Рецензия: «Советские полноприводные. Том 1. Легковые»

Рецензия: «Советские полноприводные. Том 1. Легковые»
Ретро | 30 октября 2017
Фото: Вера Володина

«Советские полноприводные. Том 1. Легковые» — Тула, ООО «Борус-Принт», 2017

Ионес С.В., Марков Н.С., Рубежной Н.А., Свиридов А.К., Тихонов Г.В.
420 с., табл., ил.
Тираж — 1000 экземпляров.
Цена — 3500 рублей

Без особой рекламы и широковещательных заявлений группа автомобильных историков начала реализацию масштабного замысла — создания и выпуска серии книг, посвященных «отечественным автомобилям со всеми ведущими колесами: легковым, грузовым и специальным, серийным и опытным, гражданским и военным».

Первый том, который уже покинул типографию, без сомнения, станет приятным сюрпризом для любителей отечественной автомобильной истории. Он, как следует из аннотации, «рассказывает об истории становления отечественной школы проектирования легковых внедорожников». Книга охватывает период от начала 30-х годов прошлого века до 1991 года — когда прекратил свое существование СССР, и по стилю и оформлению напоминает своеобразный энциклопедический словарь. Двадцать две главы максимально подробно рассказывают о разнообразных отечественных легковушках с полным приводом: от легендарного ГАЗ-61 до армейских уазиков, созданных на излете существования Советского Союза, от уникального представительского лимузина ЗИС-110Ш с колесной формулой 4х4 (!) до миниатюрного ТПК — ЛуАЗ-967М, от первой послевоенной амфибии ГАЗ-011 до плавающей младшей сестры Нивы — ВАЗ-2122; от полноприводного хэтчбека АЗЛК-21416 до гоночного среднемоторного прототипа НАМИ-0300. Разумеется, перечень машин, о которых рассказано в этой книге, не исчерпывается вышеперечисленными — их гораздо больше. Кроме того, авторы справедливо замечают: «Предполагаем, что особый интерес могут вызвать разделы, посвященные уникальным экспериментальным вездеходам с нетрадиционными типами движителей». Так что любознательный читатель сможет узнать о необычных полугусеничных вездеходах НАМИ — с пневмогусеницами (!) или об экспериментальном вездеходе МВТУ на пневмокатках.

Книга содержит массу интереснейших фактов и редких фотографий, многие из которых опубликованы впервые. Особую ценность изданию придает тот факт, что для иллюстраций использованы, за редким исключением, старые архивные снимки, «на которых показаны совершенно новые автомобили, только сошедшие с конвейера или находящиеся в процессе испытаний». Приведены в тексте и краткие технические характеристики машин. Не забыты имена множества конструкторов и испытателей, приложивших свой труд и умения к созданию этих подчас уникальных автомобилей и их модификаций.

Книга хорошо оформлена: большой формат, плотная мелованная бумага, черно-белые и цветные иллюстрации. Жаль только, что не нашлось места для библиографии — списка книг, журналов и отчетов по испытаниям, посвященных предметам исследования. Есть замечания и к стилю изложения: повествование о некоторых машинах настолько подробное, насколько это возможно, а вот о других автомобилях рассказано гораздо скромнее. Также, к сожалению, не обошлось без опечаток и несущественных ошибок, которые, впрочем, не влияют на общее впечатление от книги.

Если планам авторов суждено осуществиться в полном объеме, то в следующих выпусках серии нас ждут интереснейшие открытия из истории отечественных полноприводных грузовиков и специальных многоосных шасси, созданных по заказу Советской Армии.

Рекомендованные статьи