УАЗ и ADAS: Патриот видит знаки

Фото: Сергей Знаемский | Сергей Цыганов

На конференции автоинженеров, которая в середине сентября проходила на АвтоВАЗе, Ульяновский автозавод продемонстрировал ученой публике Патриот с предсерийным комплексом Advanced Driver Assistance Systems, который помогает водителю парковаться, следит за разметкой и распознает дорожные знаки.

Вообще-то, ADAS — это общее обозначение для всевозможных электронных ассистентов водителя, от круиз-контроля до полного автопилота. Чтобы как-то упорядочить их многообразие, американское общество автоинженеров SAE предложило разделить все системы на шесть классов: от нулевого до пятого (стандарт SAE J3016). К первым двум относятся системы чисто информационные, которые лишь подают водителю сигналы (как пример — функции контроля за слепыми зонами). А вот остальные классы предполагают некие уровни автоматического принятия решений и вмешательства в управление, от частичного до полного.

В каком классе УАЗ?

Патриот на конференции был свежим, в очередной раз модернизированным: с новым салоном, двумя подушками безопасности, преднатяжителями передних ремней, трехспицевым мультирулем и телескопической рулевой колонкой, АБС «в базе» и опционной ESP, с электронной имитацией блокировки межколесных дифференциалов и, наконец, с единым 72-литровым пластиковым бензобаком вместо двух металлических. Правда, новый бак чуть ли не наполовину выступает ниже рамы и ничем не защищен.

В обновленном салоне Патриота прежней осталась только комбинация приборов, но и она теперь с белой подсветкой. Временный демо-экран кустарно врезан в нишу штатной мультимедиасистемы. Блок управления микроклиматом переехал выше (его больше не задеть при включении третьей передачи), и Патриоту наконец доступен полноценный климат-контроль. Обод нового руля — с подогревом, колонка регулируется по вылету, а на спицах — кнопки управления аудиосистемой и (впервые на УАЗе) круиз-контролем

Да и сама машина была предсерийной, еще со старой решеткой радиатора, — но ульяновцы просили не придираться к мелочам и воспринимать ADAS-Патриот как приглашение остальных автозаводов России к сотрудничеству. Ведь если объединить усилия, то можно создать универсальный комплекс, подходящий для разных отечественных автомобилей, — и намного дешевле, чем системы, которые ГАЗ, КАМАЗ и ВАЗ сейчас проектируют самостоятельно. Например, УАЗ сперва работал с фирмой Itseez, которая была основана в Нижнем Новгороде, а затем сменила прописку на Сан-Франциско. Однако ее потом купил Intel, и ульяновцам пришлось начинать все заново.

В Тольятти ADAS-Патриот маскировался под дореформенный внедорожник со старой фальшрадиаторной решеткой и маленькой эмблемой — новая будет крупнее. Но на левом борту лючка бензобака уже нет: он остался только справа

Сейчас уазовский ADAS построен на основе… обычного парктроника, которым некоторые модификации Патриота оснащаются уже на конвейере. Четыре ультразвуковых датчика в переднем бампере и четыре в заднем. Их показания эффектно визуализированы: картинка на экране иллюстрирует не только расстояние до препятствия, но и то, какой частью бампера Патриот к нему приближается.

Однако теперь этот парктроник работает в паре с системой кругового видеообзора, разработанной московской фирмой ПаркМастер. И если серийный Патриот может похвастать только камерой заднего вида, то «адасовый» — еще тремя, расположенными в корпусах наружных зеркал и под лобовым стеклом. Это лайфхак, уловка разработчиков, ведь обычно переднюю камеру размещают в решетке радиатора, где она легко пачкается. А за стеклом ей грязь не грозит. Правда, угол обзора при таком расположении сокращается, камера почти не видит два метра пространства перед передним бампером. Но вместо нее картинку для водителя «дорисовывают» как раз ультразвуковые датчики.

У двух камер комплекса ADAS разные задачи: та, что в массивной «рабочей клетке», смотрит вправо (от водителя) и отвечает только за чтение знаков
У двух камер комплекса ADAS разные задачи: та, что в массивной «рабочей клетке», смотрит вправо (от водителя) и отвечает только за чтение знаков
Боковые камеры расположены в корпусах наружных зеркал
0 / 0

Парковаться самостоятельно Патриот не может, ведь у него не электро-, а гид­роусилитель руля. Однако парктроник ловко сводит картинки с камер в панораму, а на дистанции полметра начинает ассистировать зуммер. Но почему система не отрисовывает для водителя оптимальную траекторию движения? Уазовцы смущенно пожимают плечами: сделаем, но позже.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи