Испытываем новый Mercedes В-класса на автобанах и сельских дорожках

Фото: компания Daimler AG | Юрий Ветров

По венским автобанам лобастый Mercedes В-класса летел стрелой, но на сельской дорожке руль сопротивлялся чересчур активно. Похоже, виноват электроусилитель. - У тебя был бензиновый автомобиль? - спросил во время обеда старый знакомый, мерседесовский подвесочник Уве Стенцель. - А ты прокатись на дизельной машине! Эх, не надо мне было поддаваться на эту провокацию...

Предыдущий В-класс, дебютировавший шесть лет назад, был, по сути, растянутой «ашкой» второго поколения образца 2004 года. С задней зависимой подвеской с механизмом Уатта, которую А-класс обрел в попытке реабилитации после опрокидывания на «лосином тесте» машины первого поколения, - и с оригинальной концепцией сэндвич-пола и сильно наклоненного вперед силового агрегата. Все в угоду пассивной безопасности: двигатель при ударе «уезжает» под автомобиль, а двойной пол увеличивает жесткость «клетки» салона.

Но теперь у Мерседеса все как у всех! Поперечно расположенный силовой агрегат никуда не завален, пол обыкновенный.

- Нынешний В-класс защищает седоков лучше, чем предыдущий, с двойным полом, - спокойно поясняют мерседесовцы. - При традиционной компоновке сминаемая, энергопоглощающая часть лонжеронов длиннее в полтора раза!

Интересно: значит ли это, что прежние А- и В-класс были ошибкой? Тупиковой ветвью автомобильной эволюции? И если «нос» стал значительно длиннее, а машина вытянулась всего на 86 мм, не пошло ли это в ущерб пассажирам? Ведь колесная база сократилась почти на восемь сантиметров.

Помните лобастый концепт-кар Mercedes Bionic 2005 года с коэффициентом Сх=0,19, сделанный по образу и подобию рыбки Ostracion cubicus (кузовок)? Тот эксперимент не пропал даром: у нового В-класса Сх — всего 0,26
В отличие от предшественника, климат-конт­роль теперь работает, даже когда двигатель заглушен системой «старт-стоп». Причем работает практически бесшумно! Спасибо новым резиновым опорам электродвигателя вентилятора и форме его крыльчатки. Кстати, для оптимизации энергопотребления компрессора кондиционера автомобиль оснащен не только датчиком температуры, но и сенсором влажности воздуха в салоне
0 / 0

Но помните, как располагались водитель и пассажиры в старом В-классе? Сидишь высоко, как в рамном внедорожнике, но при этом ноги вытянуты, как в легковушке. А теперь «рамы», то есть двойного пола толщиной 200 мм, нет - для компоновщиков это плюс. Людей можно усадить более вертикально, даже если опустить кресла (на 86 мм) и линию крыши (на 46 мм).

Я легко попадаю в салон. Подгоняю под себя не слишком рельефное, но удобное кресло. Пересаживаюсь назад. Да тут простор, как в лимузине: от опущенного откидного столика до коленей сантиметров 20. И над головой запас не меньше - хоть в папахе садись! Запас по длине увеличился не только благодаря новой компоновке, но и за счет продольной регулировки заднего сиденья - ранее диван был неподвижным. Объем правильно-прямоугольного багажника по сравнению с «фиксированным» отсеком предшественника сократился с 544 до 488 литров. Но если сдвинуть диван на 140 мм вперед, то для поклажи высвободится целых 666 литров!

Кожа «цепкая», профиль отличный, но боковая поддержка у кресел слабовата

Стандартный складной задний диван образует идеально ровный пол. Объем салона за передними креслами — чуть более полутора кубометров, по сравнению с предшественником он увеличился всего на 15 литров. Переднее сиденье-трансформер, позволяющее перевозить предметы длиной до 2,5 м, — опция

Жаль, задний диван несъемный и разделен только на две несимметричные час­ти, а не на три отдельных кресла, как у большинства нынешних компактвэнов.

- Нашим клиентам хватает стандартных возможностей - отмахиваются мерседесовцы. - Даже складную спинку переднего сиденья, облегчающую перевозку длинномеров, заказывают менее 50% покупателей.

Кстати, семиместного варианта, как у Зафиры, Турана или Verso, у В-класса тоже нет. Пока нет. В Штутгарте заявили, что помимо нового А-класса на этой же агрегатной базе будет сделано еще три модели. Что еще построят из модулей В-класса?

Жесткое дно можно переставлять в два фиксированных положения, варьируя объем подполья. Там, кстати, только компрессор и герметик — это первый пятиместный Mercedes, лишенный запасного колеса!
Благодаря новой компоновке сзади стало гораздо просторнее. Появились и откидные столики, и раздельная продольная регулировка несимметричных частей заднего дивана
0 / 0

- В Штутгарте сейчас время больших перемен. Тебе не нравится, что внедорожный ML сделан в другом ключе, нежели CLS и В-класс, а те, в свою очередь, не похожи на угловатый Е-класс? Мы не хотим встать на путь Audi и делать наборы «матрешек». Наша цель - создавать разные машины. Но при этом клиенты должны чувствовать, что их рисовали одни и те же люди. И мы хотим быть честными. У Мазды, например, была отличная идея с «дюнами» на боковине. Но ты видел, что осталось от нее у серийной Мазды 5? А теперь посмотри на наш «бумеранг»!

Выштамповка на боковине у «бэшки» и впрямь классная - «играет» в любом цвете, при любом освещении. А что до скучноватых пропорций кузова, то именно по ним, со слов Роберта, «любая домохозяйка безошибочно определит, что это мерседесовский В-класс».

Мультимедийная система Comand Online управляется удобной «шайбой» и парой кнопок рядом. Пока что несъемный TFT-дисплей (в Штутгарте уже вовсю думают над интеграцией айпэда в автомобиль!) может быть двух типоразмеров: шириной 147 и 178 мм
Мультимедийная система Comand Online управляется удобной «шайбой» и парой кнопок рядом. Пока что несъемный TFT-дисплей (в Штутгарте уже вовсю думают над интеграцией айпэда в автомобиль!) может быть двух типоразмеров: шириной 147 и 178 мм
За доплату для В-класса теперь доступна развлекательная система для пассажиров. Оцените высоту расположения мониторов — все для детей!
Приборы — как у родстера SLK. Разве что шкалы не белые, а черные
За пару удобных подстаканников на цент­ральном тоннеле доплачивать не придется. А вот телефонный адаптер в подлокотнике — опция
0 / 0

А каков интерьер! Классный «всемерседесовский» руль, приборы от SLK, батарея из трех дефлекторов от SLS AMG в плавно изогнутой «столешнице» - и огромный дисплей, который так и хочется достать из креплений и унести с собой. Красиво, свежо, стильно. И очень качественно! По тактильным ощущениям - ничуть не хуже Е-класса.

Моторы абсолютно новые - как нынче принято, место бензиновых атмосферников 1.6 и 2.0 заняли две модификации новейшего четырехцилиндрового турбомотора М270 объемом 1,6 л с непосредственным впрыском: 122 л.с. (В 180) и 156 л.с. (В 200). А дизельная линейка - это пока две версии турбодизеля ОМ651, купированного с 2,1 до 1,8 л за счет укороченного хода поршня: 109л.с. (В180CDI) и 136 л.с. (В200CDI).

Интерьер не по-мерседесовски легок и свеж. Материалы отменные, подгонка панелей безупречная

Раньше традиционный многофункциональный рычаг был внизу, а рычажок круиз-контроля — вверху. Теперь все перевернули с ног на голову. Круиз-контроль — отраду бенц-драйвера! — приходится включать вслепую. Может, стоило не ограничиваться полумерами, а сделать все как у всех, дабы метания эргономис­тов не напоминали известную дилемму про крестик и трусы?

Любой из двигателей агрегатируется либо с новейшей шестиступенчатой «механикой», либо… с трехвальной семиступенчатой преселективной коробкой 7G-DCT. Причем если «преселектив» для суперкаров SLS AMG делает Getrag, то эта коробка - плоть от плоти своя, спроектированная в Штутгарте и произведенная на заводах Mercedes. Доктор Ангсар Дамм, возглавляющий в Мерседесе «преселективное» направление, гордится своим детищем - коробка выдерживает те же 350 Нм крутящего момента, что и фольксвагеновский «робот» DSG с мок­рыми сцеплениями, но при этом легче: 86 кг против 93 кг. На применение сухих сцеплений, по словам доктора Дамма, они не решились - механические потери снижаются незначительно, а узел получается более громоздким при том же расчетном моменте.

Со стороны могло показаться, что я преднамеренно отправил Mercedes в водосточную канаву, но лететь кубарем через крышу с метрового откоса ох как не хотелось... Скорость перед ударом была не ниже 25 км/ч — иначе бы подушки не сработали
Со стороны могло показаться, что я преднамеренно отправил Mercedes в водосточную канаву, но лететь кубарем через крышу с метрового откоса ох как не хотелось... Скорость перед ударом была не ниже 25 км/ч — иначе бы подушки не сработали
0 / 0

Отказ от вариатора Ангсар объясняет тем, что в европейском ездовом цикле NEDC КПД роботизированных коробок на целых 9% выше. Но на «больших» Мерседесах останется прежний гидромеханический «автомат» 7G-Tronic Plus - «преселектив», рассчитанный на те же 550Нм, весил бы на 20 кг больше и не дал бы выигрыша по КПД.

А теперь - за руль! Сначала - топ-версии B 200 со 156-сильным бензиновым мотором и преселективным «роботом».

Педаль газа - по-мерседесовски тугая. Отклики на нее неторопливы, но логичны. В режиме «газ в пол» коробка, как подобает «преселективу», споро и ловко меняет передачи, Mercedes честно ускоряется на все свои 156 сил. И никакой дерготни, никакой нервотрепки, в отличие от Фольксвагенов с DSG.

Спереди — кардинально переработанная подвеска типа McPherson. Сзади теперь компактная многорычажка. Обратите внимание на компоновку подрамника, расположение рычагов и форму алюминие­вых цапф — все «заточено» под установку редуктора и приводных валов. Из модулей В-класса будет построен компактный кроссовер!

Преселективная коробка 7G-DCT — это тот самый «робот» с двумя мокрыми сцеплениями, который «не будет перегреваться на бездорожье», как мне обещал три года назад главный конструктор внедорожных Мерседесов Томас Меркер. Трехвальный агрегат рассчитан на передачу тех же 350 Нм крутящего момента, что и фольксвагеновская DSG, но при этом заметно легче (86 против 93 кг), а силовой диапазон (отношение низшей передачи к высшей) больше — 7,99 против 6,73

Шасси стало более продвинутым: спереди стоят старые добрые стойки McPherson, но задняя подвеска теперь независимая, многорычажная. Электромотор нового усилителя руля отныне «замкнут» не на рулевой вал, а непосредственно на рейку, что сулит лучшую информативность. И центр масс стал заметно ниже. У меня же вдобавок ко всему машина со спортпакетом: заниженная на 20 мм подвеска с амплитудозависимыми амортизаторами и 18-дюймовые колеса.

Автомобиль с топливными элементами. Мерседесовцы вслед за людьми из Audi стали открещиваться от такого понятия, как платформа, упирая на модульность «архитектуры». Так как в Штут­гарте всерьез взялись за продвижение темы электричества и водорода, для размещения тяговой батареи, баллонов с водородом и электрохимического генератора будет использован иной модуль — с двойным полом в задней части салона
Электромобиль. Мерседесовцы вслед за людьми из Audi стали открещиваться от такого понятия, как платформа, упирая на модульность «архитектуры». Так как в Штут­гарте всерьез взялись за продвижение темы электричества и водорода, для размещения тяговой батареи, баллонов с водородом и электрохимического генератора будет использован иной модуль — с двойным полом в задней части салона
0 / 0

Жестко? Для семейной машины - очень. Зато по прямой В-класс летит, как и должен настоящий Мерседес. Однако в поворотах, несмотря на скромность кренов и армейскую точность выполнения команд, на руле - сплошная дезинформация! Ты едешь по скользкому влажному асфальту, а баранка сопротивляется так, словно под колесами сухая дорога. Или это так работает шибко умный электроусилитель, который нынче наделили функцией подсказки: мол, если руль упирается сверх меры, то незачем его так быстро крутить?

С этими мыслями я приехал к месту обеда. А там - старый знакомый, подвесочник Уве Стенцель.

- На стоянке я видел несколько дизельных машин. Прокатись! - подмигнул мне Уве.

Длина энергопоглощающей секции основных лонжеронов (выделены красным) достигает 435 мм. Любопытно, что нижний «лонжерон» (окрашен зеленым), призванный сминаться при столкновении с низкими автомобилями, почти не деформируется при стандартном краш-тесте по методике EuroNCAP, хотя расположенный за ним подрамник (окрашен синим) «уезжает» благодаря податливости кронштейнов. Кстати, общая доля деталей из высокопрочной стали возросла до 67%, что сулит большую прочность «клетки» салона

Mercedes В 180 CDI поехал так, как идет по улице сдавший сессию студент: легко, уверенно, свободно. Рычаг «механики» щелкает передачи, как орехи, даже несмотря на длинноватые хода. Дизель бод­ро тарахтит, проявляя максимум активности с 1500 до 3000 об/мин. При этом он не ленится вытягивать с самых холос­тых и крутится до 5000 об/мин.

А как расцвела машина на стандартной подвеске и 17-дюймовых шинах! Наконец-то у «бэшки» появилась достойная Мерседеса плавность хода, при этом точность реакций никуда не пропала. И руль, как мне казалось, обрел желанную информативность.

На том я и погорел.

Дизельный двигатель. Бензиновый турбомотор М270 рабочим объемом 1,6 л — кардинально новый агрегат. Двухрядная цепь, приводящая два распредвала с фазовращателями, непосредственный впрыск третьего поколения подает в камеру сгорания под давлением 200 бар до пяти порций бензина за один такт, отключаемая водяная помпа и масляный насос переменной производительности — двигателисты Мерседеса идут проторенной баварцами дорожкой. Пока есть две версии по степени форсировки: 136 и 156 л.с. А вот турбодизель — это вариант мотора ОМ651, рабочий объем которого уменьшен с 2,1 л до 1,8 л. Версий две — мощностью 109 и 136 л.с.
Бензиновый двигатель. Бензиновый турбомотор М270 рабочим объемом 1,6 л — кардинально новый агрегат. Двухрядная цепь, приводящая два распредвала с фазовращателями, непосредственный впрыск третьего поколения подает в камеру сгорания под давлением 200 бар до пяти порций бензина за один такт, отключаемая водяная помпа и масляный насос переменной производительности — двигателисты Мерседеса идут проторенной баварцами дорожкой. Пока есть две версии по степени форсировки: 136 и 156 л.с. А вот турбодизель — это вариант мотора ОМ651, рабочий объем которого уменьшен с 2,1 л до 1,8 л. Версий две — мощностью 109 и 136 л.с.
0 / 0

Все произошло внезапно: еще секунду назад Mercedes, как по рельсам, заходил в поворот - и вот мы уже скользим наружу по мокрому асфальту. В какой момент система Pre-Safe подтянула ремни, я сейчас уже не вспомню: во время улета была только одна мысль - не положить машину на крышу! Не положил. Автомобиль в сносе перелетел метровый откос, затем небольшую площадку - и воткнулся в дренажную канаву. Передок смят, подушки безопасности выстрелили, ремень, выполнив свою миссию, повис. На мне - ни царапины. Доктор даже синяков от ремней не обнаружил. Коллега-штурман неудачно навалился на левую руку и жаловался на боль: оказалось, перелом. Сказалось и то, что он в полтора раза тяжелее меня. Полные люди, увы, рискуют в случае аварии больше, чем стройные: инерция тела прямо пропорциональна массе. Наверняка любой другой современный компактвэн уберег бы меня от серьезных травм. Но знаете, что было самым удивительным? Мои стеклянные очки не разбились, даже несмот­ря на ощутимый щелчок по носу от двустадийной подушки безопасности.

0 / 0

Российские цены, равно как и комп­лектации, пока не определены - у нас В-класс появится только летом следующего года и пока только с бензиновыми моторами в паре с роботизированной коробкой. Но если судить по немецкому рынку, где Mercedes-Benz В 180 с «преселективом» и ценой 29744 евро на три с лишним тысячи дороже 140-сильного Турана с DSG, то у нас «бэшка» будет стоить никак не дешевле 1 млн 200 тысяч рублей. Дорого? После того как этот автомобиль спас мне здоровье, я так не считаю.

Паспортные данные
Автомобиль Mercedes-Benz B-class
Модификация В 180 В 200 B 180 CDI B 200 CDI
Тип кузова 5-дверный универсал
Число мест 5 5 5 5
Коэфф. лобового аэродинамического сопротивления, Сх 0,26 0,26 0,26 0,26
Объем багажника, л 488/666*/1545**
Снаряженная масса, кг 1320 1320 1400 1400
Полная масса, кг 1960 1960 2030 2030
Двигатель бензиновый, с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива дизельный, с турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Число клапанов 16 16 16 16
Рабочий объем, см3 1595 1595 1796 1796
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 83,0/73,7 83,0/73,7 83,0/83,0 83,0/83,0
Степень сжатия 10,3:1 10,3:1 16,2:1 16,2:1
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 122/90/5000 156/115/5300 109/80/ 3200-4600 136/100/ 3600-4400
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 200/1250-4000 250/1250-4000 250/1400-2800 300/1600-3000
Коробка передач передний передний передний передний
Привод 6-ступенчатая, механическая 6-ступенчатая, механическая 6-ступенчатая, механическая 6-ступенчатая, механическая
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые дисковые дисковые
Шины 195/65 R15 205/55 R16 195/65 R15 205/55 R16
Максимальная скорость, км/ч 190 220 190 210
Время разгона 0-100 км/ч, с 10б4 8б6 10б9 9б5
Расход топлива, л/100 км, смешанный цикл 5,9-6,2 5,9-6,2 4,4-4,6 4,4-4,6
Выбросы CO2, г/км 137-144 138-144 114-121 115-121
Емкость топливного бака, л 50 50 50 50
Топливо бензин АИ-95 бензин АИ-95 дизтопливо 51 CN дизтопливо 51 CN
*С отодвинутыми до упора вперед задними сиденьями **Со сложенными задними сиденьями

Рекомендованные статьи