Моторы Октября: прибавление в музейном семействе
Недавно к уже существующим московским автомобильным музеям прибавился еще один. Он возник на территории Московского завода «Кристалл», в одном из его отдельно стоящих складских помещений.
Аванзал: «ожерелье» из детских педальных машинок, детали гужевых экипажей, велосипед типа «паук» и подсвеченные «аквариумы» с моделями разных экзотических самодвижущихся экипажей, среди которых и паровой тягач Кюньо, и «самокатка» Шамшуренкова, и «бескрылый аэроплан» Leyat
Организатор новой экспозиционной площадки, коллекционер и реставратор Дмитрий Октябрьский, долгое время частично хранил свои автомобильные сокровища под гостеприимными сводами музея «Московский транспорт», что на Рогожском Валу. Но там недавно сменилось руководство; новая метла, как всегда, чисто метет, и в конечном счете пришлось Октябрьскому искать для себя новое место. Тогда-то он и арендовал свободный пакгауз на территории «Кристалла», чтобы переоборудовать его под свой собственный музей — под названием «Моторы Октября». И в середине минувшего марта месяца этот музей потихонечку, без особой помпы, открыл.
Пространства на новом месте, ясное дело, куда меньше, чем на старом. Зато его и не приходится ни с кем делить — ни с горкомхозовскими автобусами да троллейбусами, ни с собранием бывшего музея АЗЛК, тоже ютящегося на Рогожке. Интерьер решен в индустриальном стиле: черные стены и своды, ярко-красные металлические бочки от пола до потолка, яркая подсветка. Зеркальная стена в торце дальнего зала отделяет резервные, «закулисные», площади от экспозиционных: ведь коллекция непременно будет прирастать новыми экспонатами. Музей располагает и гардеробом, и буфетом, и конференц-залом, и даже маленьким сувенирным магазинчиком — все «по-взрослому».
Что касается экспозиции как таковой, то по большей части она составлена из тех самых машин, какие можно было увидеть и раньше — в здании на Рогожском Валу: «моторы Октября» от ГАЗ-А и «Эмки» до Чаек, Волг и разных прочих ЗИЛов, кое-какие иномарки пятидесятых—шестидесятых годов из Старого и Нового Света, разрозненные мотоциклы, даже изящная пароконная пролетка, запряженная чучелами лошадей. Однако наряду со всем этим в числе экспонатов попадается такое, чего в Москве и в Подмосковье не встретишь нигде, кроме как здесь, на кристалловских задворках. Например, открытый автомобиль 1912 года выпуска заокеанской марки E-M-F, из которой впоследствии произрос Studebaker (подробнее вся эта история изложена здесь). Или умопомрачительная Isotta Fraschini 8A самого начала тридцатых годов, машина, про которую все читали у Ильфа и Петрова, но которую почти никто и никогда не видел живьем. Или тут же, на соседнем стенде, чуть более поздний Bugatti Type 57 в закрытом исполнении Galibier… Впрочем, перечислять экспонаты можно долго, но лучше все же посмотреть на те иллюстрации, что сопровождают этот текст. А еще лучше — самим добраться до музея и увидеть все воочию.
У организаторов музея весьма амбициозные планы, рассказывать о которых во всех подробностях, думается, пока что рановато. Но уже 21 апреля отсюда должно будет стартовать новое весеннее ретроралли, о котором мы в свой срок, разумеется, своим читателям расскажем.