Прожектор перестройки: размышления за рулем концепт-кроссовера Skoda Vision S
Гулко хлопнула дверь, скрипнуло кресло, бутафорский ремень безопасности отказался вылезать из катушки. Я качнул от себя джойстик трансмиссии, нажал на педаль — и концепт-кроссовер Skoda Vision S начал беззвучно разгоняться вдоль стены ангара.
Зачем Шкоде семиместный полноприводник — и какую роль ему отвели в концерне Volkswagen?
Все концепт-кары устроены одинаково — это я знаю с тех пор, как четыре года назад поучаствовал в создании шоу-кара Лада XRAY в Италии. Под красочной скорлупой Шкоды тоже скрыто простейшее шасси с электромотором и аккумуляторами, подвески в привычном понимании нет, интерьер отфрезерован из полимера. Это выставочный макет, а весь тест-драйв — пара проездов по заводскому ангару под щелчки фотокамеры.
Точно так же свою PR-повинность отрабатывал и маттиновский XRAY. Но, в отличие от него, Vision S не будет четыре года томиться в гримерке, а уже этой осенью с минимальными изменениями выйдет на сцену — серийный кроссовер, скорее всего, назовут Skoda Kodiak. И тем не менее по своей роли Vision S для компании Skoda — такой же XRAY. Прожектор перестройки.
Это новое лицо марки, новый многообещающий сегмент рынка, нескромные фантазии и пьянящие амбиции. Ведь разработанный в конце прошлого года долгосрочный план Стратегия-2025 предполагает, что Шкоду ждут серьезные перемены.
Во-первых, имидж марки должен стать эмоциональнее, поэтому первым делом начал трансформироваться дизайн — в пользу более ярких и дорогих решений. Фамильную внешность будут определять зауженные фары и «зубастая» фальшрадиаторная решетка.
Во-вторых, Skoda намерена быть брендом, ориентированным на кроссоверы. Поэтому в ближайшее время появится не один, а сразу четыре новых паркетника — и Vision S лишь первый из них.
Это не Yeti второго поколения (у того на подходе свой преемник), а более крупный автомобиль — Skoda впервые шагнет в класс полновесных гольф-кроссоверов. Причем шагнет так широко, что, по своему обыкновению, сразу немного выскочит за его верхнюю границу. Концептуальный Vision S почти на полметра больше, чем Yeti, и при своих нынешних 4700 мм в длину обещает перерасти даже Mitsubishi Outlander.
Более длинная колесная база (2790 мм против 2578 у Yeti) подарила салону третий ряд сидений, хотя свободно расположиться там можно, только если кресла второго ряда сильно сдвинуты вперед, — в серийной версии на их месте, разумеется, будет диван, хотя салазки сохранятся.
В концептуальном салоне аж десять планшетов! По задумке, с мастер-экрана, который расположен напротив переднего пассажира, можно управлять картинкой каждого из мониторов, встроенных в подголовники задних кресел, а также наблюдать с помощью салонных камер за седоками заднего ряда. Но понятно, что в серийном варианте останется лишь парочка гаджетов — да и то за доплату.
• Гаджеты Apple жестко закреплены на подлокотниках, но по задумке они не входят в комплект — просто в каждой двери расположена станция для зарядки
Гибридная трансмиссия, которую анонсировала Skoda, тоже пока в самых отдаленных планах. Турбомотор 1.4 TSI (156 л.с.) и 40-киловаттный электродвигатель внутри «робота» DSG вращают передние колеса, а заднюю ось приводит отдельный 85-киловаттный электродвигатель. Такую же установку имеет Volkswagen Tiguan GTE. Однако первой серийной Шкодой с гибридной начинкой станет Superb, и произойдет это только в 2019 году. А новый кроссовер будет оснащаться традиционными бензиновыми турбомоторами, дизелями, полным приводом на основе муфты Haldex и технически окажется братом-близнецом грядущего Тигуана в версии XL, который на 110 мм длиннее базового.
А что в нем чешского, кроме имени и места производства? Дизайн-студия и конструкторский центр в Млада-Болеславе долго сохраняли нетипичную для младшей фольксвагеновской «дочки» автономность: лифтбек Octavia, седанохэтчбек Superb и «каблук» Roomster не имели аналогов под другими брендами концерна VW. Однако теперь самобытность сменяется унификацией. И если Octavia — это все еще «лучший Golf, чем сам Volkswagen», то Superb уже утратил свою двухсекционную дверь, Roomster снят с производства и будет заменен на клон фольксвагеновского Caddy, а Yeti второго поколения, если верить шпионским снимкам, почти во всем повторит обычный Tiguan.
Зато Skoda превратилась в основного разработчика и сборщика малолитражных турбомоторов TSI и трансмиссий DSG для других подразделений концерна.
Это выгоднее. На отчетной пресс-конференции в середине марта чешское отделение объявило об очередных рекордных результатах. Второй раз подряд взят миллионный рубеж: в прошлом году продано 1 млн 55 тысяч Шкод, треть из которых разошлась в Китае. Чистая прибыль — 708 млн евро. Более крупные подразделения концерна VW AG — Audi и сам Volkswagen — зарабатывают больше, но если говорить об уровне доходности, то соотношение прибыли и выручки, которое на финансовом языке называется операционной маржой, выросло у Шкоды до 10,8%. Из относительно массовых брендов прибыльнее только Porsche (16%), результат Audi в этом году 8,3%, а у VW AG в целом — всего 3,1% из-за последствий «дизельгейта».
С 1991 года, когда Skoda вошла в состав концерна Volkswagen, объем производства вырос в шесть раз! И при этом на трех заводах в Чехии, где выпускается 600 тысяч автомобилей плюс миллион двигателей и трансмиссий в год, работают всего 25 тысяч человек. На АвтоВАЗе (неизбежная аналогия!) персонала почти вдвое больше, а о прибылях в Тольятти даже не мечтают. Равно как и о производстве таких крупных и высокомаржинальных машин, какой, без сомнения, окажется Skoda Vision S. Но могла ли Лада повторить судьбу Шкоды? Об этом читайте здесь.