Частный самарский музей вездеходов: на чем передвигались по бездорожью во времена Второй мировой?

Фото: fortepan.hu, sa-kuva.fi | Андрей Крюковский | Денис Орлов

Самара полна тайн: как-никак в годы войны город, называвшийся тогда Куйбышев, был резервной столицей СССР. Старожилы поведают о бункере Сталина, о тоннелях под Жигулевскими горами — настолько широких, что внутри разъезжались два танка, и о секретном фарватере Волги, по которому подводные лодки причаливали к входу в подземелье... Среди тайн, мнимых и истинных, есть коллекция внедорожных машин, хранящаяся в одном из особняков поселка Волжский — частном Самарском музее вездеходов, и в ней более 40 экземпляров! На их примере можно наглядно сопоставить подходы разных конструкторских школ к решению общей задачи: как обеспечить движение по бездорожью в условиях военного времени.

Максимализм присущ не только автомобильным конструкторам, но им — особенно. Едва они получали задание на вездеход, как принимались делать из него танк!

Конструктор ГАЗа Виталий Грачев в 1941 году намеренно выбрал для подвешивания переднего моста легкого разведывательного вездехода ГАЗ-64 четвертьэллиптические рессоры, чтобы ничего не выступало перед колесами. По замыслу автомобиль должен был, уперевшись в бугор, бревно или вертикальную стенку-эскарп, сам втащить себя на препятствие. Увы, здесь, в отличие от танковых гусениц, передаваемого покрышками тягового усилия оказалось для этого недостаточно. Грачев сдался: на втором образце появился бампер.

Полноприводный пикап ГАЗ-61-415 и артиллерийский тягач ГАЗ-61-416. Заметен необычно большой поперечный угол наклона шкворней передних колес — десять градусов

С не меньшим замахом в те же годы конструкторы небольшой французской компании Laffly создавали VLTТ, Vehicule de liaison tout-terrain, «транспортное средство для пересеченной местности». Вездеход должен был передвигаться по перепаханному взрывами полю — лунному ландшафту. Для этого в переднем свесе и в базе под кузовом даже установили опорные катки. Применили трансмиссию бортовой схемы, исключающую пробуксовку колес. С единственным (межбортовым) дифференциалом. При повороте угловая скорость колес каждого борта почти одинакова, дополнительные «дифферы» были не нужны.

К бортовой схеме Виталий Грачев обратится уже после войны, когда будет создавать знаменитые вездеходы для эвакуации космических кораблей. Те машины действительно превзойдут по проходимости гусеничные транспортеры. Но справедливо ли требовать того же от легковых вездеходов?

Любое усложнение — потенциальная проблема на поле боя. И лишний вес. А вес — это деньги. Экономика войны беспощадна: простое и дешевое всегда побеждает сложное и дорогое. В ведомстве генерал-квартирмейстера США техзадание на разведывательный вездеход буквально отвешивали в фунтах! Идея опережала конструкцию. Зачем брать препятствие в лоб? Если вездеход мал и легок, можно объехать, где-то подтолкнуть и даже перенести на руках.

В американской прессе будущий джип называли четырехколесным мотоциклом! И вот занятная параллель. Историк Юрий Пашолок поднял в Центральном архиве Министерства обороны (ЦАМО) отчет об испытании опытного образца ГАЗ-64 на полигоне Главного автобронетанкового управления РККА в Кубинке в апреле 1941 года. Так вот, когда полигон дал по образцу разгромное заключение, Грачев напомнил, что автомобиль создавался «для использования в мотоциклетных частях армии».
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи