Глубокая заморозка: Растегаев и шины Ikon на автомобилях Hongqi и BMW

Фото: компания Ikon Tyres | Олег Растегаев

Согласно ГОСТу Р 55516-2013, для глубокой заморозки продукты помещают в камеру с температурой –25˚С. Когда я прилетел на тесты зимних шин Ikon в Мурманск, показания термометров здесь опускались до –32˚С. Как в условиях «глубокой заморозки» себя проявили теперь уже полностью российские покрышки Ikon Autograph Ice 9 и Ikon Autograph Snow 3? И почему следующую презентацию шин компания Ikon может устроить в Узбекистане? Сейчас все расскажу.

Минус тридцать два — не такой уж лютый мороз? Но я оглядываюсь назад из моросящего дождем московского января — и уже не воспринимаю столь критично мурманскую «заморозку». Настоящие зимние дороги, на которых до асфальта не доскрестись, ослепительно-белый иней на деревьях и вертикальные столбы света по пути в Териберку. Настоящая русская зима! Для которой и созданы шины Ikon.

Была Hakkapeliitta, а теперь Autograph: для новых боковин пришлось делать другие пресс-формы

Напомню, компания Ikon Tyres — преемница российского подразделения финской фирмы Nokian Tyres, которая в 2022-м ушла с нашего рынка, оставив здесь свой крупнейший завод мощностью 17 млн шин в год. К счастью, производство на этом заводе не остановилось. Правда, пришлось полностью поменять не только название шин, но также дизайн боковин — и, соответственно, изготовить для них новые пресс-формы.

Слева — шипованная шина Autograph Ice 9 SUV, справа — фрикционная Autograph Snow 3 SUV. Обе модели доступны в широкой линейке типоразмеров от 16 до 21 дюйма

При этом протекторы шин Ikon пока полностью копируют хорошо знакомые модели Nokian. Шипованные Ikon Autograph Ice 9 — это бывшая Hakkapeliitta 9, а фрикционные Ikon Autograph Snow 3 — Hakkapeliitta R3. Именно в эти шины с индексом SUV и были обуты автомобили, которые ждали журналистов в аэропорту Мурманска. Кстати, и сами машины представляли немалый интерес — это прокатные кроссоверы BMW X5 с пробегом за 100 тысяч километров и свежие Hongqi HS3 и HS5. Чем не арктик-тест?

На первую часть маршрута Мурманск — Териберка мне выпал паркетник Hongqi HS5, обутый в шипованные шины Ikon Autograph Ice 9 SUV размерности 255/45 R20. Под колесами укатанный снег, за бортом минус 29˚С, но ехать легко и приятно. Лобовое стекло чистое — никаких тебе реагентов. Трассу даже песком не посыпают. 

Hongqi с двухлитровым турбомотором хорошо стоит на прямой, уверенно тормозит и шустро разгоняется. В свое время я немало поездил на шинах Nokian Hakkapeliitta 9 и теперь не вижу особой разницы между теми финскими и нынешними российскими покрышками. Собственно, протектор тот же, технологии и материалы тоже. Единственное отличие — шипы.

В шинах Nokian они давно уже сложной формы. У той же модели Hakkapeliitta 9 «гвозди» не просто фигурные, они еще и двух разных типов — в центральной части протектора и по бокам. На завод во Всеволожске такие шипы раньше поставляли из Финляндии, но сейчас все права на оригинальные шипы остались у компании Nokian. Это оказалось больно, но не смертельно: инженерам завода Ikon Tyres удалось в короткие сроки не только разработать новый дизайн шипов, но и наладить их поставки. Откуда? На этот вопрос представители компании Ikon Tyres отвечать отказываются. Но говорят, что шипы не китайского и не российского производства. Эту скрытность можно понять: лишние санкции ни заводу, ни поставщику не нужны.

Как и во времена Nokian, шипы в «девятке» двух типов: в центральной части их V-образные вставки развернуты в продольном направлении, а по бокам — в поперечном. Принципиальное отличие в том, что твердосплавные вставки теперь унифицированы, хотя корпусы разной формы.

Понятно, что оценить влияние новых шипов на характеристики шин можно только во время академических сравнительных тестов на полигоне. Но мой опыт подсказывает, что разница может составлять едва заметные несколько процентов. Куда важнее в этом деле не нюансы формы, а качество установки шипов. И с этим у компании Ikon Tyres проблем нет: как и прежде, ошиповка заводская. Причем оборудование почти ­секретное: во время визита на завод год назад меня так и не пустили в цех ошиповки.

Дорогу Мурманск — Териберка каждую зиму по несколько раз закрывают из-за ­непогоды. К счастью, снежный буран закончился за пару дней до нашего визита, и нам не пришлось менять маршрут

Читатели могут удивиться: дескать, что тут сложного — поменяли название, слегка изменили форму шипов и продолжают себе варить те же шины Nokian. Но не все так просто! Основная проблема в том, что на российском заводе финны оставили ограниченное количество пресс-форм. А рынок требует новых типоразмеров. Для них приходится заказывать всю оснастку заново, а для некоторых — разрабатывать оригинальные пресс-формы не только для боковин, но и для протектора. Например, уже выпускаются шиповки Ikon Autograph 9 SUV размерности 315/35 R21. В них был обут BMW X5, на котором мне тоже удалось прокатиться по дорогам Заполярья.

Конечно, BMW даже с пробегом свыше 100 тысяч километров дарит куда больше положительных эмоций на зимней дороге в сравнении с Hongqi. Хотя бы потому, что на BMW можно отключить систему стабилизации и наслаждаться управляемыми скольжениями. Китайские премиум-кроссоверы так не могут, но в бытовом плане они тоже не ударили в грязь… то есть в снег лицом.

Кроссовер Hongqi HS5 на зимней дороге ­оказался скорее безопасным, чем азартным. И что важно — теплым!

На трассе Мурманск — Териберка Hongqi HS5 проявил неплохую стабильность при движении по прямой и, главное, не «замерз». То есть в салоне при движении со скоростью 110 км/ч климатика поддерживала комфортную температуру, окна в задней части салона обмерзали не больше, чем в BMW X5, сенсорные экраны/кнопки тоже работали без сбоев. Единственная проблема — лобовое стекло пару раз начинало затягивать пеленой инея, приходилось переключать климат-контроль в режим «все на стекло».

Приятно, что подвеска китайского кроссовера и при температуре ­минус 30˚С оставалась работоспособной. Хотя в целом, конечно, она жестче, чем у BMW. Рулю не хватает информативности, а муфта подключения задних колес на поверку оказалась куда более нежной, чем фрикцион на передней оси BMW. Это выяснилось, когда организаторы тест-драйва выпустили журналистов на небольшую закрытую трассу. Hongqi HS5, равно как и младший Honghi HS3, только на первом круге позволял ездить в режиме ESP Off с силовыми скольжениями четырьмя колесами, а потом муфты подключения задних колес переходили в щадящий режим — на прямой автомобиль разгонялся неплохо, но в поворотах ехал в скучном переднеприводном сносе.

По дорогам общего пользования и по закрытой трассе удалось поездить и на фрикционных шинах Ikon Autograph Snow 3 SUV. При столь низких температурах они держат ничуть не хуже, чем шиповки. А на участках асфальта шумят заметно меньше. Собственно, никаких откровений. Все как с шинами Nokian, которые всегда отличались завидными показателями на снегу и на льду, но страдали умеренными сцепными свойствами на асфальте, а шипованные — еще и повышенным шумом в сравнении с конкурентами.

При переходе на новую модель Nokian Hakkapeliitta 10P как раз снижению шума было уделено максимальное внимание, что было отмечено и в наших сравнительных тестах в 2022-м и 2021 годах. Но прав на выпуск этих шин у российской компании Ikon Tyres нет. Равно как и на производство новой фрикционной модели Nokian Hakkapeliitta R5. Это значит, что Autograph Ice 9 и Autograph Snow 3 завершают линейку копирования протекторов Nokian, и следующие модели уже будут иметь оригинальный рисунок, над которым сейчас трудится вновь созданный отдел разработок компании Ikon Tyres.

Шины Ikon в своей стихии: за бортом минус 30,5 градуса!

Уходит с нашего рынка и бренд Nordman — последние шины с этим логотипом на боковинах были выпущены на заводе во Всеволожске в конце 2024 года. А в 2025-м ему на смену придет линейка Ikon Character: по рисункам протектора это предыдущие модели Nokian — как зимние, так и летние. Шины второй линии.

Но в портфеле компании Ikon Tyres недавно появилась еще и третья линия — шины экономкласса под новыми брендами Attar и Bars. Первые производятся на новом заводе в Казахстане, вторые — в Узбекистане. Оба завода были спроектированы и построены как подразделения Нижнекамскшины, но в июне 2024 года эти производства оказались в шинном кластере Татнефти, куда входит и всеволожский завод Ikon Tyres. При этом Нижнекамскшина вышла из состава Татнефти. Эта чехарда с собственниками привела к тому, что первые модели Attar и Bars, которые уже начали поступать в российские магазины, выполнены по мотивам шин Кама и Viatti, однако в будущем на заводах в Казахстане и Узбекис­тане в серию пойдут шины, созданные в отделе разработок Ikon Tyres. А потому не исключено, что одну из следующих презентаций компания проведет в Средней Азии. Да и мне уже не терпится сравнить эти бюджетные модели с китайскими конкурентами. Либо с российскими шинами Кама или Cordiant.

Кстати, давайте посмотрим, сколько сейчас будет стоить переобувка, например, Лады Весты в зимние шипованные шины разных производителей. В штатном размере 185/65 R15 самыми дорогими оказались покрышки Ikon Autograph Ice 9 и Pirelli Ice Zero 2 российского производства: по 34 тысячи рублей за комплект. Корейские Kumho WI32 — 28 тысяч рублей, китайские «шиповки» стоят от 16 тысяч до 20 тысяч рублей за комплект. Цены на новые шипованные шины Attar W01 лежат примерно в том же диапазоне, но сейчас найти эти покрышки в нужном типоразмере крайне сложно: в Россию завозятся лишь пробные партии. Что это за шины и смогут ли они сдержать экспансию китайских производителей? Скоро проверим!  

Рекомендованные статьи