Как запустили Ладу Весту: репортаж Сергея Знаемского
— Что мистер Андерссон поменял на АвтоВАЗе?
Эту сценку я видел уже не раз: вазовский президент сам «интервьюирует» собственных подчиненных перед строем журналистов. На этот раз «повезло» вице-президенту по производству и логистике, французу Югу Демаршелье:
— С января 2014 года наше развитие — это взрыв.
Тонко ответил. АвтоВАЗ и впрямь рванул — то ли вперед, то ли в клочья. Отставки, убытки, новинки...
Год 2015 тоже начался взрывом: третьего января на дочернем заводе ИжАвто полыхнул покрасочный комплекс. А на носу и запуск хэтчбека Nissan, и грядущая Лада Веста. Праздников в Ижевске не было, зато 12 января завод снова работал. А уже в начале февраля я отправился в столицу Удмуртии, чтобы посмотреть, как стартовал пилотный выпуск Весты — и как пилотирует АвтоВАЗ сам Бу Андерссон.
Веста, как невеста, была в белом. Кузов «ледникового» цвета (это один из 18 будущих серийных колеров) медленно выплыл на нитку главного конвейера — и вокруг тут же засуетились рабочие. С Лады мигом сняли двери (их подсборка пойдет на отдельном участке) и принялись готовить ее к установке остальных компонентов: проводки, интерьера, светотехники... Ниже «по течению» Весту должна была ждать «женитьба» с вазовским шестнадцатиклапанником 1.6, но гостей неожиданно повели в противоположную сторону, «вверх» по ходу конвейера, — в цеха сварки и окраски.
Ручной труд здесь перемежается автоматизированным: рабочие клещами сваривают отдельные узлы кузова, а роботы Fanuc затем точечно скрепляют каркас, хотя после все равно что-то еще подваривается вручную.
В Ижевске новая Лада прописана вместе с автомобилями Nissan (седан Sentra плюс пятидверный хэтчбек на той же основе) и пятидверными Грантами, но в общем потоке кузовов я насчитал только три Весты, а за оставшийся день завод сделал лишь на одну больше.
Это — отладочная партия S-Lot 2, «второй пилотный этап». Стадия S-Lot 1 у Весты завершилась еще до Нового года, когда в опытном цехе тольяттинского ОПП на воссозданной там производственной линии доделали 48 первых экземпляров — на них отлаживали стыковку деталей и общую последовательность процесса сборки. А теперь, когда Веста переехала на «родной» конвейер, начался второй S-Lot: он нужен, чтобы настроить темп сборки, довести до автоматизма действия рабочих, подачу компонентов и построить готовые машины для испытаний и валидации (то есть для проверки соответствия целевым требованиям к автомобилю).
Правда, в итоге «женитьбу» нам показали только на видео, а экскурсию по заводу плавно направили в конференц-зал, потом на банкет и — на самолет в Тольятти. Собранную целиком машину я видел лишь на фотографиях: вазовцы говорят, что постеснялись показывать автомобиль с «косящими» бамперами и неровными дверными зазорами. Зря: этим болеют все «пилоты».
До марта в том же пилотном режиме здесь сделают еще 15 «голых» кузовов и 34 комплектных автомобиля, каждый из которых отправится либо на ездовую доводку, либо на краш-тест, либо на проверку потребительских качеств. Потом будет еще несколько предсерийных партий, «генеральная репетиция» из фактически серийных седанов. И, наконец, 25 сентября — запуск серийного производства. До конца года ИжАвто должен сделать примерно 5000 товарных машин, а дальше — плавно выходить на годовую мощность в 100 тысяч.
Да-да, всего 100 тысяч. Вроде бы хорошо, что вазовцы переболели избыточным оптимизмом. Но и лишняя скромность не к месту. Если уж главный конкурент, Hyundai Solaris, даже за прошлый кризисный год поставил рекорд (114 тыс. машин), а парочка Logan/Sandero хоть и откатилась за 100-тысячный рубеж, но только из-за смены поколений хэтчбека, то более доступная Веста при любом раскладе должна быть популярнее.
Или, наоборот, не должна?
— Альянсу Renault-Nissan будет лучше, если мы вообще не сможем запустить Весту, — обмолвился Бу Андерссон. — Но мы запустим.