Испытываем битопливный универсал Renault Logan MCV LPG

Фото: Сергей Мамин

Чтобы заправить битопливный Renault Logan MCV LPG сжиженным газом, нужно выйти из машины, открыть багажник, достать из чехла переходник, открыть лючок горловины бензобака, отвинтить защитный колпачок газового штуцера, вкрутить в штуцер переходник, дождаться заправщика, который пристыкует заправочный пистолет - итолько после этого в 42-литровый тороидальный баллон польется голубое топливо. Затем нужно все проделать в обратном порядке - и только после этого муторного процесса можно наслаждаться «газовой экономией».

Велико ли наслаждение?

Статистика утверждает, что по украинским дорогам ездят полтора миллиона машин с газобалонным оборудованием. Потому что выгодно. И если лет пять-семь назад владелец битопливной машины был вынужден рассчитывать запас хода на газе, чтобы подгадать следующую заправку, то теперь газонаполнительных станций пруд пруди (во всяком случае, на основных магистралях Украины), а на продажу газа переходят даже такие солидные топливные компании, как Shell.

Вместо запасного колеса - штатный компрессор и ремкомплект. Отправляясь в дальний путь, придется бросать в багажник запасную шину

Львиная доля всех машин с ГБО потребляют сжиженный нефтяной газ, а на метан чаще переводят коммерческий транспорт. Причем на подавляющее большинство машин ГБО устанавливается сторонними компаниями - уже после покупки машины и, частенько, с потерей гарантии на автомобиль. А самой распространенной легковушкой с «родным» ГБО заводской установки остается Sens (от 65000 грн), от которого сильно отстает иранский Samand (от 102000 грн).

Logan MCV LPG - новичок в сегменте «заводских газулек». Он появился в продаже осенью и предлагается по цене от 131300 грн: битопливная машина на 8400 грн дороже бензиновой. На универсале со 85-сильным мотором 1.6 смонтировано ГБО четвертого поколения итальянской фирмы Landi Renzo. Тороидальный 42-литровый баллон для сжиженного пропана установлен под днищем багажника - на месте запасного колеса. А вместо «запаски» предлагается использовать штатный ремкомплект- 12-вольтовый компрессор и герметик. Бензобак емкостью 50 л остался нетронутым.

Заправочный штуцер выведен под крышку бензобака. Поскольку для полноценной горловины места там не нашлось, под лючок вывели лишь небольшой штуцерок, на который навинчивается защитный пластмассовый колпачок. Отсюда и неудобства: каждый раз нужно отворачивать колпачок, вворачивать в штуцер переходник, а после заправки тщательно паковать переходник в тканевый мешочек и хранить в багажнике - чтобы в нос не бил специфический запах газа.

Впрочем, заправщики говорят, что система с переходником лучше: главное преимущество в том, что спрятанный под лючком и прикрытый пластмассовым колпачком разъем остается всегда чистым, а это весьма актуально в зимний период.

Газотопливная система IV поколения: четыре газовые форсунки (под одной на каждый цилиндр), электронный блок управления, который регулирует подачу газа и отвечает за переключение с одного вида топлива на другой, и редуктор, в котором газ переходит из жидкого состояния в газообразное. От глаз скрыты газовые фильтры, бензиновый и газовый клапаны с электроприводом, а также соединительные трубопроводы
 

Управление подачей газа полностью автоматизировано. Двигатель всегда запускается на бензине, а после частичного прогрева автоматически переходит на газ. Почувствовать момент смены топлива можно по едва заметному толчку, связанному с минимальным скачком крутящего момента. Следить за процессом можно по индикатору, который одновременно является датчиком запаса газа: контрольный блок смонтирован по соседству с рычагом коробки передач и является единственной «чужеродной» деталью в салоне. Этот же блок позволяет вручную переводить мотор с бензина на газ и обратно.

Газовые форсунки
Газовые форсунки
0 / 0

Редуктор
Электронный блок управления
0 / 0

Есть ли разница при работе двигателя на бензине и на газе? Я ее не почувствовал - ни на холостых оборотах, ни при интенсивных разгонах, ни при движении в разных дорожных условиях как с частичной, так и с полной нагрузкой. И в этом заключается главное преимущество заводского ГБО: правильная настройка оборудования и его коммутация с другими системами обеспечивает беспроблемную эксплуатацию. Кроме того- трехлетняя гарантия (или 100 тысяч км), фирменное обслуживание и сносные межсервисные пробеги: первое ТО нужно пройти после 15 тысяч км, а затем ГБО требует плановой проверки через каждые 30 тысяч км (регулярной замены во время ТО требуют лишь два фильтра). Немаловажно, что владелец машины с заводским ГБО избавлен от необходимости «легализировать» переделку: купил машину, поставил в привычном порядке на учет - и поехал.

Вообще-то, бак для газа имеет емкость 50 л, но оборудование настроено так, что он может взять не более 80% от своей емкости - то бишь, 42 л сжиженного газа. На разных АЗС нам удавалось заправлять от 42 до 44 литров газа, что может быть связано с разной настройкой перекачивающей аппаратуры. В декабре цены на сжиженный газ на нашем маршруте колебались от 4,45 до 4,80 грн/л, причем наблюдалась четкая закономернсть: чем дальше от Киева, тем газ дороже.

При отстыковке заправочного пистолета происходит частичный выброс газа в атмосферу - пых! - поэтому «пахучий» съемный переходник нужно затягивать в штатный кисет и хранить в багажнике

А путь был неблизким: нам позарез нужно было в Краматорск. Столбовая дорога ведет через Харьков. Но, как известно, нормальные герои всегда идут в обход. В надежде срезать путь, за Полтавой мы свернули с харьковского шоссе и помчали через Карловку и Сахновщину- на Изюм. И вскоре пожалели: дорога - как под Сталинградом. Местами тащились в вечерней тьме не быстрее 40км/ч - и корили себя за то, что не бросили в багажник запасное колесо (а где ж его взять?) или хотя бы шину подходящего размера. Страшны ведь не проколы, которые легко лечатся, а порезы и разрывы- их герметиком не зальешь. Остаться в дали от цивилизации на трех колесах - смерти подобно. Поэтому «дальнобойщикам» придется таскать с собой в багажнике «запаску» - хотя бы зимне-весенний период, когда на дорогах появляются острозубые «воронки» и «каньоны».

А еще не хватает маршрутного компьютера, который мог бы отдельно подсчитывать расход бензина и газа. Пришлось брать в руки калькулятор: наш Logan MCV LPG с половинной нагрузкой (три человека+багаж) показал средний расход газа 9,8 л/100 км - меньше, чем декларирует производитель (10,1л/100км). Это означает, что на одной заправке можно проехать 460-480 км. А если учесть еще и запас бензина, то «дальнобойность» составит почти 1000 км.

Интерьер - как на бензиновом Логане. Жаль, что на панели приборов ни в одной из комплектаций нет маршрутного компьютера. Расположенный на центральном тоннеле индикатор весьма приблизительно показывает запас газа, очем честно сказано винструкции. Нажимая единственную кнопку, можно самостоятельно переводить мотор с бензина на газ иобратно
Интерьер - как на бензиновом Логане. Жаль, что на панели приборов ни в одной из комплектаций нет маршрутного компьютера. Расположенный на центральном тоннеле индикатор весьма приблизительно показывает запас газа, очем честно сказано винструкции. Нажимая единственную кнопку, можно самостоятельно переводить мотор с бензина на газ иобратно
0 / 0

Дальнейшая арифметика проста. При нынешних ценах на бензин А-95 (8,5грн/л) и на сжиженный газ (5,2грн/л) стоимость ГБО «отобьется» за 50 тысячкм. А мы, судя по среднему расходу газа и ценам на него, сэкономили на маршруте Киев-Краматорск-Киев около 300 грн. Поди, плохо?

Помимо универсала, «газификации» подверглись седан Logan и хэтчбек Sandero (у него емкость бака поменьше- 34 л). Украинский импортер предполагает, что доля битопливных Логанов и Сандеро составит до 20% от общего объема продаж.

Конечно, есть еще дизельный Логан, который может поспорить в экономичности с битопливным. Но качество солярки на украинских АЗС пока нестабильно, а высокая цена дизельной машинки заметно отодвигает «точку окупаемости».

У пытливых читателей остался лишь один вопрос: зачем мы мотались в Краматорск? Сейчас расскажем: переворачивайте страницу!

Renault Logan MCV LPG. Данные производителя

Тип кузова/число мест 5-дверный универсал/5
Объем багажника, л 755/1670*
Снаряженная/полная масса, кг 1195/1810
Двигатель бензиновый, с ГБО IV поколения
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1598
Число клапанов 8
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 85/62/5500
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 128/3000
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая
Привод передний
Передние/задние тормоза дисковые, вентилируемые/барабанные
Максимальная скорость, км/ч 167 (165)**
Время разгона 0-100 км/ч, с 13,4 (13,7)
Средний расход топлива, л/100 км 7,8 (10,1)
Емкость топливного бака, л 50 (42)
Топливо Бензин (сжиженный пропан-бутан)
* Со сложенными задними сиденьями ** В скобках - данные при работе двигателя на газе

Хорош ли аппетит?

Тороидальный бак для сжиженного газа установлен под днищем - на месте запасного колеса. Все сделано аккуратно, а защиту от системы выпуска обеспечивает теплоизолирующий экран
 

Расход газа мы замеряли дедовским способом. Сначала - на маршруте Киев-Полтава-Краматорск-Днепропетровск-Киев. Каждый раз мы полностью опустошали газовый бак, затем заполняли его «под завязку» - и снова «выжигали» до нуля. На пробеге около 1500 км - с учетом всех простоев, движения c непрогретым мотором, толкания в городских пробках и прочих нюансов - реальный эксплуатационный расход сжиженного газа составил 9,8 л/100 км.

А затем на одном из свободных шоссе под Киевом мы измерили расход газа при движении с постоянной скоростью. Для этого мы заправляли баллон «под завязку», затем проезжали с постоянной скоростью не менее 100 км - и вновь заливали газ «до полного» на той же заправочной станции из того же пистолета. Расход газа на скорости 90 км/ч составил 8,3 л/100 км, а на скорости 120км/ч -10,5 л/100 км.

Расход топлива, л/100 км

 

Измерения Авторевю

Данные производителя

Расход газа

Расход газа

Расход бензина

Средний 9,8 10,1 7,8
При 90 км/ч 8,3 8,2* 6,3*
При 120 км/ч 10,5 н.д. н.д.
* Загородный цикл

Каменная королева

«Газовая дальнобойность» нашего Логана - почти 500 км, поэтому в райцентре Пирятин на Полтавщине мы остановились вовсе не для дозаправки: хотелось поглазеть на знаменитую водонапорную башню.

Ее построили в 1952 году, а через десять лет на АЗС около башни снимали кинокартину «Королева бензоколонки», которая вышла на экраны в 1963году: башня мелькала в кадре не реже, чем главная героиня, которую играла Надежда Румянцева.

Пейзаж с тех пор заметно изменился, но кое-что сохранилось. На автостанции - старенькие скамейки, древние камеры хранения, а схема автобусных маршрутов нарисована краской по стеклу, как это было модно лет сорок назад. И если снять со здания аляповатые рекламные вывески, здесь вполне можно снимать киносюжеты «из жизни в СССР».

0 / 0

Местные уверяют, что интерьер придорожного кафе остался неизменным с тех времен. Охотно верим, но к фильму эта кафешка не имела никакого отношения: все «застольные» съемки проводились в павильонных декорациях: они были и почище, и пороскошнее захолустной придорожной закусочной. Кстати, место для съемки предложил автор сценария Петр Лубенский: он в ту пору жил в Лубнах под Пирятиным, а во время поездок в Киев часто останавливался на здешней АЗС и невольно созерцал, как измотанные дальней дорогой водители стояли в длиннющей очереди и ждали заправщика в засаленной робе. Тогда-то ему и пришла в голову идея заменить неопрятного субъекта на веселую и вежливую красавицу: «Добрый вечер! Всегда пожалуйста!»

Для съемок фильма чуть поодаль соорудили бутафорскую АЗС. Кроме того, копия АЗС была выстроена в киностудии им.Довженко: часть «интерьерных» и «уличных» съемок сделали в павильоне, что заметно невооруженным глазом.

Поскольку фильм имел автодорожную тематику, в нем «засветилось» немало интересных автомобилей - в частности, один из прототипов самосвала БелАЗ-540 и опытный автобус ЛАЗ-Украина-1
Поскольку фильм имел автодорожную тематику, в нем «засветилось» немало интересных автомобилей - в частности, один из прототипов самосвала БелАЗ-540 и опытный автобус ЛАЗ-Украина-1
0 / 0

Увы, от бывшей АЗС, построенной в характерном стиле 50-х годов, не осталось и следа: нынешняя «заправка» сделана по типовому проекту, причем сжиженным газом здесь не торгуют. А башня стала одним из символов города. К сожалению, сегодня каменная королева Пирятина находится в плачевном состоянии. Из-за подмыва грунтовыми водами она наклонилась, часть облицовки обсыпалась, некоторые изразцы потрескались. Несколько лет назад в башне хотели устроить придорожное кафе, а из скважины глубиной 75 метров вновь добывать питьевую воду, но задумка осталась нереализованной. Жаль «королеву»...


Откуда пропан?

О том, что на территории Украины добывается изрядное количество газа, мы, конечно, знали. Но вот на буровую мы завернули впервые - дело было под Полтавой.

Быт буровиков скромен, как и полвека назад, но добродушия у них не отнять. Работяги рассказали, что добываемым здесь газом отапливаются дома в Полтаве и области: его сжигают на местных ТЭЦ.

Ну а в баки машин мы закачиваем совсем другой газ - пропан-бутан. Его еще называют нефтяным газом: он является сопутствующим продуктом при переработке нефти. Сжиженный пропан-бутан поставляют на АЗС несколько нефтеперерабатывающих заводов разного калибра, включая такие гиганты, как Лисичанский и Кременчугский НПЗ.

Если пять лет назад в стране насчитывалось около 300 тысяч машин с ГБО, то теперь их больше 1,5 млн, причем две-три работают на сжиженном пропан-бутане, а остальные - на сжатом метане. Многие автовладельцы постепенно отказываются от метана в пользу пропан-бутана: сжиженный газ подешевле, а его расход в тех же режимах движения - меньше. Постепенно ширится сеть газоналивных станций: в 2005 году их было около 600 на всю Украину, а теперь- свыше 2200.

Принято считать, что спрос на сжиженный газ резко растет при двукратной разнице в цене с 95-м бензином. В последние недели цены на автомобильное топливо резко подскочили, и пропан-бутан не остался в стороне. В Киеве в середине января цены на бензин А-95 подобрались вплотную к отметке 8,5 грн/л, а пропан-бутан продавали по цене 5,2грн/л.

Рекомендованные статьи