Денис Орлов об автомобиле ГАЗ-М20 Победа, которая пополнила коллекцию музея Авторевю
В музее Авторевю пополнение - легендарная Победа. Символ эпохи, достижение державы, сокрушившей гитлеровский фашизм. От дебюта Победы нас отделяет 66 лет - целая человеческая жизнь. Реставраторы прошли этот путь за год, восстановив машину в полном соответствии спервоначальным видом.
Причины, по которым старые машины обретают новых хозяев, часто грустные. Вот и прежний владелец этой Победы много лет тому назад поставил машину в музей Авторевю на ответственное хранение, а вскоре умер. Затем его племяннице срочно потребовались средства на операцию - и серая Победа ГАЗ М-20 выпуска 1954 года (номер шасси 0124725, номер кузова 96296) перешла в собственность редакции.
Машина выглядела прилично - и кузов, и агрегаты, и даже рулевое колесо и пластмассовые детали, что встречается редко. Ведь тогдашний пластик был недолговечным - со временем на ободе руля проступал липкий, напоминающий иней, белесоватый налет. То ли испарялся пластификатор, то ли виноваты бактерии, пожиравшие органический наполнитель, но шоферы говорили, что на руль «напала чума». Происходило это под воздействием солнечных лучей и сырости. Спасались от «чумы», на стоянках накидывая на руль и приборную панель какую-нибудь тряпку и протирая обод… тормозной жидкостью. И все же детали из такого материала со временем начинали крошиться, так что на большинстве восстановленных автомобилей уже давно ставят аккуратный «новодел». А на этой можно было оставить часть «родной» пластмассы.
Но как ни хороша кажется старая машина, а для реставрации ее нужно полностью разобрать. И тут начинаются открытия.
В чем-то реставраторов можно уподобить археологам. К примеру, в старых машинах выпуска 50-х годов часто находят денежные купюры под задним сиденьем - водители иногда подкладывали «трешку» справа и «пятерку» слева на удачу. Этакое суеверие, замена нынешних иконок на «торпеде», немыслимых во времена господства марксизма-ленинизма.