Городской экипаж: Brewster Model 41 Town Car 1915 года в рассказе Андрея Хрисанфова

Фото: Шон Дагэн, www.hymanltd.com

На самой заре автомобилизации в новую нарождающуюся отрасль стремились все поголовно. Велофабриканты, котельщики, двигателисты, производители точной механики, паровозостроители, — ну и, конечно, каретники, этим сам бог велел. По большей части они попросту переносили свой опыт с гужевых экипажей на самодвижущиеся и этим ограничивались, — однако попадались среди них и такие, которые брались производить комплектные машины, а не одни только кузова для чужих шасси.

Радиатор в форме правильного овала отнюдь не заимствование у машин Bugatti: на них тогда передняя облицовка была скорее грушевидной, сужающейся кверху

«Кузовной дом Брюстера» был одним из старейших в Америке предприятий такого рода. Сама по себе фамилия Брюстер появилась на берегах Нового Света вместе с пуританами-первопоселенцами в 1620 году, а первую каретную мастерскую отпрыски этой фамилии открыли в 1810-м в городе Нью-Хейвене — это штат Коннектикут. Бизнес развивался споро, вобрав в себя несколько соседних предприятий; с 1827 года фирма обрела торговое представительство в Нью-Йорке, затем, короткое время спустя, второй завод (изначальная мастерская не поспевала за спросом). К началу автомобильной эпохи предприятие располагало уже двумя агентствами на Бродвее — и первый свой кузов для самодвижущегося экипажа построило в 1896 году для шасси экспериментального электромобиля. Впрочем, прошло еще девять лет, прежде чем кузов «от Брюстера» украсил собою настоящий бензиновый автомобиль, — считается, что это был французский Delaunay-Belleville 1905 года выпуска, ввезенный в Штаты в виде шасси. Второй свой автомобильный кузов ателье Brewster выполнило тоже на европейском шасси, — это был Rochet-Schneider модели 1907 года для владельца спортивного клуба New York Giants Эндрю Фридмана. В 1908 году компания Brewster изготовила свой первый кузов для автомобиля марки Rolls-Royce, — для одной состоятельной дамы, — а затем весьма прозорливо обеспечила себе статус генерального импортера этих машин по Нью-Йорку и окрестностям, что впоследствии очень ей пригодилось. Разумеется, фирма получала заказы и на других шасси, поступавших из Старого Света, — Renault, Mercedes, Panhard et Levassor; объем загрузки был такой, что к 1910 году на компанию Brewster уже работало до десятка бригад, каждая со своими рабочими, конструкторами и художниками-оформителями. К услугам брюстеровских мастеров не гнушались прибегать и Дюпоны, и Рокфеллеры, и Морганы, и многие другие не менее богатые семейства, обитавшие в ­Нью-Йорке. С прицелом на такую клиентуру фирма возвела в нью-йоркском районе Лонг-Айленд семиэтажный производственный корпус, который по сей день украшает собою угол Квинсборо и 59-й улицы возле моста Квинсборо-бридж. (Это здание специально проектировалось под производство автомобильных кузовов, — гужевых экипажей после 1910 года под маркой Brewster больше не выпускалось, — но теперь его занимает крупная страховочная компания MetLife.)

Поставки европейских шасси к 1916 году резко прекратились: в Старом Свете вовсю бушевала война, судоходство стало небезопасным, — и вот тогда в компании Brewster всерьез задумались об автомобильном производстве полного цикла. Сторонних производителей, поставлявших всем желающим самые разные автомобильные агрегаты, в стране тогда уже хватало, — казалось бы, закупай в одной такой «конторе» двигатели, в другой радиаторы, в третьей, скажем, задние мосты или коробки скоростей, а у себя собирай все воедино, ставь собственный кузов (раз уж ты такой в этом деле мастер), лепи на получившееся свою марку, и будет тебе счастье… Многие «производители» так и поступали и даже пользовались какое-то время успехом. Но в компании Brewster легких путей не искали — поэтому и двигатели себе решили делать собственными силами, причем двигатели сложные, с бесклапанным (оно же «золотниковое») газораспределением по патенту английского изобретателя Чарльза Йэля Найта. В те времена бесклапанные моторы были модной технической новинкой, ими увлекались многие производители как в Старом Свете, так и в Новом; определенные достоинства у них действительно имелись, в частности они работали бесшумно и плавно, так что попадали на шасси самых престижных марок, — Mercedes, Minerva, Daimler. На тот же самый участок рынка ориентировал свои машины и Brewster.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи