В Москве стартовал пилотный проект платной парковки в центре города. Как он работает?

Фото: Алексей Кобец | Степан Шумахер

Во вторник, в три часа дня 1-й Колобовский переулок безжизненно пуст. Знаки, запрещающие и стоянку, и остановку автомобилей здесь были и прежде, но раньше они водителей не пугали, а теперь вдоль тротуаров - ни машины. На Петровке в череде размеченных парковочных мест - неожиданные для обеденного часа вакантные карманы. Раз в пять-десять минут по переулкам вместе с потоком проезжает серебристый Hyundai Solaris c желтыми наклейками на бортах и объективом камеры под лобовым стеклом - это видеопатруль системы ПаркРайт.

«Вы въезжаете в зону платной парковки».

С 1 ноября текущего по 28 февраля будущего года систему обкатывают на этом пилотном проекте: размечено 568 парковочных мест, установлено примерно столько же дорожных и информационных знаков, тротуары огорожены тысячей с небольшим столбиков. Бесплатных парковочных мест на проезжей части в «зоне» не осталось: либо остановка запрещена совсем, либо - 50 рублей в час. Штраф за стоянку под запрещающим знаком с нынешнего лета - 3000 рублей плюс эвакуация, штраф за неоплаченную стоянку - 2500 рублей. Если все пойдет по плану, по такой схеме к 2015 году будут работать все парковочные места в пределах Третьего транспортного кольца Москвы.

После предыдущей неудачной попытки ввести в столице платные уличные парковки прошло три года. Вернуться к этому методу вытеснения автомобилей из центра города власти решили позапрошлой весной, когда советником мэра по транспорту стал Максим Ликсутов (ныне заммэра и руководитель Департамента транспорта), а Госдума приняла закон, передавший полномочия по организации платных уличных стоянок местным властям.

Но концепция изменилась: нынешний механизм не предполагает оплаты наличными, ведь именно из-за «левого» потока денег в карманы парковщиков и прогорел предыдущий проект. Никаких контролеров на улицах больше нет, расплатиться за парковку можно лишь тремя способами: через паркомат, по SMS на короткий номер и с помощью мобильного приложения.

Возле каждого из десяти уличных паркоматов до середины декабря с 7 утра до 11 вечера дежурят молодые ребята, помогающие водителям оплачивать парковку. Благодаря ярким оранжевым курткам помощники оказались намного заметнее самих паркоматов
Табло с указанием количества свободных мест на улицах — ноу-хау столичных парковок: обычно так указывают лишь места на стоянках под землей или внутри зданий. Увы, пока система работает нестабильно
0 / 0

Гладко было на бумаге и в устах чиновников.

Свободное место. А где паркомат? Сейчас их 10 штук на более чем семи погонных километрах пилотной зоны. Подсказок, где они расположены, на улицах не видно (найти местоположение можно в интернете). Автомат рассчитан только на прием специальных парковочных карт (номиналом 500 или 1000 рублей) и банковских карточек.

Но первые пять дней работы проекта банковский «пластик» паркоматы принимать отказывались, а купить парковочные карты можно только в магазинах Связной, ближайший из которых находится на Тверской улице, и в киосках Мосгортранса (ближайший - у метро Сухаревская). Неудивительно, что за первую неделю было продано всего 170 карт.

К середине ноября оплата банковскими картами все же заработала, хотя на момент сдачи номера в печать паркоматы все еще не принимали некоторые карты: например, выпущенные банками Raiffeisen и UniCredit.

Но, по расчету властей, основным способом оплаты должны стать SMS-сообщения. Парковаться по SMS действительно просто: на номер 7757 надо отправить сообщение с текстом «номер парковки*номер машины» кириллицей. Можно указать в сообщении продолжительность стоянки в часах, а по ее окончании досрочно остановить «счетчик» - непотраченные деньги останутся на вашем виртуальном счету. Причем с помощью SMS-сообщения можно оплатить стоянку автомобиля и с транзитным, и с иностранным номером. А вот паркомат «воспринимает» лишь стандартные номера формата «а001аа177».

По результатам первой недели проекта 88% оплаты прошло именно через SMS-сервис. Однако он доступен не для всех: у абонента должны быть авансовая система расчетов (при постоплатной системе необходимо внесение дополнительных средств) и доступ к платным мобильным услугам, который обычно заблокирован для пользователей корпоративных тарифов.

Разработаны и мобильные приложения для смартфонов на операционных системах Apple iOS, Android и Windows Phone - скачать их можно на сайте parking.mos.ru. Но чтобы воспользоваться приложениями, нужно пройти полную регистрацию на портале госуслуг (pgu.mos.ru) с указанием номера полиса пенсионного страхования, создать лицевой счет и пополнить его с банковской карты.

По закону города Москвы штраф за неоплаченную парковку составляет 2500 рублей, наказание за несоблюдение парковочной разметки - 1500 рублей. За машину, оставленную на платном месте с грязными, нечитаемыми номерами или вовсе без них, заплатить придется пять тысяч. В силу штрафы вступили 7 ноября - водителям была дана неделя на адаптацию. И на том спасибо.

Но...

Петровка, дом 3/6. У здания Федерального агентства морского и речного транспорта ведомственные Пассаты и Теаны стоят поперек разметки. А неподалеку участок платной парковки отмечен табличкой «Стоянка только для а/м Мосгордумы» - якобы еще в 1995 году Лужков передал кусок улицы Думе в собственность. Машины рядом с ЦУМом, как и прежде, брошены в два ряда. То тут, то там - автомобили с «шашечками» и бумажками поверх номерных табличек.

- А почему заклеен номер?

- У меня? - таксист картинно округляет глаза. - Вот злодеи, рекламу прямо на номер повесили!

Сотрудники ГИБДД такие машины не трогают - полиция может наказать за езду с нечитаемыми номерами, но не за стоянку. Законного основания для эвакуации автомобилей, припаркованных с нарушением московских стояночных норм, тоже нет - вот завешивание номеров и набирает популярность.

Дело в том, что нарушителей столичных парковочных законов штрафует не ГИБДД, а Администратор московского парковочного пространства (АМПП) от лица Департамента транспорта. Причем если контроль за оплатой и соблюдением правил парковки ведется с помощью автоматических видеокомплексов ПаркРайт, то механизма контроля читаемости автомобильных номеров пока не существует. Сейчас вопрос прорабатывается - видимо, эти функции все же придется возложить на живых контролеров.

К вечеру «зона» пустеет.

Работники офисов разъезжаются. Ночью парковочные места тоже остаются платными. Для местных жителей предусмотрены особые разрешения - любой собственник квартиры в пилотной зоне легко может получить право бесплатно оставлять машину на размеченных местах, но только с восьми вечера до восьми часов утра. Поэтому почти все теперь стараются оставлять машины во дворах. Те, кому места там не хватает, жалуются, устраивают пикеты и взывают к опыту Европы и США.

Конечно, московским властям есть чему учится у Запада, и работа над «резидентным» вопросом уже идет - по словам главы АМПП Сергея Мариничева, парковка для местных жителей может стать бесплатной круглосуточно уже к Новому году, но получить разрешение на нее будет сложнее.

С марта 2013 года парковочная зона пилотного проекта в Москве вырастет до границ Бульварного кольца. А за Москвой пойдут другие российские города - в последние полгода о намерении создать платные парковки объявили Хабаровск, Казань, Санкт-Петербург, Новосибирск и Сочи.

Закупленные весной десять Фокусов с системой Паркон (АР №9, 2012) остаются в строю, но теперь главное оружие столичных властей — Hyundai Solaris с интегрированным комплексом ПаркРайт: он работает в режиме онлайн, тогда как данные с Парконов скачивались на сервер в конце каждого рабочего дня. Всего в Москве по 178 маршрутам сейчас ездит около ста Солярисов, а по пилотной зоне платных парковок — четыре: два контролируют соблюдение «общих» правил парковки и два — оплату. Экипаж состоит из двух человек: водителя и оператора, управляющего работой ПаркРайта
ПаркРайт производит московская фирма Технологии распознавания. Система включает несколько компонентов: обзорная камера (справа) ведет фото- и видеосъемку, распознающая камера (в центре) крупно снимает номера машин и идентифицирует их, а инфракрасный прожектор (слева) позволяет работать ночью. Помимо нарушения правил парковки и контроля оплаты ПаркРайт способен «пробивать» автомобили по базе розыска и определять выезд на выделенные полосы для общественного транспорта — несколько моноблочных ПаркРайтов стоят на экспресс-автобусах маршрута №902
«Мозги» комплекса ПаркРайт интегрированы в мультимедийную систему Соляриса, туда же встроен GPS-приемник с заданными координатами «запретных» или платных зон. Дважды снятый на одном платном месте автомобиль система отображает как правильно припаркованный (на экране рядом с его номером появляется «P»). Солярисы курсируют по маршрутам каждые пять-семь минут, но для того чтобы система начала сверку номеров припаркованных машин с базой данных об оплате, между первой и последней съемками должно пройти не менее 15 минут. Кстати, ПаркРайт нередко путает цифры 1 и 7 и с большим трудом определяет грязные номера
Данные со всех стационарных и мобильных камер стекаются в Центр автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП), где операторы сверяют определенные системой номера автомобилей с фотографиями. Затем постановления в электронном виде высылаются в подольский процессинговый центр Почты России, а оттуда в распечатанном виде направляются нарушителям. Но если «федеральные» штрафы (превышение скорости, нарушение правил парковки и т.д.) назначают инспекторы ГИБДД, то наказания, связанные с платными парковками, — госучреждение АМПП, в котором пока работает всего один человек — это его гендиректор Сергей Мариничев
0 / 0

Их парковки

В Америке платные стоянки появились 77 лет назад, а сегодня самым продвинутым в их организации городом США считается Сан-Франциско. Всего там насчитывается 25 тысяч платных мест - и у каждого до недавнего времени был свой паркомат: за стоянку платили сразу возле машины и только монетами! Но объем похищенных из паркоматов денег в масштабах всей страны достигает 22 млн долларов в год, поэтому Сан-Франциско постепенно переходит на паркоматы с безналичной оплатой, как в Москве, - один терминал на несколько мест. Также внедряются датчики присутствия, оплата по телефону (звонком, а не через SMS) и мобильные приложения.

Припарковать машину на уличной стоянке Парижа — редкая удача. И не меньшая удача затем его покинуть: на улицах размечены не отдельные места, а участки для стоянки, поэтому парижане паркуются «по звуку», с минимальными зазорами

Для жителей удаленных от центра районов Сан-Франциско предусмотрены разрешения, дающие право в любое время парковаться в зоне проживания бесплатно, причем для стоянки «чужаков» эти зоны закрыты. Однако в центре города резидентной стоянки нет! В лучшем случае жителям предложат скидки на соседней капитальной (подземной или внутридомовой) парковке.

Более того, в Сан-Франциско вообще запрещено оставлять автомобиль на улице дольше чем на 72 часа, а время парковки на платных уличных стоянках ограничено одним-двумя часами. Хочешь надолго оставить машину - используй специальные многоместные паркинги. При этом расценки на уличную парковку гибкие и зависят от загруженности и времени суток: стоимость часа даже на двух соседних улицах может в разное время составлять от 25 центов до шести долларов.

Кстати, штрафы в Сан-Франциско относительно невелики: 72 доллара за «просроченную» или неоплаченную стоянку в деловом центре города и 62 доллара - в других районах. А самый крупный из парковочных штрафов преду­смотрен за незаконное использование знака «Инвалид», дающего право на бесплатную долгосрочную стоянку: 966 долларов.

В Париже уличных парковочных мест - 156 тысяч. Платные парковки в самом центре Парижа появились еще в 1971 году, а за десять лет их зона расширилась на всю территорию города. Есть три парковочные зоны, расценки в которых варьируются от 3,60 евро за час в самом центре до 1,20 евро у границ города. Плата за парковку взимается только с понедельника по пятницу с 9 до 19 часов во все месяцы, кроме августа, причем максимальный срок стоянки - всего два часа. Долгая стоянка - в подземных паркингах, которые есть во всех районах города.

Местные жители по резидентному разрешению могут оставлять машину на четырех прилегающих к своему дому улицах всего за 0,65 евро в день, или 3,25 евро в неделю. Но не дольше - через семь дней машину нужно переставить хотя бы на соседнюю улицу. Впрочем, штраф за превышение срока парковки, как и за неоплату, - всего 17 евро. Главное - не нарушать правила: санкции за неправильную парковку - 135евро плюс 113 евро за эвакуацию.

На улицах любого французского города можно найти места для стоянки под разгрузку, обозначенные желтой Х-образной разметкой и словом «Livraisons»: с 7 до 20 часов там в течение 30 минут могут бесплатно стоять коммерческие автомобили, а в остальное время — все желающие

Рекомендованные статьи