«Наша Лада Калина — полный фарш!» Это слоган, под которым будут «продвигать» новую Калину
Это был торжественный запуск в производство «второй» Калины. Бравурные марши, пафосные речи… И вдруг Игорь Комаров, президент АвтоВАЗа, выдает в микрофон: «Наша Лада Калина - полный фарш!» Неловкое замешательство, но вскоре выяснилось, что Комаров произнес новый слоган, под которым и будут «продвигать» новую Калину. Как сказали бы деликатные англичане, sounds interesting... Но раз вазовские маркетологи сочли, что именно такой лозунг очертит и взбодрит целевую аудиторию, то надо немедленно сделать еще несколько шагов. Предпродажная подготовка отныне должна включать преднастройку магнитолы на Радио Шансон. Попутно нужно провести и тренинг среди продавцов - подтянуть, так сказать, до уровня клиентуры. Заходите вы к дилеру поинтересоваться новой Калиной - и с вами эдак по-дружески общается «менеджер отдела продаж»:
— Братан, мы тебе за прежние бабки подкатим новую Калину с усилком руля, подушкой и чисто четырнадцатыми дисками. А двигло, прикинь, на сто шесть кобыл. В натуре, полный фарш! Ты сам-то при лавэ?
Между тем на самом АвтоВАЗе по-прежнему немало интеллигентных людей. Тот же Игорь Комаров, с которым мы оказались рядом за ужином, легко обходился без «фарша» и прочего дворово-гаражного сленга. Он даже сравнил появление новой Калины с рождением ребенка - мол, так же хлопотно, радостно и волнующе. Еще бы! Старая-то Калина без сколько-нибудь значимых изменений продержалась на конвейере больше восьми лет - немыслимо долго по меркам нынешней автоиндустрии!
А может, эта Калина - именно что модернизированная, а не новая? Хотя в пресс-релизе специально для сомневающихся многократно написано: «НОВАЯ Lada Kalina». Именно так, «НОВАЯ», прописными буквами. Да и заводские индексы изменились: хэтчбек теперь - ВАЗ-21921, а универсал - ВАЗ-21941. Давайте разберемся.
С первого взгляда Калину можно и не узнать: симпатичная светотехника, эффектные «хромированные» бумеранги над противотуманными фарами (жаль, исчезли росчерки ходовых огней, красовавшиеся вместо них на концепт-каре) - и разверстая во весь бампер пасть.
Сначала между пятью командами вазовских дизайнеров прошел конкурс - и в итоге передок был сделан по эскизам одной команды, а задок - по эскизам другой. Вполне симпатичный кентавр! Что до Стива Маттина, нынешнего главного дизайнера АвтоВАЗа, то он подключился к проекту уже на финальной стадии, успев лишь чуть укоротить и сузить «хромированную» полоску на решетке радиатора.
Если же присмотреться внимательнее, станет ясно, что новые фары и бампер ловко приторочены… к капоту и передним крыльям от Лады Гранты. Общие с Грантой и панель пола, и вся силовая структура передка. А кровное родство с предыдущей Калиной выдают прежние двери вместе с боковыми зеркалами. То есть большинство элементов - из уже освоенного вазовского «конструктора».
В основе салона - элементы той же Гранты. Но где-то добавили вставочку, где-то приладили накладочку - и некогда монолитная пластиковая глыба передней панели преобразилась. Через грантовский руль проглядывают грантовские же приборы, но уже с более нарядным шрифтом, ремни безопасности теперь регулируются по высоте, в бардачке примостился разъем USB, у основания «ручника» - подстаканник для задних пассажиров...
Для усиления эффекта «полного фарша» вазовцы сразу же представили топ-версию Люкс, а более скромные комплектации Норма и Стандарт выведут на рынок ближе к осени. По словам вице-президента по маркетингу Артема Федосова, эту идею подсказали коллеги из компании Nissan. Но я что-то не уверен, что именно за такими Калинами выстроятся очереди, ведь до сих пор самой популярной была «средняя» версия Норма (70% продаж), а на Люкс приходилось всего-то 15%.
Садишься в «люксовую» Калину... А это действительно Лада? На почетном месте - сенсорный монитор мультимедийной системы, есть слот для флеш-карт формата SD, мобильный телефон можно «законнектить» по протоколу Bluetooth, а осенью, как обещают, появится и штатная навигация. Кстати, тогда же Калины начнут оснащать боковыми подушками безопасности и системой курсовой стабилизации Bosch 9.0, доводку которой завершают на полигоне в Швеции. Под экраном - симпатично скомпонованные музыкальный блок и «климатика» корейского отделения фирмы Visteon. Режим рециркуляции теперь включается кнопкой, а не заедающим ползунком, а регуляторы воздушных потоков и температуры без люфтов и с правильным усилием командуют своими подопечными не через заедающие тросики, а посредством сервоприводов. Приятно! Жаль, что забыли оцифровать «шайбу» выбора температуры и что обещанный когда-то полноценный «автоклимат» с автоматическим управлением воздушными потоками оказался слишком дорог, - в итоге «своей жизнью» в режиме Auto живут только рециркуляция и скорость вентилятора, склонного подолгу оставаться на шумных высоких оборотах.
Но вскоре «иномарочные» ощущения, увы, исчезают - и я уже думаю о том, что готов пожертвовать количеством «полного фарша» в пользу качества. Ладно, пусть весь пластик в салоне остался по-грантовски жестким - сейчас в бюджетном сегменте мало кто из производителей поступает иначе, но неужели так трудно было избавиться от облоя? Почему на одной машине дверные замки и механизм наклона руля работают нормально, а на другой - через пень-колоду? Почему реле в недрах панели щелкает так громко? Зачем в салоне так много неприкрытых саморезов? Лада, точно Лада.
А вскоре, во время быстрой «рулежки» на автодроме, у одной из машин отказал электроусилитель рулевого управления. И ладно бы руль, оставшись без усилителя, стал «тяжелее»... Но он «встал колом» - и Калина пошла косить конусы! После повторного запуска двигателя корейский усилитель Mando очнулся как ни в чем не бывало, журналисты, мобилизовав все навыки скоростного руления, так и не смогли вновь довести ЭУР до отключки, но осадочек остался. Тем более что на следующий день нам предстоял путь из Тольятти в Казань. «Сдуру можно и хрен сломать», - отшучивались вазовцы. Кстати, неплохой рекламный слоган для сервисной сети, вполне в духе «фарша».
Четыреста километров по узким дорожкам Самарской области, по вдребезги разбитым шоссе Ульяновской и по вполне приличным трассам Татарстана были пройдены без приключений. К слову, ЭУР полностью отключается после 60 км/ч. А в конце пути, будь я в шляпе, снял бы ее перед теми, кто занимался доводкой шасси!
Казалось бы, из древней и безнадежно устаревшей переднеприводной вазовской «тележки» - без подрамников, с верхним расположением рулевого механизма - давным-давно выжали все соки, ан нет: только сейчас я могу сказать, что у Калины появилась вполне внятная управляемость!
Воистину все гениальное просто. Особенно когда рядом - опытные советники из числа прописавшихся на АвтоВАЗе специалистов из компаний Nissan и Renault. Достаточно было жестко, а не через резиновую втулку, закрепить с правой стороны рулевую «рейку» на моторном щите, усилить сам щит подштамповками - и от «ватных», невнятных реакций Калины на действия рулем не осталось и следа, появилось возвратное усилие и более вразумительный «ноль»! На это же сыграли переписанная программа управления ЭУР, измененные характеристики пружин и амортизаторов, увеличенный угол кастера в передней подвеске и отрицательный развал колес в задней. В поворотах теперь можно понять, что происходит с колесами, а на высокой скорости Калина перестала угрожающе шарахаться из стороны в сторону. Самое удивительное, что полужесткое крепление «рейки» не увеличило вибрации на руле!
Чем глубже и шире становились ямы, тем больше мне нравилась переродившаяся Калина. На энергоемкость подвески мало кто жаловался и раньше, но теперь, по-прежнему проявляя терпимость к «мелочовке», подвеска при больших ходах сжатия начинает сопротивляться так усердно, а Калина продолжает держаться курса столь уверенно, что можно без дополнительной подготовки ходовой рвануть на любительское ралли! И вновь обошлось малой кровью. Сзади, например, удлинили копеечные буфера сжатия (теперь они активнее помогают пружинам, работая как дополнительные упругие элементы), что вкупе с более толстыми стабилизаторами поперечной устойчивости от Гранты привело к уменьшению кренов.
Еще одной «занозой», докучавшей на прежней Калине, были вялые тормоза. Всего-то чуть иначе настроили вакуумный усилитель, кропотливо подобрали колодки (из отечественных, к слову, ни одни не подошли, так что пришлось остановиться на более дорогих Ferodо) - и при торможении с высокой скорости уже не обязательно наваливаться на педаль всем весом. И с обратной связью все неплохо - можно довольно точно дозировать замедление. Жаль, не дошли руки до АБС - система по-прежнему просыпается после столь продолжительного «полета» с заблокированными колесами, что успеваешь если не испугаться, то усомниться в ее наличии.
Кстати, все эти изменения в подвеске, рулевом управлении и тормозах будут до конца года реализованы и на Грантах. Достанется Гранте и самый роскошный бонус - 106-сильный двигатель ВАЗ-21127 с новой системой впуска.
Не мотор - песня! А тональность задает так называемый инерционный наддув - «подкачка» дополнительного воздуха в цилиндры из открываемой заслонкой резонансной камеры. Эффективнее всего он работает в диапазоне от 1000 до 3500 об/мин - у мотора появились столь эластичные «низы», что вплоть до 40 км/ч я мог смело оставаться на пятой передаче, используя ее в роли «автомата»: не выказывая протеста, двигатель готов разгонять машину хоть с 1000 об/мин! И все же передачи я менял. Потому что из нудной работы это превратилось за малым не в удовольствие: на «механические» Калины устанавливается только новая коробка ВАЗ-2181 с тросовым приводом - та, что уже успела нам понравиться на Гранте.
А вот зачем, раз есть такой чудесный мотор, понадобилось оставлять на Калине еще и 98-сильный 16-клапанник ВАЗ-21126, унаследованный от Приоры? А затем, что автоматическая коробка передач Jatco пока уживается только с ним. Об этом дуэте Сергей Знаемский рассказал еще год назад на примере Гранты. А поскольку весят Калина и Гранта почти одинаково, то и настройки силового агрегата, и ощущения остались теми же: Калина не «по-автоматному» резва в городе, а при обгонах страдают разве что уши, когда в режиме кик-даун звонкий мотор выкручивается почти до отсечки. По той же причине в долгой поездке начинаешь жалеть о том, что в стареньком «автомате» нет пятой передачи: 3000 об/мин при 110 км/ч - это слишком много и слишком громко. Прежними остались и эргономические огрехи: шкала селектора в темноте не подсвечивается, а из-за отсутствия внятной ступеньки усилия ты вместо положения «D» то и дело непроизвольно переводишь рычаг в мало востребованные позиции «1» и «2». Кстати, не исключено, что скоро этот «автомат» подружат-таки и с мощным мотором ВАЗ-21127.
Осталось добавить, что оба шестнадцатиклапанника - прерогатива исключительно версии Люкс.
Цены на такие хэтчбеки с «механикой» начинаются с 408 тысяч рублей. За версию с «автоматом» попросят еще 37 тысяч (она дополнена еще и обогревом ветрового стекла), а доплата за кузов универсал - всего-то 7000 или 7600 рублей в зависимости от комплектации. Я бы не пожалел.
Более доступные версии Стандарт и Норма беднее прежде всего за счет мотора - обе будут довольствоваться только одним, причем самым слабым, грантовским 87-сильным восьмиклапанником ВАЗ-11186 с облегченной шатунно-поршневой группой Federal Mogul в паре с «механикой». Цены объявлены и на них - Стандарт с ЭУР, передними электростеклоподъемниками и одной подушкой безопасности будет стоить минимум 324 тысячи рублей, а Норма, дополненная по сравнению со Стандартом АБС, подголовниками задних сидений и дистанционным управлением замками дверей и багажника, - минимум 341 тысячу рублей.
Скрепя сердце и учитывая отсутствие внятных критериев, я готов смириться с тем, что Лада Калина - новая. Но никак не НОВАЯ! С технической точки зрения - это та же Лада Гранта, только не седан. С теми же моторами и коробками передач, с тем же шасси и элементами кузова, но с более приятными внешностью, отделкой и содержанием интерьера, что вполне оправдывает довесок к грантовскому ценнику в 8-15 тысяч рублей.
Паспортные данные | |||||
---|---|---|---|---|---|
Модель | Лада Калина хэтчбек | ||||
Комплектация, силовой агрегат | Стандарт, ВАЗ-11186, МКП | Норма, ВАЗ-11186, МКП | Люкс, ВАЗ-21126, МКП | Люкс, ВАЗ-21127 АКП | |
Размеры, мм | длина | 3893 | 3893 | 3893 | 3893 |
ширина | 1700 | 1700 | 1700 | 1700 | |
высота/с рейлингами | 1500/- | 1500/- | 1500/- | 1500/- | |
колесная база | 2476 | 2476 | 2476 | 2476 | |
колея передняя | 1431 | 1431 | 1431 | 1431 | |
колея задняя | 1414 | 1414 | 1414 | 1414 | |
Объем багажника, л | 260 | 260 | 260 | 260 | |
Снаряженная масса, кг | 1000 | 1020 | 1040 | 1055 | |
Полная масса, кг | 1475 | 1495 | 1515 | 1530 | |
Двигатель | бензиновый, с распределенным впрыском | ||||
Рабочий объем, см3 | 1596 | 1596 | 1596 | 1596 | |
Количество цилиндров | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Степень сжатия | 10,3:1 | 10,3:1 | 11,0:1 | 11,0:1 | |
Число клапанов | 8 | 8 | 16 | 16 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 87/5100 | 87/5100 | 106/5800 | 98/5600 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 140/3800 | 140/3800 | 148/4000 | 145/4000 | |
Максимальная скорость, км/ч | 169 | 169 | 179 | 171 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 12,4 | 12,6 | 11,6 | 13,8 | |
Расход топлива, л/100 км | смешанный цикл | 7.1 | 7,1 | 7,0 | 8,0 |
Емкость топливного бака, л | 50 | 50 | 50 | 50 | |
Размерность шин | 175/65 R14, 185/60 R14, 185/55 R15 |
Паспортные данные | |||||
---|---|---|---|---|---|
Модель | Лада Калина универсал | ||||
Комплектация, силовой агрегат | Стандарт, ВАЗ-11186, МКП | Норма, ВАЗ-11186, МКП | Люкс, ВАЗ-21126, МКП | Люкс, ВАЗ-21127 АКП | |
Размеры, мм | длина | 4084 | 4084 | 4084 | 4084 |
ширина | 1700 | 1700 | 1700 | 1700 | |
высота/с рейлингами | 1504/1539 | 1504/1539 | 1504/1539 | 1504/1539 | |
колесная база | 2476 | 2476 | 2476 | 2476 | |
колея передняя | 1431 | 1431 | 1431 | 1431 | |
колея задняя | 1414 | 1414 | 1414 | 1414 | |
Объем багажника, л | 361 | 361 | 361 | 361 | |
Снаряженная масса, кг | 1020 | 1040 | 1060 | 1075 | |
Полная масса, кг | 1495 | 1515 | 1535 | 1550 | |
Двигатель | бензиновый, с распределенным впрыском | ||||
Рабочий объем, см3 | 1596 | 1596 | 1596 | 1596 | |
Количество цилиндров | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Степень сжатия | 10,3:1 | 10,3:1 | 11,0:1 | 11,0:1 | |
Число клапанов | 8 | 8 | 16 | 16 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 87/5100 | 87/5100 | 106/5800 | 98/5600 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 140/3800 | 140/3800 | 148/4000 | 145/4000 | |
Максимальная скорость, км/ч | 170 | 170 | 180 | 175 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 12,6 | 12,7 | 11,7 | 14,0 | |
Расход топлива, л/100 км | смешанный цикл | 7,1 | 7,1 | 7,0 | 8,0 |
Емкость топливного бака, л | 50 | 50 | 50 | 50 | |
Размерность шин | 175/65 R14, 185/60 R14, 185/55 R15 |
Комплектации и цены автомобилей Лада Калина | ||||
---|---|---|---|---|
Комплектация | Стандарт | Норма | Люкс | Люкс АКП |
Двигатель | 1.6 8V (87 л.с.) | 1.6 8V (87 л.с.) | 1.6 16V (106 л.с.) | 1.6 16V (98 л.с.) |
БЕЗОПАСНОСТЬ | ||||
Подушка безопасности водителя | + | + | + | + |
Подушка безопасности пассажира | - | - | + | + |
АБС | - | + | + | + |
Крепления Isofix | + | + | + | + |
Дневные ходовые огни | + | + | + | + |
Противотуманные фары | - | - | + | + |
Подголовники задних сидений | - | + | + | + |
КОМФОРТ | ||||
Кондиционер | - | - | + | + |
Электроусилитель рулевого управления | + | + | + | + |
Дистанционное управление центральным замком | - | + | + | + |
Электрообогрев лобового стекла | - | - | - | + |
Электропривод и обогрев наружных зеркал | - | - | + | + |
Электростеклоподъемники передние | + | + | + | + |
Электростеклоподъемники задние | - | - | + | + |
Обогрев передних сидений | - | - | + | + |
Дистанционный замок багажника | - | + | + | + |
Складывающееся заднее сиденье | + | + | + | + |
ЭЛЕКТРОНИКА | ||||
Аудиоподготовка | - | + | - | - |
Аудиосистема (USB/SD/Bluetooth) | - | - | + | + |
Противоугонная сигнализация | - | + | + | + |
ВНЕШНОСТЬ | ||||
Декоративные колесные колпаки | - | + | - | - |
Легкосплавные колеса | - | - | + | + |
Цена хэтчбека, руб. | 324000 | 341000 | 408000 | 445000 |
Цена универсала, руб. | 331000 | 348000 | 415600 | 452600 |