Альпийское МХ-5-путешествие. Часть первая: Россия—Белоруссия—Польша
У меня традиция, почти как в «Иронии судьбы»: каждый год в конце июля я путешествую по Европе на автомобиле. Так повелось давно, но это неважно... На сей раз я решил исследовать Альпы: ту часть, что по большей части расположена в Швейцарии, Италии и Франции. Делиться непутевыми заметками и видеозарисовками с регистратора PlayMe Back я буду по мере продвижения по маршруту. Сегодня расскажу про Белоруссию, Польшу и подготовку к вояжу.
Мой маршрут на первые два дня. По-своему, конечно, хороши и Польша, и Белоруссия, но чем больше езжу по Европе, тем острее желание промахнуть их побыстрее
Подготовка к европутешествию как таковая не требуется вовсе. Шенгенская виза, исправный автомобиль и «аварийный набор», включающий помимо знака и аптечки еще и светоотражающий жилет, — вот все, что вам нужно. Даже гринкарту (евро-ОСАГО) можно не покупать заранее, а приобрести прямо перед границей с Белоруссией. Причем с комфортом: помимо многочисленных вагончиков, полисы нынче продают на сетевых заправках, а ценник тот же, что и в Москве: 2450 рублей за полис на 15 дней.
Россия
Выезд — традиционно в шесть утра. С таким расчетом, чтобы не опоздать на ужин в польской гостинице. Ночевать там, разумеется, дороже, чем в белорусском отеле, но мой опыт показывает, что лучше немного переплатить, дабы побыстрее пройти границу. Ибо утром будет большая очередь из тех, кто решил сэкономить.
Девять лет назад для подстраховки навигатора я использовал атласы. Теперь вот планшет дублирует смартфон
Перегон в 1100 км от Москвы до Польши легко преодолевается менее чем за 12 часов даже с учетом остановок на туалет и перекусы. Российская часть трассы М1 (около 450 км) — это по-прежнему лучшая дорога в России. Не потому, что покрытие неплохое на всем протяжении и количество ремонтируемых участков минимально. Главное — это минимум две полосы в каждом направлении. Именно они превращают обгон грузовиков из опасной лотереи в обыденность: быструю, простую и безопасную. Камер видеофиксации масса, о них вас предупредит как толковое приложение в телефоне, так и видеорегистратор (у PlayMe Back есть такая функция). А гаишники вне стационарных постов нынче водятся только в Смоленской области. Общаться с ними в этот раз, к счастью, не довелось.
Mazda чуть взбрыкнула уже через 50 км после выезда: зажегся check engine. Никаких прочих признаков недомогания не было, расход топлива от заправки до заправки укладывался в привычные на трассе 8,5—9 л/100 км, поэтому я решил до поры ничего не предпринимать: «хороший стук себя проявит».
Белоруссия
В Белоруссии, несмотря на недавнюю деноминацию, все по-прежнему. Бедненько, но опрятно и чисто. Ценники теперь указывают дважды: в старых «зайчиках» и в новых деноминированных, похожих на еврокупюры. Обменников там, где они больше всего нужны (на АЗС и в кафе), я, увы, не нашел. Местные предлагали съездить в поселок (3 км от трассы) и брать валюту отказывались наотрез (уголовное преступление!). Однако я решил проблему иначе. Везде расплачивался с помощью рублевой кредитной карты, благо кросс-курс моего банка мало отличался от официального.
Белорусская магистраль: уходить в правый ряд никто не торопится
Цены на бензин — социалистические, то есть единые. Нужно лишь помнить, что на большинстве белорусских АЗС не заправляют в кредит — надо точно знать количество литров, что влезет в бак. А на какую заправку ни приедешь — «нашу» Газпромнефть на трассе, «государственный» Белнефтехим в городе или на занюханную АЗС возле сельпо, — везде цена 1,19 деноминированных «зайчика» за литр. При нынешнем курсе 33,6 российских рубля за белорусский это чуть меньше 40 руб./л. Иными словами, от заправки под пробку в Смоленской области много не выиграешь, в отличие от заливки перед Польшей, где даже самый дешевый АИ-95 стоит на наши деньги не меньше 70 руб./л.
Концентрация подобных ларьков перед границей зашкаливает. Но сейчас страховку для Европы можно купить и в более цивилизованном месте — на сетевой заправке
Неподкупное белорусское ГАИ на трассе теперь не охотится: инспекторов заменили камеры (все они предупредительно обозначены соответствующими знаками). На магистрали осталась лишь транспортная инспекция, занимающаяся контролем оплаты автобана иностранцами (в основном доят у обочин дальнобойщиков). Российским легковушкам встреча с «транспортниками» не грозит, проезд для нас бесплатный.
Проблем с закусочными и заправками у белорусов нет. Но сервис может быть по-советски специфичным, а по-польски вкусно вас накормят только в относительно дорогих ресторанах
О том, что надо перестраиваться в свободный правый ряд, даже когда валишь 120 км/ч, большинство белорусов, равно как и половина россиян, увы, не знают и знать не хотят. Выручает лишь, что трафик ненапряженный, и, сгоняя особо неуступчивых с левой полосы, вы их никоим образом не подставляете. Разве что потрясаете.
Ибо белорусский асфальт стал заметно хуже, особенно в правом ряду, где идут тяжелые фуры. Такое ощущение, что последние года два-три братья-славяне в ремонт покрытия особо не вкладывались — трясет сильнее и чаще, чем в России! Поэтому пересечению границы с Европой я был особенно рад. Тем более такому быстрому: всего 20 минут в Белостоке. Ехать по привычке на Брест смысла не было: соседний пункт пропуска Домачево закрыли в июне в связи с ремонтом переправы, и на Варшавском мосту (Брест) большие очереди были гарантированы.
• В 15 километрах от Минска у белорусов стоит экологическая галочка: пара ветряков и несколько солнечных батарей рядом с… АЗС
• При взгляде на белорусские прайсы с таким количеством нулей невольно закомплексуешь. На самом деле 80 тысяч старыми «зайчиками» — это порядка 250 российских рублей, нормальная цена за бизнес-ланч. Но ощущения халявы, как три года назад, нет и в помине: нынче у соседей ценники сопоставимы с российскими
Польша
От Варшавы я в этот раз решил двинуть на Германию не по платному шоссе в направлении Берлина, а на Дрезден — по бесплатному. Ибо за последние десять лет с точки зрения автомобилиста в Польше произошли разительные перемены. Это раньше там было полтора автобана, причем главный из них (А2) начинался в 100 км после Варшавы и заканчивался в 50 км не доезжая немецкой границы. А теперь у поляков целая сеть скоростных магистралей, и они продолжают строить еще!
Польская стройка: здесь скоро будет новый автобан
С точки зрения тех, кто хочет «побыстрее проехать польское однообразие», это безусловный плюс. Но что будет с любимой многими, в том числе и мной, инфраструктурой маленьких городков и сел вдоль старых узеньких дорожек? Пока она жива. Еще можно вкусно поесть, заселиться в приличную гостиницу, починить машину и много чего еще по евромеркам за копейки. Но как бы «деревенская» Польша не повторила судьбу американской глубинки после строительства сети интерстейтов, очень точно показанную в мультфильме «Тачки». Жизнь прекратится, и никто этого не заметит. Все будут заправляться втридорога на автобанной заправке и стоять в очереди в McDonald's — «чтобы сэкономить десять минут в пути».
• «Одпадки» — отходы, «самоходы» — автомобили, «паливо» — топливо… Польский язык понятен и без переводчика. Надо только помнить, что «склеп» — это магазин, а «контор» — обменник
• Orlen — польский нефтяной монстр вроде нашего Лукойла или Газпромнефти. Купленная про запас литрушка полусинтетики обошлась мне всего в 35 злотых (около 600 рублей) — в Польше масла Orlen в полтора раза дешевле, чем аналогичные по качеству ВР или Shell
Поляки очень хотят быть похожи на немцев. На автобанах уже полно растхофов, огромных стоянок, где должны быть туалеты, закусочные и АЗС. Проблема в том, что паркплацы и WC уже есть, а заправки и кафе на многих растхофах еще не успели построить. На трассе S8/А8 от Варшавы до Вроцлава вы запросто можете проехать и 100, и 200 километров в надежде заправиться, но так и не увидите ни одной АЗС!
Десять лет назад, до эпохи автобанов, польские полицаи прятались с радарами по кустам, совсем как наши. А нынче берут пример с немецких коллег: базируются на заправках (на фото) и время от времени барражируют по трассе
Не переживайте, что придется съезжать и делать небольшой крюк до ближайшего населенного пункта. Бензин там будет существенно дешевле, чем на автобане, — немецкая система. На окраине городка я залил полный бак по 4,14 злотых, а на скоростном шоссе этот же Super (АИ-95) стоил уже 4,84 злотых — 17% разницы, больше, чем где бы то ни было в Европе! Кстати, что касается денег, то в kontor (обменнике), коих без счету в 50-километровой зоне у границ, выгоднее всего менять евро. Либо можете расплачиваться кредиткой, только стоит следить, чтобы списание производилось в польских злотых, а не в долларах США, иначе кросс-курс (доллар—злотый, злотый—рубль) будет применен дважды.
Но автобаны поляки построили, а ездить по ним пока не научились. Обгоны справа, перестроения под задний бампер («это вторжение в личное пространство», как любит повторять мой друг-немец), превышение разрешенных 140 км/ч более чем на 40 км/ч — в Польше все это до сих пор в порядке вещей. Хотя надо признать, десять лет назад они ездили куда более безбашенно.
Основные сетевые заправки в Польше — это интернациональные Shell и BP плюс местный Orlen. «Наш» Лукойл (в этом году все АЗС проданы полякам) встречается куда реже. Цены на АИ-95 — от 4,14 злотых (0,96 евро) в городках до 4,84 злотых (1,12 евро) на автобанах. Дизель, как и во всей Европе, чуточку дешевле
А на выезде из Германии в Польшу (на обратной дороге) вас будет ждать не самый приятный полицейский сюрприз. Поляки останавливают все автомобили, кроме тех, что с местными и немецкими номерами, и подвергают тщательной проверке документов и досмотру содержимого салона и багажника. Проверяют тотально всех, включая бельгийцев и голландцев! Вот такая нынче «объединенная» Европа: проблемы с сирийскими беженцами каждый решает по-своему.
«Вот поэтому мы все такие злые», — народный любимец Слепаков мог бы спеть подобное и про жителей Варшавы. Самые нетерпеливые и нервные водители попадаются только в радиусе 100 км от польской столицы
Завтра — Германия!