Андрей Хрисанфов — о фургоне Ford A, попавшем на почтовую службу в США

Андрей Хрисанфов — о фургоне Ford A, попавшем на почтовую службу в США
Кунсткамера | АР №17 2016
Фото: Шон Дагэн, Hyman Ltd.

Почтовый фургон — одна из первых «профессий» автомобиля. Еще на самые ранние «безлошадные экипажи» пристраивали за спинками сидений закрытый ящик и отправляли их возить корреспонденцию. Водителю при этом никакого «закрытого ящика» не полагалось, он сидел под открытым небом — «не сахарный, не растает»; лишь с течением времени сложился типаж машины для перевозки почты, способный создать относительно человеческие условия не одним только письмам да посылкам.

Для работы на почте от автомобиля требовалась, прежде всего прочего, выносливость. Ездить приходилось помногу — и в таких местах, где слово «дорога» относилось к понятиям скорее отвлеченным, нежели конкретным. Суровые условия эксплуатации запросто могли за считаные недели ушатать любое нормальное шасси до полной непригодности, и тогда почтарям приходилось  отправляться на поиски еще более крепкой машины, — которая бы по крайней мере не развалилась настолько быстро.

Именно так попал на почтовую службу показанный здесь Ford А. Федеральное почтовое ведомство Соединенных Штатов не стало набрасываться на фордовскую новинку тотчас же после ее дебюта в 1928 году, а мудро выждало с годик, чтобы посмотреть, как та себя покажет, — и, лишь убедившись, что автомобиль взаправду прочен и неприхотлив, закупило сразу целую партию. «Коммерческая» модификация легкового Форда предлагалась тогда в трех различных вариантах: с открытой грузовой платформой, в виде фургона с глухими боковинами — или вообще безо всякого кузова, одно шасси. Почтовые чиновники выбрали именно шасси: во-первых, оно дешевле всего обходилось, а во-вторых, так проще было приспособить машину для перевозки почтовых отправлений. Имелись ­кое-какие специфические требования, уложиться в которые автомобилю со стандартным серийным кузовом едва ли удалось бы, — и, чем мучиться с адаптацией под свои конкретные нужды серийных машин, проще было заказать подходящий кузов у сторонних поставщиков. Благо недостатка в таковых пока еще не было.

Доступ на рабочее место водителя (слева) осуществлялся через сдвижную дверь (справа)

Вглядимся в машину, показанную здесь. Признать в ней именно Ford, и именно модели А, особого труда ни для кого не составит. Взгляд более внимательный и искушенный признает в ней экземпляр, выпущенный после 1929 года, — по абрису радиаторной облицовки — и модификацию именно коммерческую, по крашеным корпусам передних фар и радиатора: на легковых моделях то и другое хромировалось. (Так оно и есть: машина принадлежит к партии из пяти сотен шасси, которая была закуплена федеральной почтой в конце весны 1931 года, а тендер на оборудование этих автомобилей кузовами выиграло предприятие Mifflinburg Body Company в городе Миффлинбурге, штат Пенсильвания.) Бросаются в глаза сдвижные двери с обеих сторон кузова, в принципе невозможные на легковых кузовах с их криволинейными бортами; они ведут в водительскую кабину, где вместо обычной «скамейки» имеется одно-единственное (и к тому же не слишком удобное) место, рядом с которым расположена внутренняя дверь для доступа в почтовый отсек. Она тоже сдвижная, тоже запирается на ключ — и имеет застекленное оконце, через которое водитель может посмотреть, что творится у него за спиною в кузове, включив для этого осветительный плафон (он смонтирован прямо над внутренней дверью). Обращает на себя внимание весьма своеобразное устройство задних дверей кузова: нижняя их половина просто откидывается вниз, как обычный грузовой борт, а верхняя выполнена распашной и имеет зарешеченные оконца, закрывающиеся в случае необходимости опускными шторками. Запирается все это дело на солидный засов из полосного железа — висячим замком.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи