Испытываем новый Mercedes В-класса на автобанах и сельских дорожках
По венским автобанам лобастый Mercedes В-класса летел стрелой, но на сельской дорожке руль сопротивлялся чересчур активно. Похоже, виноват электроусилитель. - У тебя был бензиновый автомобиль? - спросил во время обеда старый знакомый, мерседесовский подвесочник Уве Стенцель. - А ты прокатись на дизельной машине! Эх, не надо мне было поддаваться на эту провокацию...
Предыдущий В-класс, дебютировавший шесть лет назад, был, по сути, растянутой «ашкой» второго поколения образца 2004 года. С задней зависимой подвеской с механизмом Уатта, которую А-класс обрел в попытке реабилитации после опрокидывания на «лосином тесте» машины первого поколения, - и с оригинальной концепцией сэндвич-пола и сильно наклоненного вперед силового агрегата. Все в угоду пассивной безопасности: двигатель при ударе «уезжает» под автомобиль, а двойной пол увеличивает жесткость «клетки» салона.
Но теперь у Мерседеса все как у всех! Поперечно расположенный силовой агрегат никуда не завален, пол обыкновенный.
- Нынешний В-класс защищает седоков лучше, чем предыдущий, с двойным полом, - спокойно поясняют мерседесовцы. - При традиционной компоновке сминаемая, энергопоглощающая часть лонжеронов длиннее в полтора раза!
Интересно: значит ли это, что прежние А- и В-класс были ошибкой? Тупиковой ветвью автомобильной эволюции? И если «нос» стал значительно длиннее, а машина вытянулась всего на 86 мм, не пошло ли это в ущерб пассажирам? Ведь колесная база сократилась почти на восемь сантиметров.
Но помните, как располагались водитель и пассажиры в старом В-классе? Сидишь высоко, как в рамном внедорожнике, но при этом ноги вытянуты, как в легковушке. А теперь «рамы», то есть двойного пола толщиной 200 мм, нет - для компоновщиков это плюс. Людей можно усадить более вертикально, даже если опустить кресла (на 86 мм) и линию крыши (на 46 мм).
Я легко попадаю в салон. Подгоняю под себя не слишком рельефное, но удобное кресло. Пересаживаюсь назад. Да тут простор, как в лимузине: от опущенного откидного столика до коленей сантиметров 20. И над головой запас не меньше - хоть в папахе садись! Запас по длине увеличился не только благодаря новой компоновке, но и за счет продольной регулировки заднего сиденья - ранее диван был неподвижным. Объем правильно-прямоугольного багажника по сравнению с «фиксированным» отсеком предшественника сократился с 544 до 488 литров. Но если сдвинуть диван на 140 мм вперед, то для поклажи высвободится целых 666 литров!
Жаль, задний диван несъемный и разделен только на две несимметричные части, а не на три отдельных кресла, как у большинства нынешних компактвэнов.
- Нашим клиентам хватает стандартных возможностей - отмахиваются мерседесовцы. - Даже складную спинку переднего сиденья, облегчающую перевозку длинномеров, заказывают менее 50% покупателей.
Кстати, семиместного варианта, как у Зафиры, Турана или Verso, у В-класса тоже нет. Пока нет. В Штутгарте заявили, что помимо нового А-класса на этой же агрегатной базе будет сделано еще три модели. Что еще построят из модулей В-класса?
- В Штутгарте сейчас время больших перемен. Тебе не нравится, что внедорожный ML сделан в другом ключе, нежели CLS и В-класс, а те, в свою очередь, не похожи на угловатый Е-класс? Мы не хотим встать на путь Audi и делать наборы «матрешек». Наша цель - создавать разные машины. Но при этом клиенты должны чувствовать, что их рисовали одни и те же люди. И мы хотим быть честными. У Мазды, например, была отличная идея с «дюнами» на боковине. Но ты видел, что осталось от нее у серийной Мазды 5? А теперь посмотри на наш «бумеранг»!
Выштамповка на боковине у «бэшки» и впрямь классная - «играет» в любом цвете, при любом освещении. А что до скучноватых пропорций кузова, то именно по ним, со слов Роберта, «любая домохозяйка безошибочно определит, что это мерседесовский В-класс».
А каков интерьер! Классный «всемерседесовский» руль, приборы от SLK, батарея из трех дефлекторов от SLS AMG в плавно изогнутой «столешнице» - и огромный дисплей, который так и хочется достать из креплений и унести с собой. Красиво, свежо, стильно. И очень качественно! По тактильным ощущениям - ничуть не хуже Е-класса.
Моторы абсолютно новые - как нынче принято, место бензиновых атмосферников 1.6 и 2.0 заняли две модификации новейшего четырехцилиндрового турбомотора М270 объемом 1,6 л с непосредственным впрыском: 122 л.с. (В 180) и 156 л.с. (В 200). А дизельная линейка - это пока две версии турбодизеля ОМ651, купированного с 2,1 до 1,8 л за счет укороченного хода поршня: 109л.с. (В180CDI) и 136 л.с. (В200CDI).
Любой из двигателей агрегатируется либо с новейшей шестиступенчатой «механикой», либо… с трехвальной семиступенчатой преселективной коробкой 7G-DCT. Причем если «преселектив» для суперкаров SLS AMG делает Getrag, то эта коробка - плоть от плоти своя, спроектированная в Штутгарте и произведенная на заводах Mercedes. Доктор Ангсар Дамм, возглавляющий в Мерседесе «преселективное» направление, гордится своим детищем - коробка выдерживает те же 350 Нм крутящего момента, что и фольксвагеновский «робот» DSG с мокрыми сцеплениями, но при этом легче: 86 кг против 93 кг. На применение сухих сцеплений, по словам доктора Дамма, они не решились - механические потери снижаются незначительно, а узел получается более громоздким при том же расчетном моменте.
Отказ от вариатора Ангсар объясняет тем, что в европейском ездовом цикле NEDC КПД роботизированных коробок на целых 9% выше. Но на «больших» Мерседесах останется прежний гидромеханический «автомат» 7G-Tronic Plus - «преселектив», рассчитанный на те же 550Нм, весил бы на 20 кг больше и не дал бы выигрыша по КПД.
А теперь - за руль! Сначала - топ-версии B 200 со 156-сильным бензиновым мотором и преселективным «роботом».
Педаль газа - по-мерседесовски тугая. Отклики на нее неторопливы, но логичны. В режиме «газ в пол» коробка, как подобает «преселективу», споро и ловко меняет передачи, Mercedes честно ускоряется на все свои 156 сил. И никакой дерготни, никакой нервотрепки, в отличие от Фольксвагенов с DSG.
Шасси стало более продвинутым: спереди стоят старые добрые стойки McPherson, но задняя подвеска теперь независимая, многорычажная. Электромотор нового усилителя руля отныне «замкнут» не на рулевой вал, а непосредственно на рейку, что сулит лучшую информативность. И центр масс стал заметно ниже. У меня же вдобавок ко всему машина со спортпакетом: заниженная на 20 мм подвеска с амплитудозависимыми амортизаторами и 18-дюймовые колеса.
Жестко? Для семейной машины - очень. Зато по прямой В-класс летит, как и должен настоящий Мерседес. Однако в поворотах, несмотря на скромность кренов и армейскую точность выполнения команд, на руле - сплошная дезинформация! Ты едешь по скользкому влажному асфальту, а баранка сопротивляется так, словно под колесами сухая дорога. Или это так работает шибко умный электроусилитель, который нынче наделили функцией подсказки: мол, если руль упирается сверх меры, то незачем его так быстро крутить?
С этими мыслями я приехал к месту обеда. А там - старый знакомый, подвесочник Уве Стенцель.
- На стоянке я видел несколько дизельных машин. Прокатись! - подмигнул мне Уве.
Mercedes В 180 CDI поехал так, как идет по улице сдавший сессию студент: легко, уверенно, свободно. Рычаг «механики» щелкает передачи, как орехи, даже несмотря на длинноватые хода. Дизель бодро тарахтит, проявляя максимум активности с 1500 до 3000 об/мин. При этом он не ленится вытягивать с самых холостых и крутится до 5000 об/мин.
А как расцвела машина на стандартной подвеске и 17-дюймовых шинах! Наконец-то у «бэшки» появилась достойная Мерседеса плавность хода, при этом точность реакций никуда не пропала. И руль, как мне казалось, обрел желанную информативность.
На том я и погорел.
Все произошло внезапно: еще секунду назад Mercedes, как по рельсам, заходил в поворот - и вот мы уже скользим наружу по мокрому асфальту. В какой момент система Pre-Safe подтянула ремни, я сейчас уже не вспомню: во время улета была только одна мысль - не положить машину на крышу! Не положил. Автомобиль в сносе перелетел метровый откос, затем небольшую площадку - и воткнулся в дренажную канаву. Передок смят, подушки безопасности выстрелили, ремень, выполнив свою миссию, повис. На мне - ни царапины. Доктор даже синяков от ремней не обнаружил. Коллега-штурман неудачно навалился на левую руку и жаловался на боль: оказалось, перелом. Сказалось и то, что он в полтора раза тяжелее меня. Полные люди, увы, рискуют в случае аварии больше, чем стройные: инерция тела прямо пропорциональна массе. Наверняка любой другой современный компактвэн уберег бы меня от серьезных травм. Но знаете, что было самым удивительным? Мои стеклянные очки не разбились, даже несмотря на ощутимый щелчок по носу от двустадийной подушки безопасности.
Российские цены, равно как и комплектации, пока не определены - у нас В-класс появится только летом следующего года и пока только с бензиновыми моторами в паре с роботизированной коробкой. Но если судить по немецкому рынку, где Mercedes-Benz В 180 с «преселективом» и ценой 29744 евро на три с лишним тысячи дороже 140-сильного Турана с DSG, то у нас «бэшка» будет стоить никак не дешевле 1 млн 200 тысяч рублей. Дорого? После того как этот автомобиль спас мне здоровье, я так не считаю.
Паспортные данные | ||||
---|---|---|---|---|
Автомобиль | Mercedes-Benz B-class | |||
Модификация | В 180 | В 200 | B 180 CDI | B 200 CDI |
Тип кузова | 5-дверный универсал | |||
Число мест | 5 | 5 | 5 | 5 |
Коэфф. лобового аэродинамического сопротивления, Сх | 0,26 | 0,26 | 0,26 | 0,26 |
Объем багажника, л | 488/666*/1545** | |||
Снаряженная масса, кг | 1320 | 1320 | 1400 | 1400 |
Полная масса, кг | 1960 | 1960 | 2030 | 2030 |
Двигатель | бензиновый, с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива | дизельный, с турбонаддувом | ||
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 | 16 | 16 |
Рабочий объем, см3 | 1595 | 1595 | 1796 | 1796 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 83,0/73,7 | 83,0/73,7 | 83,0/83,0 | 83,0/83,0 |
Степень сжатия | 10,3:1 | 10,3:1 | 16,2:1 | 16,2:1 |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 122/90/5000 | 156/115/5300 | 109/80/ 3200-4600 | 136/100/ 3600-4400 |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 200/1250-4000 | 250/1250-4000 | 250/1400-2800 | 300/1600-3000 |
Коробка передач | передний | передний | передний | передний |
Привод | 6-ступенчатая, механическая | 6-ступенчатая, механическая | 6-ступенчатая, механическая | 6-ступенчатая, механическая |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | |||
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | |||
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | дисковые | дисковые |
Шины | 195/65 R15 | 205/55 R16 | 195/65 R15 | 205/55 R16 |
Максимальная скорость, км/ч | 190 | 220 | 190 | 210 |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 10б4 | 8б6 | 10б9 | 9б5 |
Расход топлива, л/100 км, смешанный цикл | 5,9-6,2 | 5,9-6,2 | 4,4-4,6 | 4,4-4,6 |
Выбросы CO2, г/км | 137-144 | 138-144 | 114-121 | 115-121 |
Емкость топливного бака, л | 50 | 50 | 50 | 50 |
Топливо | бензин АИ-95 | бензин АИ-95 | дизтопливо 51 CN | дизтопливо 51 CN |
*С отодвинутыми до упора вперед задними сиденьями **Со сложенными задними сиденьями |