Андрей Хрисанфов о 1910 Cadillac Model 30 Touring
Сто лет назад производственная программа корпорации General Motors мало чем напоминала нынешнюю. Каких-то автомобильных марок еще не существовало на свете, другие, напротив, существовали тогда, но прочно забыты теперь - много воды утекло… Но и тогда, и сейчас линейку моделей GM возглавляли - и венчали - машины Cadillac.
Cadillac влился в состав GM, когда всей корпорации от роду не было еще и года. Новообразованный концерн отчаянно нуждался в средствах, но банковское сообщество Штатов ссужать ему деньги отказывалось, поскольку считало всю затею если не мертворожденной, то весьма и весьма рискованной. Вот если бы компания Cadillac, говорили банкиры, выступала, как и прежде, в качестве предприятия самостоятельного и независимого, то ей бы мы предоставили любые кредиты на любой срок и при любых условиях, а какому-то непонятному объединению - извините… Еще бы: компания Cadillac, собственно говоря, и на свет появилась с подачи тех же самых банкиров, вложившихся сгоряча в основанную Генри Фордом фирму Detroit Automobile Co. и пригласивших потом известного на всю Америку инженера Генри М. Леланда, чтобы тот помог хоть как-то отбить затраченное. Леланд справился блестяще, реорганизовав хромавшее на обе ноги предприятие в именитого производителя высококачественных машин, выносливых, надежных и (что по тем временам было редкостью) ремонтопригодных. Немудрено, что такому человеку любой банковский деятель почел бы за честь предоставить любые деньги, если бы, конечно, запрашиваемая сумма в его распоряжении нашлась.
На момент присоединения к General Motors компания Cadillac Motor Car Co. выпускала одну-единственную модель, предлагавшуюся в трех вариантах кузова. Трехместный открытый родстер наши постоянные читатели могли видеть на обложке АР №20 за 1993 год, пятиместный автомобиль с туристическим кузовом был подобен тому, что показан на этих страницах, - и еще имелась весьма экзотическая на современный взгляд разновидность со съемной задней частью кузова и с шикарным заграничным наименованием «demi-tonneau». Задний диван прямо вместе с боковыми дверями отстыковывался и оставлялся в гараже, а на освободившуюся площадку при желании ставилось одноместное сиденье облегченного типа, превращая машину в тот же трехместный «джентльменский» родстер. Складной верх в комплект поставки не входил, его надо было приобретать отдельно; в продаже имелось несколько разновидностей. То же относилось и к лобовому стеклу, которое тогда предпочитали именовать ветровым экраном. Все три варианта машины отпускались с завода-изготовителя по единой цене - 1400 долларов; заплатив на полсотни долларов меньше, можно было получить машину вовсе без кузова, в виде шасси, и затем обратиться в специализированную мастерскую, способную изготовить любой кузов по индивидуальному заказу. В любом случае машина оснащалась на заводе передними и задними крыльями, капотом и перегородкой, отделяющей моторный отсек от салона, а также тремя керосиновыми фонарями, включая один задний. Фары головного света, пока еще ацетиленовые, и сигнальный рожок покупатель подбирал себе по собственному вкусу.
На наших иллюстрациях - автомобиль 1910 года выпуска, с колесной базой, увеличенной примерно на десять сантиметров, и с чуть более мощным двигателем, развивавшим теперь не 30 л.с., обещанных в цифровом индексе модели, а целых 33. Для своего времени это была машина весьма совершенная технически и при этом очень качественно сработанная; прямо в журнальных анонсах машины с самого начала во всеуслышание заявлялось, что «допуски при изготовлении всех деталей не превышают величины в одну тысячную дюйма» (это 0,025 мм). Леланд, бывший оружейник из Спрингфилдского арсенала, привнес в автомобилестроение методы контроля качества, действовавшие при изготовлении огнестрельного оружия, и построенные на его предприятии машины работали если и не как швейцарские часы, то уж по крайней мере как хорошо вычищенный и смазанный кольтовский револьвер, - без отказов и без осечек. Это можно было сказать и о ранних одноцилиндровых, и о более поздних четырехцилиндровых моделях.
«Тридцатка» была далеко не первой машиной Cadillac с четырьмя цилиндрами под капотом - кое-какой опыт с такими моделями у предприятия уже имелся. Самый первый четырехцилиндровый Cadillac, тоже тридцатисильный, увидел свет в 1905 году, когда всей фирме не исполнилось еще и трех лет; еще через год такие модели уже предлагались в двух сериях и пяти моделях, включая закрытые. Но их конструкторы не сразу нашли в себе силы отказаться от привычной и отработанной планетарной трансмиссии в пользу более прогрессивной по тогдашним понятиям коробки со скользящими шестернями. Так что непосредственными предшественниками модели 30 следует признать не эти ранние пробы, а дебютировавшие в 1907 году серии G и H, уже снабжавшиеся трехступенчатыми механическими трансмиссиями более привычного нам типа. Архаичные «планетарки» доживали свой век под капотами - впрочем, нет, под сиденьями - все еще выпускавшихся серийно одноцилиндровых машин. (АР №24, 2008.)
Со второй половины 1910 модельного года, а конкретно с апреля месяца, к трем уже выпускающимся моделям Cadillac была добавлена четвертая, - шикарный стильный лимузин по цене вдвое больше той, что просили за любую другую машину в этой серии: три тысячи долларов. Для него уже увеличенную колесную базу пришлось нарастить еще на добрую четверть метра, иначе в закрытом со всех сторон пассажирском салоне было бы слишком тесно. Этот престижный автомобиль уже комплектовался в качестве стандартного оборудования и передними фарами, и высоченным лобовым стеклом в металлической оправе - цельным, а не разделенным на верхнюю и нижнюю половинки, как обычно делалось, - и даже переговорным устройством, по которому состоятельный владелец мог из своего роскошного салона отдавать распоряжения водителю. Лимузины для компании Cadillac тоже были далеко не в новинку, с таким кузовом уже выпускались и модель L в 1906 году, и модель Н в 1907 году, и уже упоминавшаяся выше модель G в 1908 году, но при переходе на «тридцатку» этим топ-исполнениям был дан короткий отдых. Теперь они вернулись, и в расширенном ассортименте: короткое время спустя к многоместному лимузину присоединилась вторая закрытая модель - купе на две персоны. А там уже наступило лето, и 1910 модельный год закончился.
В дальнейшем автомобиль продолжал развиваться и совершенствоваться. Так, именно на этой машине появился в 1912 году первый в мире электрический стартер (а заодно и электрическое освещение). Модель продержалась на производстве вплоть до окончания 1914 модельного года; на смену ей был запущен в серию новый Cadillac, цилиндров у которого было больше ровно в два раза…
***
Кредиты в тот раз корпорация General Motors все-таки получила - после того как Уилфред Леланд, сын и первый помощник Генри Леланда, заверил банковское сообщество в твердом намерении его батюшки научить строить высококачественные автомобили и другие предприятия, вошедшие в состав новообразованного концерна. Но основателю и руководителю этого промышленного конгломерата Уильяму Дюранту осторожные банкиры непосредственно распоряжаться предоставленными средствами так и не позволили, отодвинув его на малозначительную должность в совете директоров: он слыл человеком увлекающимся, несобранным, деньги тратил куда охотнее, нежели зарабатывал, и большей частью совсем не на то… А вот за Леландом-старшим ничего такого никогда не замечалось: основательный человек, солидный и умелый, дело свое знает, деньгами попусту разбрасываться не станет; вот с таким можно иметь дело.
Великая вещь - репутация!