Телега жизни: Holsman H-11 Touring 1908 года в рассказе Андрея Хрисанфова

Фото: Шон Дагэн, www.hymanltd.com

С десяток лет тому назад в экспозиции нашей Олдтаймер-галереи внезапно появилась обаятельная моторизованная повозка: совершенно не отреставрированная, с потускневшим лаком на бортах, с конским волосом, неудержимо лезущим сквозь прорванную кожу обивки сидений, и с потрескавшимися колесами огромного диаметра. Фирменная табличка сообщала, что это американский Holsman из города Чикаго…

Машины в столь запущенном состоянии частенько так и оставляют в затрапезном виде, чтобы затем на выставках кокетливо обкладывать их тюками спрессованного сена с добавлением немногочисленных ржавых железяк: мол, «находка из старого амбара», прямо как есть. Хотя, например, в Штатах практически все амбары давным-давно обшарены, и обнаружить такую вот редкость с каждым годом все трудней. Но — чего только не сделаешь, чтобы привлечь к себе внимание публики! А кстати: что это за марка такая — Holsman?..

Рычаг на себя — едем влево, рычаг от себя — едем вправо. Сигнальный рожок установлен так, что им можно пользоваться только с заднего сиденья. Приборов нет никаких
Рычаг на себя — едем влево, рычаг от себя — едем вправо. Сигнальный рожок установлен так, что им можно пользоваться только с заднего сиденья. Приборов нет никаких
0 / 0

Генри К. Хольсман был в Чикаго вполне успешным архитектором и в автопромышленники вроде бы не стремился, — до тех пор, пока служебная необходимость не вынудила его приобрести себе машину. Купленное авто его в плане эксплуатационных характеристик совсем не устроило; он попытался своими силами довести его до ума, но в конце концов отступился, продал и приобрел взамен машину другой марки. Дело, заметим, происходило под самый конец позапрошлого столетия, на самой заре автомобилизации Штатов; машины там выпускались примитивные, не шибко качественные, и не приходится удивляться, что сколько-нибудь взыскательному покупателю смириться с их многочисленными недостатками не получалось. Покопавшись во втором своем автомобиле, архитектор Хольсман пришел к выводу, что нужную ему машину придется делать для себя самостоятельно. Своими руками и по своему проекту.

Деревянный футляр для магнето, используемого в системе зажигания

Прототип был готов к 1901 году. Хольсман остановился на распространенной в то время конфигурации «high-wheeler», то есть «автомобиль с колесами большого диаметра»: с дорогами в Штатах тогда было совсем плохо, усовершенствованным покрытием могли похвастать лишь немногие из них, а по большей части всюду были сплошные кочки да ухабы. Большие колеса давали достаточный дорожный просвет, чтобы всего этого можно было не слишком опасаться, да и неглубокий брод такая машина преодолевала достаточно легко. По сути своей подобная конструкция представляла собой моторизованную разновидность обыкновенной крестьянской телеги с деревянной рамой, местами усиленной накладками из толстого стального листа; двухцилиндровый мотор размещался под водительской скамьей, а топливный бак находился по соседству сзади, — так, чтобы бензин поступал самотеком. Своей работой Генри Хольсман остался доволен — и, взяв себе в компаньоны приятеля по фамилии Брайан, зарегистрировал фирму Holsman Automobile Company, чтобы строить такие машины на продажу. На дворе стоял 1902 год.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи