Обратно в СССР за рулем Жигулей и Москвича

Фото: Дмитрий Питерский
Экспертная группа: Иван Шадричев | Ярослав Цыпленков

В ладони — невесомые ключики-топорики. Повернуть по часовой, сжать клавишную ручку и отпереть легкую дверку. Из тесного проема тянет сыростью застоявшихся автомобилей. Сейчас я закрою воздушную заслонку карбюратора, включу стартер и заведу мотор. А потом неспешно покачу по дорогам только что построенного Дмитровского автополигона. У меня сразу две машины времени: Москвич-2140 и ВАЗ-2101. Одногодки, выпущенные в 1979-м.

О чем мечтали в СССР, когда я еще не родился, — о Жигулях или о Москвиче?

По мне, Москвич красивее. Хромированный кант на решетке радиатора, блестящие фальшдиски и колпаки, «погоны» (как называли габаритные фонари на задних стойках) — и знаменитая черная полоса на корме. Таким нарядным «сороковой» был с начала выпуска в 1976 году и до 1982-го, а затем от былого шика не осталось почти ничего.

«Копейка» со своим итальянским дизайном — в том, что касается экстерьера, она практически полностью копирует Fiat 124 — попроще. И снаружи, и внутри. В узком салоне Моск­вича высокая передняя панель выглядит богато: масса указателей, полочка над небольшим бардачком, удобный лоток за рычагом коробки передач. В Жигулях больше воздуха — машину словно надули. До пассажирской двери уже не так просто дотянуться, капот короче. Но мест для мелочевки, считай, нет — если не надевать на рычаг коробки «кооперативный» пластиковый черный бокс. Зато в небольшие кармашки на дверях удобно прятать щетки дворников: опасаясь кражи, их ставили только перед дождем. А в остальное время на кончики поводков натягивали обрезки трубочек из поливинилхлорида, чтобы случайно не поцарапать лобовое стекло. Запчасти-то — дефицит...

Отделка интерьера комбинированная: коричневые тона были самыми популярными для Москвича, помимо черных, синих и даже красных. Обратите внимание на металлическую стойку­ в ногах пассажира — в нее прячется выдвижная антенна. По краям­ передней панели — плафоны подсветки, которые ­отлично освещают весь дверной проем
Помимо спидометра здесь есть амперметр, указатели давления масла и температуры охлаждающей жидкости. Не хватает только тахометра и лампы-индикатора резерва топлива: стрелка указателя при поворотах раскачивается на четверть шкалы. Справа под рулем кнопка включения габаритных огней и отдельная клавиша подсветки приборов, а режимы ближнего и дальнего света переключаются подрулевым рычажком
0 / 0

Ажурная панель «копейки» парит в салоне аккуратным подоконником лобового стекла. В ней меньше лабиринтов воздуховодов, да и сам отопитель удачнее: в Жигулях зимой заметно теп­лее. Как говорили, ташкент. А вот чтобы согреться в Москвиче, приходилось перекраивать систему отопления.

• Сиденья «сорокового» лучшие во всем ­советском автопроме. Пластиковые п­одголовники-решетки — от более поздней версии: в 1979 году Москвичи комплектовались массивными ­трапециевидными подголовниками
• Уютные для двоих задние места: голова прячется за стойкой крыши, а откинувшись назад, можно смотреть на небо в заходящее на крышу стекло. Места для ног достаточно, высота подушки и угол наклона спинки подобраны на зависть большинству современных автомобилей. Но третий пассажир уместен лишь при коротких поездках

Небольшая дверка Москвича захлопывается легко, с приятным металлическим щелчком. А посадка-то лучше, чем во многих нынешних машинах! Хороший диапазон продольной регулировки, мелкие ступени смены угла наклона спинки — и отличный руль с пухлым ободом и вполне современным диаметром. Ей-богу, по эргономике в советско-российском автопроме с тех пор ­Москвич превзошла только одна модель — Лада Веста.

Центральные воздуховоды никак не связаны с отопителем: это приточная вентиляция, воздух в нее попадает через лючок перед лобовым стеклом, открываемый нижним рычагом. Средний управляет заслонкой в панели, а верхний — краном отопителя. Странно, что вентилятор «печки» включается кнопкой слева от руля. Мимо крупной манетки аварийки не промахнешься — у «копейки» ее не было вовсе

А Жигули с пресловутой «итальянской» посадкой враскоряку точно были хуже. Сиденье — словно полураскрытая книжка в мягкой обложке, до руля едва дотягиваешься, а педали, наоборот, слишком близко. Зато детям было так удобно смотреть вперед и следить за стрелками на приборах, протиснувшись между передними креслами... Я делал именно так.

Штатный радиоприемник с единственным динамиком на верхушке передней панели был у всех «сороковых», менялась только его лицевая панель. Прорезь сверху — под сигнализатор непристегнутых ремней безопасности для экспортных седанов. Над двухрежимным выключателем стеклоочистителей располагалась манетка двухступенчатого (!) электрообогрева заднего стекла
А если обогрева не было, то бороться с запотеванием помогал вентилятор, который автолюбители ставили на заднюю полку
0 / 0

Под весенним солнцем легко зашумели оба двигателя — «подсос», рукоятку воздушной заслонки, можно было утопить полностью уже через пару минут. Вибраций на холостом ходу в Москвиче почти нет. Но сцепление туговато, педаль газа с длинным прутком-тягой­ ощутимо люфтит, а рычаг коробки... ­Бр-р-р! Громоздкая и неудачная система тяг досталась «сороковому» в наследство от Москвича-408, у которого рычаг переключения передач был расположен на рулевой колонке.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи