Peugeot 3008 Hybrid4: Никита Гудков нашел лучшую на свой вкус модификацию «три тысячи восьмого»
Внешне Peugeot 3008 Hybrid4 отличается от обычного «три тысячи восьмого» только решеткой радиатора и задним спойлером. Ну и ладно - гибридомобили вообще почему-то не принято делать красивыми. Зато это первый серийный бензо... нет, дизель-электрический автомобиль! И на мой вкус - самый лучший, самый удачный Peugeot 3008.
Строго говоря, Peugeot 3008 Hybrid4 - не электроход. Этим термином именуют суда с электродвигателем на гребном винте, и если электричество вырабатывается дизель-генератором - это и есть дизель-электроход. А Peugeot - это...
Тут можно вспомнить многочисленные японские полноприводные автомобильчики с шильдиками e-4WD - которые на Островах получают «малой кровью» из переднеприводных, добавляя электромотор на заднюю ось. Мощность такого электродовеска фирмы Hitachi невелика, поскольку он питается от дополнительного обычного генератора и реальной пользы почти никакой. Зато этой истории почти десять лет - Mazda Demio и Nissan Cube могли похвастать версиями e-4WD с 2002 года.
Потом идею заднего электропривода развила Toyota - гибридныйLexus RX 400h образца 2005 годаимел подобный модуль: уже с 50-киловаттным двигателем и с питанием от тяговой батареи. НынешниеLexus RX 450hи Toyota Highlander Hybrid построены по такой же схеме. А теперь и Peugeot 3008 Hybrid4! С той существенной разницей, что передний привод осуществляется не гибридной, а обычной силовой установкой - 163-сильному дизелю 2.0 с восьмикиловаттным стартер-генератором системы старт-стоп только поменяли обычный гидромеханический «автомат» на шестиступенчатый «робот». И никаких заморочек с планетарными трансмиссиями, как у Тойоты и GM, никаких хитроумных муфт.
Итак, спереди - дизель, сзади - электромотор. Тяни-толкай?
Суммарная мощность в 200 л.с. делает Peugeot 3008 Hybrid4 самым быстрым автомобилем в семействе. При этом для базовой версии с 16-дюймовыми шинами с пониженным сопротивлением качению заявленные выбросы СО2 - всего 99 грамм на километр. Расход топлива даже в городе не должен выходить за четыре литра на 100 км: благодаря дизелю Peugeot 3008 Hybrid4 должен быть экономичнее нынешнего, третьего поколенияПриуса, будучи мощнее его в полтора раза! На полном баке в теории можно проехать до 900 км, из них 280 - на чистой электротяге.
Но заявленной цифры - 3,8 л/100 км в смешанном цикле - на экране борткомпьютера я так и не увидел. И не только потому, что все тестовые машины были «обуты» в обычные шины, дополнительно пожирающие до 0,4 литра на 100 км. Главное - я ехал как обычно, не пытаясь играть в эко-раллиста, и ниже шести литров расход не опускался. Бьюсь об заклад, что в обычной дизельной машине расход был бы схожим!
Зато едет Hybrid4 хорошо. Единственная беда - это «робот», который заставляет кивать головой во время переключений. Впрочем, могло быть и хуже: электротяга сглаживает неприятные затыки хотя бы на первых трех-четырех передачах, пока электромотору хватает крутящего момента. Сюда бы традиционный «автомат», как на гибридных Porsche, BMW или Infiniti, - но по мнению французов, он увеличил бы расход топлива сразу на 20%. А обычный «робот» и дешевле, и эффективнее. Сейчас французы работают над преселективной коробкой с двумя сцеплениями, но появится она только в 2014 году.
Рекуперативное торможение, на которое работает задний мотор-генератор, настроено агрессивно. Стоит отпустить газ на 80-90 км/ч, как скорость упадет до 10-20 км/ч метров за триста. В равномерном европейском потоке тормозами можно пользоваться только непосредственно перед светофорами, причем настроен их привод вполне на уровне обычного Peugeot 3008.
А главное - пускается дизель незаметно. Именно это обстоятельство удерживало других конструкторов гибридомобилей - ведь из-за высокой степени сжатия и тяжелой цилиндро-поршневой группы дизель запускается с ощутимым толчком. Французам удалось! Двухлитровый дизель у Peugeot 3008 вообще работает плавнее и тише 1600-кубового, который мне удалось опробовать пару месяцев назад. Подозреваю, что именно поэтому Hybrid4 строили на его базе - а точнее, на базе «микро-гибрида» e-HDi, оснащенного системой старт-стоп и доработанными турбокомпрессором и системой смазки, выдерживающими частые пуски и остановки.
Переключатель режимов электрической трансмиссии расположен на месте «крутилки» внедорожных программ обычного Peugeot 3008. Основная и самая экономичная программа - Auto. До 50-60 км/ч Peugeot старается ехать на электротяге, неохотно реагируя на газ, - нормальное ускорение появляется, только если продавить педаль на треть. Чуть отпустишь - дизель глохнет.
Чисто электрический режим ZEV включается, если батарея заряжена хотя бы наполовину. А на полной зарядке на скоростях до 50 км/ч мне удалось, особо не экономя и трижды трогаясь с места, в полной тишине проехать аж пять километров!
В режиме Sport «робот» переходит на передачу-две вниз, и задний электромотор подрабатывает активнее - отклик на газ становится очень живым! Еще бы - суммарно оба мотора могут выдать до 450 Нм крутящего момента. Дизель в «спорте» тоже глушится при отпускании газа - избежать этого можно, отключив старт-стоп отдельной кнопкой.
Наконец, есть полноприводный режим 4WD: при трогании и на малых скоростях электромотор способен обеспечить до 40% от общего крутящего момента. На рыхлом песчаном подъеме не сел никто, хотя машины скребли «брюхом» - от земли до до корпуса электромотора я намерил всего 150 мм. При трогании в песке даже с отключенной системой стабилизации задние колеса не «роют», а как бы подбуксовывают по четверти оборота. Но их помощь все равно чувствуется, и с диагональным вывешиванием Peugeot справился без проблем.
А что будет, если машина забуксует настолько, что «кончится» батарея? Восьми киловатт генератора при работе напрямую должно хватить на то, чтобы электродвигатель выдал максимальные 200 Нм хотя бы при трогании. А поскольку стартер у дизеля самый обычный, 12-вольтовый, то полная разрядка тяговой батареи машину не обездвижит: под капотом есть и обычный аккумулятор.
А масса - ведь дизель тяжелее бензинового мотора? Но Peugeot 3008 Hybrid4 весит приемлемые 1660 кг - он на полтонны легче кроссвера Lexus RX 450h и на пару центнеров тяжелее легкового Приуса. По сравнению с дизельным Peugeot 3008 с «автоматом» гибрид располнел на 130 кг, из них 48 кг прибавки дала никель-металлгидридная батарея Sanyo.
Причем не тяжесть ли сказалась на плавности хода? Французский гибрид проглатывает мелкие и средние неровности с мерседесовским благородством, и лишь на больших колдобинах седоков потряхивает. Еще приятнее и «правильнее» стали ощущения от рулевого управления. Правда, несмотря на многорычажку сзади с увеличенной на 8 мм колеей, Peugeot рано пищит передними шинами, выскальзывая наружу на круговых развязках. И валится набок кузов больше - ведь у гибридного кроссовера нет системы активного подавления кренов Dynamic Roll Control.
А цена?
Во Франции Peugeot 3008 Hybrid4 стоит минимум 35200 евро - всего на 800 евро дороже переднеприводного кроссовера с тем же 163-сильным дизелем. И хотя это льготная цена с учетом «бонуса» от французского правительства в размере 2000 евро, прибавка не выглядит большой. При этом французы уверяют, что рентабельность производства гибридной версии - та же, что у остальных! Поверить в это можно, если учесть, что на эту гибридную механику в концерне PSA большие планы - в следующем году ее получат седан 508 и псевдовнедорожный универсал 508 RXH, а затем и другие модели Peugeot и Citroen, в том числе бензиновые. Вложения окупятся?
Но не на российском рынке. У нас Peugeot продает с дизелями только кроссовер 4007: в будущем моторы на тяжелом топливе появятся под капотами новых седанов 508 (но среди них не будет 163-сильной версии). Поэтому продажи гибридного Peugeot 3008 в России если и начнутся, то года через три. Да и нужен ли он будет при цене, скажем, в 1,3 миллиона рублей?
Хотя гибрид-то хороший получился - хотя идея и не нова. Кстати, примерно по такой же дизель-электрической схеме построен и будущий подзаряжаемый гибридный универсал Volvo V60, который пойдет в серию в 2012 году и на котором мы тоже поездили. Но об этом - в следующий раз.
Паспортные данные | |
Автомобиль |
Peugeot 3008 Hybrid4 |
Тип кузова |
пятидверный универсал |
Число мест |
5 |
Объем багажника, л |
377 |
Снаряженная масса, кг |
1660 |
Силовой агрегат |
гибридный, с ДВС на передней оси и электромотором на задней оси |
Дизельный двигатель с турбонаддувом | |
Расположение |
спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров |
4, в ряд |
Рабочий объем, см3 |
1997 |
Число клапанов |
16 |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин |
163/120/3850 |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин |
300/1750 |
Электромотор | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин |
37/27/2500 |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин |
200/1290 |
Коробка передач |
роботизированная, 6-ступенчатая |
Привод |
полный, с подключаемым электроприводом задних колес |
Передняя подвеска |
независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска |
независимая, пружинная, многорычажная |
Шины |
215/60 R16 или 225/50 R17 или 235/45 R18 |
Максимальная скорость, км/ч |
191 |
Время разгона 0-100 км/ч, с |
8,5-9,1 |
Расход топлива, л/100 км | |
городской цикл |
3,9/4,1/4,3* |
загородный цикл |
3,7/3,9/4,0 |
смешанный цикл |
3,8/4,0/4,1 |
Выбросы СО2, г/км |
99/104/108 |
Емкость топливного бака, л |
57 |
* Для колес диаметром 16 дюймов с шинами с пониженным сопротивлением качению/для колес диаметром 16 дюймов с шинами M+S и колес диаметром 17 дюймов/для колес диаметром 18 дюймов |