Василий Костин познакомился с новым Мерседесом E-класса перед премьерой
Бац! Я готовился к удару, но от резкого толчка под левое плечо даже немного защемило в спине. Меня толкнул надувной мешок внутри кресла: так работает одна из систем превентивной безопасности, которыми будет снабжен грядущий Mercedes Е-класса с заводским индексом W213.
Это был не обычный airbag, а новая опционная система Impulse Side. Когда машина своим радаром бокового обзора «видит», что столкновение неизбежно, срабатывает «отталкивающий мешок»: в надувную емкость, закрепленную внутри валика боковой поддержки, подается сжатый газ из неaвает подальше от борта, а уже после срабатывают и традиционные подушки.
Побыть в шкуре водителя нового Е-класса мне удалось в головном мерседесовском научно-техническом центре в Зиндельфингене. Жаль, сам Е-класс был весь обклеен полосатой черно-белой пленкой, а салон прикрыт маскирующими накладками. Но я нырнул под машину, а там... Спереди вместо стоек McPherson — подвеска с двойными поперечными рычагами, сзади — многорычажка: все как у машин на модульной платформе MRA, на которой построены C- и S-класс. Будет в списке опций и пневматическая подвеска. Передняя панель явно в духе нынешнего S-класса, с «четырехстволкой» круглых дефлекторов системы вентиляции по центру и общим козырьком для комбинации приборов и мониторчика мультимедиа (он выполнен в виде отдельного «планшетника», как на C-классе).
Сами мерседесовцы называют новый Е-класс очередным шагом к будущему без аварий. По словам немцев, система Impulse Side особенно полезна, когда водитель сидит за рулем не идеально ровно, а вразвалочку: при боковом ударе на счету каждый сантиметр, и даже небольшой толчок в сторону снижает вероятность травм грудной клетки. Кроме самого надувного мешка эта опция требует установки двух широкоугольных радаров по углам переднего бампера.
А «по умолчанию» система Pre-Safe снабжена тремя радарами: одним в центре радиаторной решетки и двумя по углам заднего бампера (раньше радаров было шесть). Передний, фирмы Continental, имеет три антенны с разным сектором обзора — между ними он переключается с частотой 100 Гц, за счет чего заменяет сразу три радара. А применение сзади локаторов с несимметричной диаграммой направленности позволило избавиться от еще одного, что по центру бампера.
Кстати, помните, что первые мерседесовские радарные системы у нас в стране были запрещены, потому что работали на военных частотах? Нынешние радары используют 76 ГГц вместо 24 и 77 ГГц и никому не мешают.
Радары сопряжены со стереокамерой на лобовом стекле: они дополняют друг друга. «Знаешь, какую «засветку» дает простая алюминиевая банка из-под газировки? — охотно делился подробностями разговорчивый Йохен Хааб, ответственный за системы помощи водителю. — На радаре она выглядит почти как автомобиль! А по данным одной только камеры за машину можно принять, например, рекламный щит. Размещение радара в решетке радиатора — тоже неспроста. Ниже, в бампере, он забивается помехами от колодезных люков, трамвайных рельсов».
Кстати, радары позволили создать эдакий сверхпродвинутый парктроник: при «выезде из гаража» радиолокаторы издали «видят» проезжающий мимо автомобиль, и система не дает с ним столкнуться.
На деле «органов чувств» у нового Е-класса больше: кроме радаров и стереокамеры управляющая электроника полагается на показания ультразвуковых датчиков в бамперах, обыкновенных камер (в радиаторной решетке, над задним номерным знаком и в боковых зеркалах) и даже на данные навигационной системы. Не исключено, что в будущем к этим пяти «чувствам» добавится и шестое — например, лидар, то есть лазерный сканер, который используется на беспилотных автомобилях: открытая архитектура электронной системы позволяет достаточно легко ее расширить.
Новый Е-класс способен сам притормаживать и разгоняться за попутным автомобилем и удерживать полосу на шоссе вплоть до скорости 200 км/ч. Причем до 130 км/ч он может это делать даже без разметки — впервые среди аналогичных систем! В этом случае электроника ориентируется по идущей впереди машине, придорожным отбойникам, расставленным ремонтниками столбикам или конусам... И даже просто по кромке асфальта.
В пробке на шоссе Mercedes умеет толкаться сам — можно не рулить. А вот когда Е-класс по данным GPS видит, что затор в городе, баранку придется брать на себя. Но в любом случае электроника, обнаружив риск аварии, поможет водителю дотормаживать или даже будет тормозить самостоятельно, если человек за рулем никак не реагирует. В идеальных условиях это позволит избежать столкновения с неподвижным препятствием на скоростях до 65 км/ч.
А вот самостоятельно объезжать преграду Е-класс не научен: это незаконно. Тормозить — да, а маневры должен совершать водитель. Но если тот пытается увернуться и не докручивает руль — тут электроника ему все-таки поможет.
А еще Е-класс теперь умеет избегать столкновения с движущимся перпендикулярно автомобилем на перекрестке — это должно работать при скорости второй машины до 70 км/ч.
Но если аварии избежать не удалось, то Е-класс сможет оповестить об этом соседние машины — с помощью системы Car-to-X. В соответствии с новым европейским законодательством Mercedes снабжен сотовым модемом и кнопкой экстренного вызова помощи: после ДТП информация передается сперва на центральный мерседесовский сервер и направляется не только экстренным службам, но и всем автомобилям с такой системой, находящимся в этом районе. На вопрос, можно ли будет проследить аварии в «биографии» подержанной машины, мерседесовцы отвечают отрицательно: данные обезличены, к тому же удаляются с сервера через сутки.
А еще подобные предупреждения будут рассылаться даже при пробуксовке колес! Мол, осторожно, рядом скользко. Кстати, в систему уже включена информация о пробках от компании TomTom.
И наконец, автопарковка. Теперь даже находиться за рулем не обязательно. Проезжаешь мимо свободного пятачка, чтобы машина распознала место, выходишь из-за руля, достаешь смартфон, подключенный к машине по протоколу Bluetooth, — и если у тебя в кармане ключ-метка (он действует в радиусе 3,5 метра), ты можешь управлять Мерседесом как игрушкой, поворачивая пальцем колесико на экране!
Процесс в любой момент можно прервать, просто отпустив палец, — автомобиль замрет на месте.
А самая заметная для окружающих инновация — это адаптивные светодиодные фары. Световой блок фирмы Lear в секции дальнего света состоит из 84 диодов — плюс еще восемь в ближнем свете. Для сравнения — на модели CLS, где мерседесовцы впервые внедрили LED-фары, диодов было 24. Там световое пятно делилось на 24 вертикальные колонки, каждую из которых можно было выключить, чтобы не слепить водителей встречных и попутных машин, а на Е-классе оно «порезано» еще и на три горизонтальных ряда — так можно управлять светом на порядок точнее. Алгоритм изощренный: блок электроники, получающий данные со стереокамеры под лобовым стеклом, не только выключает отдельные диоды, светящие непосредственно на соседние машины, но во время дождя еще и увеличивает темную область перед встречными машинами, чтобы не слепить водителей бликами на асфальте.
А попутно снижается яркость освещения дорожных знаков: свет мерседесовских диодов настолько яркий, что может привести — только представьте! — к самоослеплению водителя.
Жаль, что ждать появления нового Е-класса в России еще больше года. Уж очень не терпится проверить, не больно ли будет пяти мерседесовским чувствам от нашей российской действительности.