Андрей Хрисанфов об автомобильчике Voisin Biscuter 100 1964 года
Тем, кто почему-либо идентифицирует себя сЧеловеком-пауком, бояться этого «тапка» нет никаких причин. Он заведомо ниоткуда не свалится на голову, он вполне наземный, «небесного» в нем одно лишь происхождение, ведь человек, который его «стачал», когда-то стоял у самых истоков авиации…
Габриэль Вуазен был одним из французских пионеров воздухоплавания. Он сам конструировал самолеты, сам их строил и сам на них летал. Он всерьез отстаивал свое мировое первенство как творца летательных аппаратов тяжелее воздуха, ссылаясь при этом на тот факт, что американцы братья Райт, может быть, и совершили свой полет раньше него, но конструкция их оторваться от земли самостоятельно была не в состоянии, нуждалась в катапультирующем приспособлении, тогда как вуазеновский аэроплан спокойно взлетал с разбега на собственной тяге, как и подобает настоящему самолету. Во время Первой мировой войны Вуазен был одним из ведущих производителей военных самолетов, преимущественно бомбардировщиков, - а после войны с головой ушел в автомобилестроение, выпустил немало автомобилей весьма своеобразных как по конструкции, так и по внешнему решению (об одном из них мы, помнится, рассказывали подробно в АР №8 за 1996 год). Машины это были большей частью дорогие и довольно сложные в обслуживании, c моторами бесклапанного типа; спросом они пользовались весьма ограниченным, так что в середине тридцатых вуазеновскую фирму прибрал к рукам крупный французский производитель авиационных двигателей - компания Gnome et Rhône. А короткое время спустя разразилась Вторая мировая война, Франция угодила в оккупацию, и тамошним жителям надолго стало не до машин высшего класса. Вот тогда-то блистательный конструктор и предложил вконец обедневшему населению страны показанный здесь автомобильчик - простой до примитивности, зато недорогой и практичный.
Остроумная конструкция великого Вуазена не содержала ничего лишнего, - сказывался многолетний опыт проектирования летательных аппаратов: в небо с собой много лишнего не потащишь, там каждый грамм на счету. Удалось обойтись даже без такой вещи, как дифференциал - ведущее колесо у машинки было одно-единственное, а именно правое переднее. Его, через трехступенчатую трансмиссию, приводил во вращение одноцилиндровый двухтактный моторчик от мотоцикла. Силовая установка монтировалась на алюминиевом поддоне, который одновременно исполнял функции и рамы, и, так сказать, кузова, - по крайней мере сиденья устанавливались на него же, а таких излишеств, как боковые дверцы или крыша, не было предусмотрено в принципе. (Складной брезентовый тент, правда, имелся, и даже с боковыми шторками, но - не более того.) Передняя и задняя подвески были выполнены независимыми, тормоза имелись только на задних колесах, и вообще устройство это выглядело скорее не как автомобиль, а как два поставленных рядышком мотовелосипеда, по западной терминологии - «скутера». Разве что колеса были не велосипедные, а поменьше диаметром, как у мотороллера, - восемь дюймов. (Отсюда, кстати, и название, данное машине самим разработчиком: Biscooter.)