Максим Кадаков поездил на гибридомобиле Volvo V60 Plug-in Hybrid
- Не заводится? Здесь пока много электрических «багов», это же прототип. Попробуй еще! Со второго раза дизель-электрический универсал Volvo V60 Plug-in Hybrid все-таки завелся, но секунд через пять двухлитровый турбодизель снова заглох. Облом?
Представляя на весеннем автосалоне в Женеве дизель-электрический универсал Volvo V60 Plug-in Hybrid, шведы не постеснялись назвать его первым в мире. В тот же день выяснилось, что и у французов есть «первый в мире» дизель-электроход -Peugeot 3008 Hybrid4. А мы напомним, что еще год назад был представлен тоже «первый в мире» дизель-электрический седан Mercedes E 300 BlueTec Hybrid.
Так кто же первый?
Mercedes первым «заявился» в элект-ро-дизельной теме, но седан Mercedes E 300 BlueTec Hybrid пойдет в серийное производство лишь в конце 2012 года, причем это «мягкий гибрид»: электромотор помогает при старте, система рекуперации позволяет подзарядить батарею, но режима движения лишь на электротяге нет. Peugeot 3008 Hybrid4 - это настоящий гибрид, который может только на электричестве проехать пару-тройку километров, причем машина уже запущена в мелкосерийное производство. Ну а шведы разработали подзаряжаемый электродизельный гибрид - и в этом они действительно первые!
Mercedes первым «заявился» в элект-ро-дизельной теме, но седан Mercedes E 300 BlueTec Hybrid пойдет в серийное производство лишь в конце 2012 года, причем это «мягкий гибрид»: электромотор помогает при старте, система рекуперации позволяет подзарядить батарею, но режима движения лишь на электротяге нет. Peugeot 3008 Hybrid4 - это настоящий гибрид, который может только на электричестве проехать пару-тройку километров, причем машина уже запущена в мелкосерийное производство. Ну а шведы разработали подзаряжаемый электродизельный гибрид - и в этом они действительно первые!
Volvo V60 Plug-in Hybrid - действительно полноприводный, но механической связи между передними и задними колесами нет. Под капотом работает 215-сильный турбодизель, спаренный с шестиступенчатым «автоматом», - он приводит передние колеса. А сзади расположен электрический модуль ERAD (Electic Rear Axle Drive) с 70-сильным электромотором, питающимся от литий-ионной батареи, которая размещена под полом багажника. Электродвигатель вращает только задние колеса. Аккумуляторы весят около 130 кг, а весь гибридный «комплект», включая задний электромодуль, увеличенный генератор и прочую электрику, увеличил снаряженную массу на 300 кг по сравнению с переднеприводным Volvo V60. Но если сравнивать с полноприводным дизельным V60, то разница будет существенно меньше - около 170 кг.
Схема не нова (у Peugeot такая же), а принципиальное отличие в том, что батарею емкостью 12 кВт·ч можно подзаряжать от бытовой электросети, о чем и говорит название Plug-in Hybrid. Причем под лючком перед водительской дверью спрятан лишь один разъем - на 220 вольт.
Время зарядки зависит от силы тока. Если сеть мощная и позволяет «брать» до 16 ампер, то батарею можно заполнить всего за три с половиной часа. Если же сеть выдает 6 А, то процесс затянется на семь с половиной часов. Кстати, батарея никогда не разряжается полностью: при падении заряда до 15% от максимума машина переходит на дизельную тягу.
Серийный универсал V60 считается одним из самых драйверских в своем классе, а поскольку архитектура задней подвески практически не изменилась (электромотор удалось «вживить» с минимальными переделками), гибрид управляется столь же азартно! Я кайфовал в каждом повороте коротенькой тестовой трассы, похожей на «горную» дорогу нашего Дмитровского полигона, когда тяжелая корма начинала сколь-зить под молчаливое согласие системы стабилизации.
Маленькими кнопками на консоли можно выбрать один из трех «ездовых» режимов. Мне больше всего понравился режим Power: разгон до 100 км/ч - всего за 6,9 с! Усилие на баранке вполне информативное, а при торможении совершенно не чувствуется «двухступенчатость», которая раздражает на многих гибридомобилях из-за того, что в процесс грубо вмешивается система рекуперации.
Полностью электрический режим называется Pure. Разгон уже не столь резвый, но об ущербности речи нет: для городской езды тяги достаточно. Запас электрохода - всего 50 км, но многим и этого хватит, чтобы доехать утром до работы и вечером вернуться домой. Исследования шведов показали, что до 70% горожан в будние дни проезжают не больше полусотни километров. А если в течение дня подзаряжать опустошенную батарею от офисной розетки, то электрическая «дальнобойность» увеличится вдвое.
«Промежуточный» режим Hybrid Mode - это оптимальный баланс между тяговитостью и экономичностью. Инженеры оптимистично уверяют, что V60 Plug-in Hybrid может проехать без дозаправки топливом около 1200 км, а средний его расход составляет всего-то 1,9 л/100км. Неужели здесь 24-литровый бак? Нет, бак стандартный: как оказалось, «паспортный» средний расход не имеет прямого отношения к максимальному пробегу - он замерялся по стандартному европейскому циклу NEDC. В этом же цикле выбросы СО2 не превышают 49 г/км - кстати, вдвое меньше, чем у Peugeot 3008 Hybrid4.
На серийной машине водитель сможет играть настройками. В режиме Hybrid Mode появится возможность задать продолжительность поездки (на малую, среднюю или длинную дистанцию), а уж борткомпьютер сам решит, какой именно режим движения нужен для достижения максимальной экономичности. А позже систему «законнектят» с бортовой навигацией, которая знает каждый поворот, подъем и спуск - и поможет сэкономить дополнительные граммы топлива.
Слушайте, а ведь это самая жизнеспособная гибридная схема из всех, что мне довелось видеть! Не успел зарядить батарею? Никаких проблем: едешь на дизеле, а система рекуперации энергии будет подзаряжать батарею при торможениях - и хоть сколько-то «дармового» электричества все равно будет использовано во благо экологии и сохранения семейного бюджета.
Здесь грех не вспомнить подзаряжаемые бензиновые гибриды Opel Ampera и Toyota Prius Plug-in: чем Volvo лучше них? Как минимум тем, что он дизельный. Турбодизель обеспечивает минимальный расход топлива и минимальные выбросы на скоростных загородных трассах. В то же время 50-километровый запас «электрохода» позволяет почти весь день ездить по городу на «голом» электричестве, практически не прибегая к помощи ДВС. А Prius может проехать в электрорежиме всего-то 20 км - маловато! Ampera протянет на электричестве 60-80 км, но максимальный запас автономного хода (без дозаправки и дозарядки) - лишь 480 км.
Наконец, универсал - это универсал! Машина на все случаи жизни. Тяговая батарея съела минимум полезного пространства, а обходиться без запасного колеса европейцы научились уже давно. Инженеры подчеркивают, что гибридный V60 способен таскать за собой груженый прицеп, а по уровню пассивной безопасности ничем не отличается от бензиновых или дизельных собратьев.
А в качестве дополнительной приманки Volvo в содружестве со шведской энергетической компанией Vattenfall планирует продавать гибридовладельцам по сходной цене электричество, вырабатываемое ветряными электростанциями: инженеры уверяют, что мощности одного ветряка достаточно для того, чтобы обеспечить ежедневной зарядкой около 3000 подобных машин! Подсчитано, что шведам езда на гибридном V60 в электрорежиме будет обходиться баснословно дешево - три евро на каждые 100 км.
А цена машины?
- Боюсь, что ее мы узнаем незадолго до начала серийного производства, - дипломатично уходит от ответа руководитель проекта Пер-Арне Рейнхолдссон. - Причем многое будет зависеть от количества предварительных заказов, которые сформируют производственный план. Срок службы батареи? Сравним с жизненным циклом автомобиля, хотя ее эффективность (возможность принимать полный заряд) с годами, конечно же, будет падать. Как быстро? Этого мы пока не знаем, и многое будет зависеть от качества самой батареи.
Значит, многое будет зависеть от... китайцев. Ведь концерн Geely, которому нынче всецело принадлежит Volvo, тоже активно экспериментирует с электрокарами. И, скорее всего, именно китайскими литий-ионными батареями будут оснащаться гибридные Volvo, хотя об этом в Гетеборге предпочитают лишний раз не упоминать.
Вынужденная связь с китайцами - больной вопрос. При каждом удобном случае шведы повторяют заученную фразу, что в штаб-квартире Volvo нет ни одного китайца-управленца, а замеченные мною в некоторых цехах посланцы с «желтого континента» понаехали исключительно для знакомства с технологией производства, чтобы эффективнее управлять сборочным заводом Volvo в Китае. И, конечно, никто из шведов не признается, что лишь вынужденный брак по расчету c концерном Zhejiang Geely Holding Group позволил севшей на мель фирме Volvo слегка расправить крылья и выделить - с высокого китайского соизволения - немалые средства на «гибридные» исследования. С 2009 года построено около 40 прототипов разной степени проработки, и лишь недавно появились две предсерийные машины, которые и решили показать журналистам. Но «багов», то есть жучков-недоделок, пока предостаточно. Вот почему, например, на старте на пять-шесть секунд запускается дизель, который, по идее, должен молчать? Оказывается, электрическому насосу попросту не хватает мощности, чтобы создать рабочее давление в гидросистеме автоматической коробки!
- Это мелочи, на которые сейчас не следует обращать внимания! - Рейнхолдссона подобные «тараканы» не смущают. - Поставим другой электронасос, и на старте турбодизель будет молчать.
В заводском плане указан точный срок начала серийного производства гибридного Volvo V60 - 46-я неделя следующего года. Это ноябрь. Оставшегося времени вполне достаточно, чтобы исправить все недочеты или, выражаясь языком программистов, «зафиксить все баги».
Любопытно, что гибридомобиль потребовал от шведов новых подходов к доводке акустики. Например, в лаборатории мне дали в наушниках прослушать аудиозапись остановки гибрида - когда дизель молчит, в салоне отчетливо слышен плеск топлива в баке! Решение уже найдено: там появятся дополнительные перегородки, чтобы «волна не разгулялась». А еще предстоит дополнительно звукоизолировать коробку передач, некоторые электрические узлы и подумать над тем, как «озвучить» машину, чтобы она не пугала прохожих в режиме электротяги. Местные «звукорежиссеры» категорически не согласны с японцами, которые закачивают в гибридомобили разношерстную «озвучку» (от щебета птиц до шума прибоя), и уверены, что это должен быть автомобильный или по крайней мере некий механический звук, чтобы гибридомобиль можно было легко опознать в шумной городской среде.
А почему не поставили в гибрид менее мощный - и более тихий! - 1600-кубовый турбодизель? Он был бы еще экономичнее и чуть дешевле в производстве. А уж если эту же гибридную начинку запихнуть в компактный хэтчбек Volvo C30... Все это будет, но позже. На начальном этапе шведы не решились на компромиссы. Поставишь менее мощный мотор - и тяжелая машина покажется слишком вялой. Возьмешь за основу хэтчбек - и батарея сожрет немалую часть и без того скромного багажника.
Так что в Гетеборге сделали ставку на мощный дизель и на универсал - и... Не прогадали? Посмотрим: от рыночного успеха или провала первенца V60 Plug-in Hybrid в немалой степени зависит будущее гибридной программы Volvo.
1. Серийный пятицилиндровый турбодизель мощностью 215 л.с. оснащен не только стартером-генератором, который является частью гибридной установки, но и обычным стартером, питающимся от независимой 12-вольтовой батареи
2. Стандартный топливный бак остался на "своем" месте
3. 220-вольтовый разъем размещен перед водительской дверью
4. Сравнительно компактная готовая 400-вольтовая батарея емкостью 12 кВт/ч размещена под полом багажника: десять секций по 20 элементов в каждой. Электроника контролирует температурный режим во всех 200 блаках. Жидкостная система охлаждения "завязана" с основной климатической установкой машины во время подзарядки батарею можно охладить (в жару) или нагреть (в мороз) для достижения оптимального температурного режима - все это делается автоматически
5. Задние колеса приводит электромотор пиковой мощностью 50 кВт (70 л.с.). При торможении он работает как генератор, подзаряжая батарею-кормилицу
Паспортные данные | ||
---|---|---|
Автомобиль | Volvo V60 Plug-in Hybrid | |
Тип кузова/Число мест | пятидверный/5 | |
Снаряженная масса, кг | около 1900 | |
Силовой агрегат | гибридный, с турбодизелем на передней оси и электромотором на задней оси | |
ДВС | турбодизель common rail с системой Start/Stop | |
Число и расположение цилиндров | 5, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 2400 | |
Число клапанов | 16 | |
Макс. мощность, л.с./кВт | 215/158 | |
Макс. крутящий момент, Нм | 440 | |
Электромотор | пиковая мощность, л.с./кВт | 70/50 |
макс. крутящий момент, Нм | 200 | |
Емкость аккумуляторной батареи, кВт/ч | 12 | |
Время заряда аккумуляторной батареи от 220-вольтовой сети, ч | сила тока 6 A | |
сила тока 10 A | ||
сила тока 16 A | ||
Запас хода на электротяге, км | 50 | |
Коробка передач | автоматическая, 6-ступенчатая | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 6,9 | |
Расход топлива, л/100 км, цикл NEDC | 1,9 | |
Выбросы СО2, г/км, цикл NEDC | 49 | |