с итальянскими, их делают здесь же, в Миассе: и варят (причем количество точек сварки увеличено для наших условий), и красят в современном цеху с катафорезными ваннами, открытом два года назад.
Само производство отличается от европейских тем, что здесь тише и просторнее. Завод-то рассчитан на выпуск пяти тысяч грузовиков в год, а наяву делает лишь около четырехсот! «Нам бы господдержку, как-никак старейшее российское автомобильное СП», — вздыхают заводчане. Зато все машины предприятия продаются через российских дилеров Iveco — что говорит о безоговорочном признании Iveco-АМТ итальянцами.
Клиренс почти 40 см и 280 «лошадей»: вездеход Eurocargo зажигает!
Для тест-драйва нам выкатили двухосный Eurocargo 4x4 с кузовом-кунгом, традиционный северный самосвал Trakker 6x6 и «Татру по-уральски» — седельный тягач 8х8 с односкатной ошиновкой для 120-тонных автопоездов.
Все они уверенно бороздили заснеженное бездорожье, но если тягач-тяжеловес, оснащенный «автоматом», нетороплив, то Eurocargo 4x4 — настоящая зажигалка. А как точно здесь переключаются передачи, как легко включаются понижайка и блокировки дифференциалов! Правда, в глубоком снегу, куда Eurocargo проваливался чуть ли не по раму, три оси все же предпочтительнее — да и обледеневший склон этот вездеход брал не с первого раза.
Iveco Trakker 6х6 из партии, которая отправится к нефтяникам в Восточную Сибирь
Другое дело Trakker 6x6: даже без груза и на двускатных задних колесах он спокойно вползал на ту же горку без разгона. Но повторим, Eurocargo тоже можно заказать с колесной формулой 6х6.
Так что в Миассе достойно держат знамя «северных» Магирусов, упавшее было в девяностых. Уральские европейцы! И — по вполне европейским ценам: тот же самосвал Trakker 6х6 стоит около 130 тысяч евро, а самосвал 8х8 на 24-дюймовых колесах, созданный по заказу Сургутнефтегаза и показанный на выставке СТT, — 165 тысяч евро. Впрочем, у конкурентов есть машины и дороже...