Андрей Хрисанфов о 1910 Cadillac Model 30 Touring

Фото: Шон Дагэн, Hyman Ltd.

Сто лет назад производственная программа корпорации General Motors мало чем напоминала нынешнюю. Каких-то автомобильных марок еще не существовало на свете, другие, напротив, существовали тогда, но прочно забыты теперь - много воды утекло… Но и тогда, и сейчас линейку моделей GM возглавляли - и венчали - машины Cadillac.

Cadillac влился в состав GM, когда всей корпорации от роду не было еще и года. Новообразованный концерн отчаянно нуждался в средствах, но банковское сообщество Штатов ссужать ему деньги отказывалось, поскольку считало всю затею если не мертворожденной, то весьма и весьма рискованной. Вот если бы компания Cadillac, говорили банкиры, выступала, как и прежде, в качестве предприятия самостоятельного и независимого, то ей бы мы предоставили любые кредиты на любой срок и при любых условиях, а какому-то непонятному объединению - извините… Еще бы: компания Cadillac, собственно говоря, и на свет появилась с подачи тех же самых банкиров, вложившихся сгоряча в основанную Генри Фордом фирму Detroit Automobile Co. и пригласивших потом известного на всю Америку инженера Генри М. Леланда, чтобы тот помог хоть как-то отбить затраченное. Леланд справился блестяще, реорганизовав хромавшее на обе ноги предприятие в именитого производителя высококачественных машин, выносливых, надежных и (что по тем временам было редкостью) ремонтопригодных. Немудрено, что такому человеку любой банковский деятель почел бы за честь предоставить любые деньги, если бы, конечно, запрашиваемая сумма в его распоряжении нашлась.

В задней подвеске машины предусмотрена дополнительная — поперечная — полуэллиптическая рессора. Кузов на данной модели выполнен целиком из дерева, без применения облицовочных панелей из листового алюминия, на каркасе из ясеневых брусков. Профиль задних крыльев однозначно указывает на то, что автомобиль изготовлен после 1909 года

На момент присоединения к General Motors компания Cadillac Motor Car Co. выпускала одну-единственную модель, предлагавшуюся в трех вариантах кузова. Трехместный открытый родстер наши постоянные читатели могли видеть на обложке АР №20 за 1993 год, пятиместный автомобиль с туристическим кузовом был подобен тому, что показан на этих страницах, - и еще имелась весьма экзотическая на современный взгляд разновидность со съемной задней частью кузова и с шикарным заграничным наименованием «demi-tonneau». Задний диван прямо вместе с боковыми дверями отстыковывался и оставлялся в гараже, а на освободившуюся площадку при желании ставилось одноместное сиденье облегченного типа, превращая машину в тот же трехместный «джентльменский» родстер. Складной верх в комплект поставки не входил, его надо было приобретать отдельно; в продаже имелось несколько разновидностей. То же относилось и к лобовому стеклу, которое тогда предпочитали именовать ветровым экраном. Все три варианта машины отпускались с завода-изготовителя по единой цене - 1400 долларов; заплатив на полсотни долларов меньше, можно было получить машину вовсе без кузова, в виде шасси, и затем обратиться в специализированную мастерскую, способную изготовить любой кузов по индивидуальному заказу. В любом случае машина оснащалась на заводе передними и задними крыльями, капотом и перегородкой, отделяющей моторный отсек от салона, а также тремя керосиновыми фонарями, включая один задний. Фары головного света, пока еще ацетиленовые, и сигнальный рожок покупатель подбирал себе по собственному вкусу.

Осветительные приборы. Ацетиленовые фары головного света изготавливались фирмой Gray&Davies в городе Эмсбери, штат Мичиган, специально для машин Cadillac. Фонари на «торпедо» кузова были керосиновыми: если хорошенько присмотреться, на снимке можно различить даже колесико управления фитилем — такое же, как на любой керосинке. Красный задний огонь — обычная масляная лампа, повернутая боком и снабженная рубиновой линзой
Осветительные приборы. Ацетиленовые фары головного света изготавливались фирмой Gray&Davies в городе Эмсбери, штат Мичиган, специально для машин Cadillac. Фонари на «торпедо» кузова были керосиновыми: если хорошенько присмотреться, на снимке можно различить даже колесико управления фитилем — такое же, как на любой керосинке. Красный задний огонь — обычная масляная лампа, повернутая боком и снабженная рубиновой линзой
Осветительные приборы. Ацетиленовые фары головного света изготавливались фирмой Gray&Davies в городе Эмсбери, штат Мичиган, специально для машин Cadillac. Фонари на «торпедо» кузова были керосиновыми: если хорошенько присмотреться, на снимке можно различить даже колесико управления фитилем — такое же, как на любой керосинке. Красный задний огонь — обычная масляная лампа, повернутая боком и снабженная рубиновой линзой
0 / 0

На наших иллюстрациях - автомобиль 1910 года выпуска, с колесной базой, увеличенной примерно на десять сантиметров, и с чуть более мощным двигателем, развивавшим теперь не 30 л.с., обещанных в цифровом индексе модели, а целых 33. Для своего времени это была машина весьма совершенная технически и при этом очень качественно сработанная; прямо в журнальных анонсах машины с самого начала во всеуслышание заявлялось, что «допуски при изготовлении всех деталей не превышают величины в одну тысячную дюйма» (это 0,025 мм). Леланд, бывший оружейник из Спрингфилдского арсенала, привнес в автомобилестроение методы контроля качества, действовавшие при изготовлении огнестрельного оружия, и построенные на его предприятии машины работали если и не как швейцарские часы, то уж по крайней мере как хорошо вычищенный и смазанный кольтовский револьвер, - без отказов и без осечек. Это можно было сказать и о ранних одноцилиндровых, и о более поздних четырехцилиндровых моделях.

Приборов перед водителем нет никаких, даже спидометра. Педалей всего две, на левой вытиснена надпись «сцепление», на правой — «тормоз»; управление акселератором вынесено на руль (это маленький рычажок, движущийся по зубчатому сектору, — так называемая манетка). Две длинные рукоятки за бортом кузова, под правой рукой у водителя — переключатель скоростей трансмиссии и ручной тормоз. Передние сиденья выполнены раздельными, заднее — в виде дивана
Приборов перед водителем нет никаких, даже спидометра. Педалей всего две, на левой вытиснена надпись «сцепление», на правой — «тормоз»; управление акселератором вынесено на руль (это маленький рычажок, движущийся по зубчатому сектору, — так называемая манетка). Две длинные рукоятки за бортом кузова, под правой рукой у водителя — переключатель скоростей трансмиссии и ручной тормоз. Передние сиденья выполнены раздельными, заднее — в виде дивана
Приборов перед водителем нет никаких, даже спидометра. Педалей всего две, на левой вытиснена надпись «сцепление», на правой — «тормоз»; управление акселератором вынесено на руль (это маленький рычажок, движущийся по зубчатому сектору, — так называемая манетка). Две длинные рукоятки за бортом кузова, под правой рукой у водителя — переключатель скоростей трансмиссии и ручной тормоз. Передние сиденья выполнены раздельными, заднее — в виде дивана
Приборов перед водителем нет никаких, даже спидометра. Педалей всего две, на левой вытиснена надпись «сцепление», на правой — «тормоз»; управление акселератором вынесено на руль (это маленький рычажок, движущийся по зубчатому сектору, — так называемая манетка). Две длинные рукоятки за бортом кузова, под правой рукой у водителя — переключатель скоростей трансмиссии и ручной тормоз. Передние сиденья выполнены раздельными, заднее — в виде дивана
0 / 0

«Тридцатка» была далеко не первой машиной Cadillac с четырьмя цилиндрами под капотом - кое-какой опыт с такими моделями у предприятия уже имелся. Самый первый четырехцилиндровый Cadillac, тоже тридцатисильный, увидел свет в 1905 году, когда всей фирме не исполнилось еще и трех лет; еще через год такие модели уже предлагались в двух сериях и пяти моделях, включая закрытые. Но их конструкторы не сразу нашли в себе силы отказаться от привычной и отработанной планетарной трансмиссии в пользу более прогрессивной по тогдашним понятиям коробки со скользящими шестернями. Так что непосредственными предшественниками модели 30 следует признать не эти ранние пробы, а дебютировавшие в 1907 году серии G и H, уже снабжавшиеся трехступенчатыми механическими трансмиссиями более привычного нам типа. Архаичные «планетарки» доживали свой век под капотами - впрочем, нет, под сиденьями - все еще выпускавшихся серийно одноцилиндровых машин. (АР №24, 2008.)

Ацетиленовый генератор, дающий светильный газ для передних фар, монтировался между рамой автомобиля и правой подножкой
Надежный, выносливый и (что немаловажно) весьма ремонтопригодный четырехцилиндровый мотор развивал 33 л.с.
0 / 0

Со второй половины 1910 модельного года, а конкретно с апреля месяца, к трем уже выпускающимся моделям Cadillac была добавлена четвертая, - шикарный стильный лимузин по цене вдвое больше той, что просили за любую другую машину в этой серии: три тысячи долларов. Для него уже увеличенную колесную базу пришлось нарастить еще на добрую четверть метра, иначе в закрытом со всех сторон пассажирском салоне было бы слишком тесно. Этот престижный автомобиль уже комплектовался в качестве стандартного оборудования и передними фарами, и высоченным лобовым стеклом в металлической оправе - цельным, а не разделенным на верхнюю и нижнюю половинки, как обычно делалось, - и даже переговорным устройством, по которому состоятельный владелец мог из своего роскошного салона отдавать распоряжения водителю. Лимузины для компании Cadillac тоже были далеко не в новинку, с таким кузовом уже выпускались и модель L в 1906 году, и модель Н в 1907 году, и уже упоминавшаяся выше модель G в 1908 году, но при переходе на «тридцатку» этим топ-исполнениям был дан короткий отдых. Теперь они вернулись, и в расширенном ассортименте: короткое время спустя к многоместному лимузину присоединилась вторая закрытая модель - купе на две персоны. А там уже наступило лето, и 1910 модельный год закончился.

В дальнейшем автомобиль продолжал развиваться и совершенствоваться. Так, именно на этой машине появился в 1912 году первый в мире электрический стартер (а заодно и электрическое освещение). Модель продержалась на производстве вплоть до окончания 1914 модельного года; на смену ей был запущен в серию новый Cadillac, цилиндров у которого было больше ровно в два раза…

***

Кредиты в тот раз корпорация General Motors все-таки получила - после того как Уилфред Леланд, сын и первый помощник Генри Леланда, заверил банковское сообщество в твердом намерении его батюшки научить строить высококачественные автомобили и другие предприятия, вошедшие в состав новообразованного концерна. Но основателю и руководителю этого промышленного конгломерата Уильяму Дюранту осторожные банкиры непосредственно распоряжаться предоставленными средствами так и не позволили, отодвинув его на малозначительную должность в совете директоров: он слыл человеком увлекающимся, несобранным, деньги тратил куда охотнее, нежели зарабатывал, и большей частью совсем не на то… А вот за Леландом-старшим ничего такого никогда не замечалось: основательный человек, солидный и умелый, дело свое знает, деньгами попусту разбрасываться не станет; вот с таким можно иметь дело.

Великая вещь - репутация!

Покупатель мог выбирать между тентом из более дешевой прорезиненной ткани за 75 долларов и более дорогой шерстяной за 95 долларов. Высокое лобовое стекло в металлическом обрамлении снабжалось подпорками, матерчатый верх — растяжками (то и другое еще не было непосредственно связано друг с другом, так что между тентом и верхней кромкой переднего стекла оставался широкий зазор). Боковые шторки для езды в очень плохую погоду тоже входили в комплект поставки, но здесь они не показаны

Рекомендованные статьи