Как запустили Ладу Весту: репортаж Сергея Знаемского

Фото: компания АвтоВАЗ | Сергей Знаемский

— Что мистер Андерссон поменял на АвтоВАЗе?
Эту сценку я видел уже не раз: вазовский президент сам «интервьюирует» собственных подчиненных перед строем журналистов. На этот раз «повезло» вице-президенту по производству и логистике, французу Югу Демаршелье:
— С января 2014 года наше развитие — это взрыв.
Тонко ответил. АвтоВАЗ и впрямь рванул — то ли вперед, то ли в клочья. Отставки, убытки, новинки...
Год 2015 тоже начался взрывом: третьего января на дочернем заводе ИжАвто полыхнул покрасочный комплекс. А на носу и запуск хэтчбека Nissan, и грядущая Лада Веста. Праздников в Ижевске не было, зато 12 января завод снова работал. А уже в начале февраля я отправился в столицу Удмуртии, чтобы посмотреть, как стартовал пилотный выпуск Весты — и как пилотирует АвтоВАЗ сам Бу Андерссон.

Веста, как невеста, была в белом. Кузов «ледникового» цвета (это один из 18 будущих серийных колеров) медленно выплыл на нитку главного конвейера — и вокруг тут же засуетились рабочие. С Лады мигом сняли двери (их подсборка пойдет на отдельном участке) и принялись готовить ее к установке остальных компонентов: проводки, интерь­ера, светотехники... Ниже «по течению» Весту должна была ждать «женитьба» с вазовским шестнадцатиклапанником 1.6, но гостей неожиданно повели в противоположную сторону, «вверх» по ходу конвейера, — в цеха сварки и окраски.

Ручной труд здесь перемежается автоматизированным: рабочие клещами сваривают отдельные узлы кузова, а роботы Fanuc затем точечно скрепляют каркас, хотя после все равно что-то еще подваривается вручную.

В Ижевске новая Лада прописана вместе с автомобилями Nissan (седан Sentra плюс пятидверный хэтчбек на той же основе) и пятидверными Грантами, но в общем потоке кузовов я насчитал только три Весты, а за оставшийся день завод сделал лишь на одну больше.

Это — отладочная партия S-Lot 2, «второй пилотный этап». Стадия S-Lot 1 у Вес­ты завершилась еще до Нового года, когда в опытном цехе тольяттинского ОПП на воссозданной там производственной линии доделали 48 первых экземпляров — на них отлаживали стыковку деталей и общую последовательность процесса сборки. А теперь, когда Веста переехала на «родной» конвейер, начался второй S-Lot: он нужен, чтобы настроить темп сборки, довести до автоматизма действия рабочих, подачу компонентов и построить готовые машины для испытаний и валидации (то есть для проверки соответствия целевым требованиям к автомобилю).

Это первый снимок Весты без камуфляжа и «черновых» деталей. Лада будет одной из самых крупных в классе В+, но все-таки компакт­нее гольф-седанов: по длине (4410 мм) она практически идентична лифтбеку Skoda Rapid, а по размеру колесной базы (2636 мм) на пять—восемь сантиметров превосходит седаны Volkswagen Polo, Hyundai Solaris и Renault Logan

Правда, в итоге «женитьбу» нам показали только на видео, а экскурсию по заводу плавно направили в конференц-зал, потом на банкет и — на самолет в Тольятти. Собранную целиком машину я видел лишь на фотографиях: вазовцы говорят, что постеснялись показывать автомобиль с «косящими» бамперами и неровными дверными зазорами. Зря: этим болеют все «пилоты».

До марта в том же пилотном режиме здесь сделают еще 15 «голых» кузовов и 34 комплектных автомобиля, каждый из которых отправится либо на ездовую доводку, либо на краш-тест, либо на проверку потребительских качеств. Потом будет еще несколько предсерийных партий, «генеральная репетиция» из фактически серийных седанов. И, наконец, 25 сентября — запуск серийного производства. До конца года ИжАвто должен сделать примерно 5000 товарных машин, а дальше — плавно выходить на годовую мощность в 100 тысяч.

Да-да, всего 100 тысяч. Вроде бы хорошо, что вазовцы переболели избыточным оптимизмом. Но и лишняя скромность не к месту. Если уж главный конкурент, Hyundai Solaris, даже за прошлый кризисный год поставил рекорд (114 тыс. машин), а парочка Logan/Sandero хоть и откатилась за 100-тысячный рубеж, но только из-за смены поколений хэтчбека, то более доступная Веста при любом раскладе должна быть популярнее.

Или, наоборот, не должна?

— Альянсу Renault-Nissan будет лучше, если мы вообще не сможем запустить Весту, — обмолвился Бу Андерссон. — Но мы запустим.

Новой Ладе, кажется, не очень-то повезло с родителями-акционерами, а в особенности — с моментом появления на свет. Проект, который обещал стать образцом синергии АвтоВАЗа и альянса Renault-Nissan, под ударами кризиса выглядит проблемой для каждой из сторон. Французы, которые за прошлый год потеряли на АвтоВАЗе 182 млн евро, вряд ли счастливы от того, что вместо оптимизации бизнеса по сборке иномарок завод тратится на такую блажь, как запуск «русского ответа Логану». А в госконцерне Ростех и в правительстве наверняка не в восторге от того, что все это делается с безжалостной бизнес-хваткой: через кад­ровые чистки, полувоенную дисциплину, а главное — через пересмотр «священных» бизнес-схем в отношениях АвтоВАЗа с поставщиками.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи